Сложно и недешево: почему в России мало футбольных манежей с трибунами

    Универсальные типовые проекты невозможны из-за конструктивных особенностей сооружения
    Футбольный манеж в Екатеринбурге вмещает 3000 зрителей, но местный «Урал» предпочитает играть на открытом воздухе даже в Первой лиге
    Футбольный манеж в Екатеринбурге вмещает 3000 зрителей, но местный «Урал» предпочитает играть на открытом воздухе даже в Первой лиге /Донат Сорокин / ТАСС

    Календарь Российской премьер-лиги (РПЛ) почти всегда включает один-два декабрьских тура. Некоторые матчи проходят в сложных погодных условиях. Например в ноябре 2023-го ЦСКА и «Ростов» играли в сильный снегопад – поле не успевали расчистить, а в декабре «Пари НН» победил «Урал» в минус 8. В текущем сезоне последний тур 2024 г. запланирован на 8 декабря, так что команды и зрителей наверняка ждут несколько матчей в мороз. Представители Российского футбольного союза (РФС) не раз заявляли, что решить проблему зимнего футбола могут крытые манежи. Но такие площадки есть лишь у нескольких клубов, но ни один из них не играет в РПЛ.

    В манеже – летом

    О планах застроить страну манежами много рассуждали еще 15 лет назад. Тогда глава РФС Сергей Фурсенко настаивал на переводе чемпионата на систему «осень – весна», чтобы синхронизировать национальный и европейский календари. Проблему зимних матчей он предлагал решить созданием крытых арен. К тому моменту в России было лишь четыре подходящих объекта: открытые к 1980 г. комплексы ЦСКА, «Олимпийский» и «Петербургский», а также построенный в середине нулевых манеж в Омске. Только сибирская арена использовалась прежде всего как футбольный стадион – там до сих пор играет «Иртыш» из Второй лиги.

    Риторика президента РФС не была подкреплена планом по финансированию или хотя бы стимулированию строительства манежей, регионы тоже не слишком активно включились в развитие инфраструктуры. После перехода на «осень – весну» в начале 2010-х гг. в России построили лишь несколько футбольных манежей, пригодных для матчей. Самый большой – в Новосибирске – рассчитан на 3500 мест, его открыли в 2011 г. Позже манежи (большинство – на 3000 зрителей) появились в Екатеринбурге (2013 г.), Красноярске (2014 г.), Перми (2018 г.), Саранске (2018 г.) и Тамбове (2018 г.).

    Все объекты, за исключением саранского, используются клубами. «В Перми минусовая температура с ноября по апрель, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Алексей Степанов, спортивный директор «Амкара». – Без хорошего крытого помещения сложно представить тренировочный процесс на Урале. Но официальные матчи мы не проводим в манеже с ноября 2021 г. – арена не проходит лицензирование».

    «Амкар» играет в дивизионе «Б» Второй лиги по системе «весна – осень». В этом году розыгрыш для пермского клуба закончился 19 октября, когда температура была выше нуля. Но, например, «Сибирь», выступающая в дивизионе «А» по схеме «осень – весна», активно задействовала манеж в 2024 г. Команда провела там четыре домашних матча – в октябре и ноябре. «Енисей» из Первой лиги этой осенью дважды играл под крышей. Вылетевший из РПЛ в сезоне 2023/24 «Урал» предпочитает проводить матчи на открытом воздухе, но в манеже иногда принимает соперников молодежка.

    Крытые арены выручают и в экстренных случаях. Например, в мае 2018 г. «Енисей» и «Тамбов» провели домашние стыковые матчи за выход в РПЛ в манежах. Тогда Центральный стадион в Красноярске закрыли на реконструкцию к зимней Универсиаде-2019, а тамбовский стадион перестраивали под премьер-лигу. В сезоне 2022/23 из-за плохого состояния поля «Енисей» играл дома исключительно под крышей, в том числе в июньских стыках против «Факела». «Игра в манеже – это антифутбол. Игры в манеже сделаны исключительно из-за определенной хитрости. Это 100% приносит дополнительные очки «Енисею» в чемпионате», – возмущался тогда в интервью «Матч ТВ» гендиректор воронежского клуба Роман Асхабадзе.

    Индивидуальный заказ

    Регламенты всех российских лиг разрешают проводить матчи в закрытых помещениях, если они соответствуют стандарту РФС. Все объекты делятся на пять категорий. Среди критериев классификации – сертификация поля, параметры безопасности, вместимость и т. д. Крупнейшие манежи России вмещают около 3000 зрителей – это нижняя граница для арены второй категории, где можно проводить матчи Первой лиги и ниже. Стадион РПЛ должен вмещать от 10 000. Таких манежей в России нет. Прежде этому требованию соответствовали «Петербургский» (25 000) и «Олимпийский» (35 000), но оба снесли ради новых объектов.

    Футбольные манежи бывают двух типов: капитальные – с фундаментом и большепролетными конструкциями – и быстровозводимые, которым фундамент не требуется. Все российские крытые арены с трибунами относятся к первой категории. «Футбольный манеж – это специализированный спортивный зал, но очень больших размеров, – поясняет «Ведомости. Спорту» руководитель Российской ассоциации спортивных сооружений Юлия Шелякова. – По сложности проектирования его нельзя сравнить ни с чем. Это особый тип сооружения, он специфичен своими большими безопорными конструкциями. Кроме спортивной зоны нужна вспомогательная инфраструктура: залы для ОФП и СФП, раздевалки, душевые, помещения для массажа, тренерские, судейские, места хранения инвентаря и т. д.».

    Полноразмерные манежи с трибунами в России строят по индивидуальным проектам. Например, в Новосибирске зрительские места находятся вдоль обеих боковых линий поля, в Красноярске – только с одной стороны, а в Перми помимо главной трибуны есть и секторы за воротами. Отличаются арены и по другим параметрам. Казалось бы, появление типового проекта упростило бы строительство манежей, но это не так, утверждает Шелякова.

    «Сооружение может быть типовым только в рамках одного региона, – говорит она. – При «перемещении» проекта на большие расстояния необходимы корректировки, связанные с климато-географическими особенностями. Снеговые и ветровые нагрузки могут отличаться, грунты тоже бывают разные. Все это отражается на проектировании, строительстве и эксплуатации».

    От внешних условий зависит и стоимость объекта. Сейчас в России возводят только один манеж – арену в Челябинске на 3000 мест планируют открыть в 2025 г., по данным «Уральского меридиана», она обойдется в 2,4 млрд руб. 10 лет назад в соседнем Екатеринбурге манеж построили за 1,8 млрд. Но разницу объясняет не только инфляция, много и других факторов. «Важно, чтобы во время эксплуатации не дал о себе знать просчет, заложенный на этапе проектирования, – говорит эксперт. – Например, могут не предусмотреть, что в регионе выпадает очень много снега и перекрытия его не выдержат. Или там так светит солнце, что спортсмены будут задыхаться внутри, потому что не хватит мощности систем кондиционирования».

    Правила эксплуатации

    В России у футбольных манежей сложилась не лучшая репутация. Матчи под крышей не могут собрать много болельщиков – не та атмосфера и акустика. С другой стороны, клубы низших лиг не всегда могут похвастаться хорошей посещаемостью и антуражем даже на открытых стадионах.

    «Вместимость манежа в Перми примерно совпадает с фактической вместимостью стадиона «Звезда», – говорит Степанов. – В манеже – 3000 зрителей, на стадионе – 3500. Поэтому принципиальной разницы, где играть, для клуба Второй лиги нет». Зимой посещаемость в манеже может быть и выше – там зрителям комфортнее, добавляет Степанов. А вот футболистам проще играть на открытом воздухе. «В любом закрытом помещении, даже самом современном, недостаток свежего воздуха, – говорит Степанов. – По этой же причине в манежах сложно представить адекватное натуральное поле: для него нужно солнце и кислород».

    Еще одна проблема футбольных манежей – узкая специализация. Футболом (если не матчами, то тренировками) объекты загружены только в холодное время года, а летом зачастую простаивают. Но многофункциональность – вопрос грамотного управления сооружением и его оснащенности системой кондиционирования, считает Шелякова. «Манежи максимально универсальны, – говорит она. – Их можно использовать для баскетбола или художественной гимнастики – высота потолка позволяет, а если добавить звуковое и световое оборудование, то и для шоу. Газон можно накрыть, как это делают со льдом на хоккейных площадках».