Больше стадионов и доступность для детей: как будет развиваться российский спорт
Форум «Россия – спортивная держава» обозначил приоритеты индустрии на год впередС 17 по 19 октября в Уфе, празднующей в 2024 г. свое 450-летие, прошел 12-й международный форум «Россия – спортивная держава». Одно из крупнейших событий спортивной индустрии страны собрало более 5000 участников более чем из 50 стран.
Насыщенная деловая программа вместила в себя более 40 круглых столов, панельных дискуссий, лекций и сессий. В списке тем – фиджитал-спорт, спортивное право, борьба с допингом, спортивная медицина, высокие технологии в спорте и др. Самыми резонансными получились обсуждения проблем детского спорта, развития инфраструктуры и привлечения зрителей на спортивные мероприятия. «Ведомости. Спорт» суммировал выступления спикеров и зафиксировал главное.
Снижение коммерциализации детского спорта
Главным событием форума стало пленарное заседание «Спорт – комплексный взгляд в будущее» и заседание Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта с участием главы государства Владимира Путина, министра спорта Михаила Дегтярева и вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
«Президент поставил задачу к 2030 г. вовлечь 70% наших граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом. Сегодня более 56% людей занимаются физкультурой и спортом, а обеспеченность спортивными объектами достигла 61,5%», – отчитался Чернышенко во вступительной речи.
Путин в своем выступлении затронул тему коммерциализации детско-юношеского спорта. По его словам, даже в бесплатных секциях родители вынуждены тратить значительные суммы на экипировку, аренду площадок и взносы за участие в соревнованиях. Президент подчеркнул, что для детей из малообеспеченных и многодетных семей не должно быть никаких взносов.
Дегтярев, подхватив тему, говорил о необходимости внести поправки в концепцию развития детско-юношеского спорта до 2030 г., которые должны обеспечить доступность занятий спортом и исключить взносы за участие в соревнованиях. Министр также отметил, что объединение спортивных федераций (в гимнастике это уже произошло, на очереди водные виды) позволит сконцентрировать ресурсы на развитии детско-юношеского спорта.
Кроме того, добавил Дегтярев, новый фонд целевых отчислений (ЦО) от азартных игр (туда пойдут средства от ставок на зарубежные события) будет направлять часть средств на развитие детско-юношеского спорта. Также министр предложил поэтапное увеличение размера букмекерских ЦО с 1 января 2026 г. до 2,25%, а с 1 января 2028 г. до 2,5%.
На сессии «Система спортивной подготовки в детско-юношеском спорте» глава департамента спорта высших достижений Министерства спорта Алексей Дроздов рассказал, что 23,7 млн детей в России занимаются спортом.
По подсчетам аналитического департамента общественного движения «Народный фронт», уровень доступности детского спорта по стране составляет почти 70%. Но 35% респондентов недовольны оснащением школ и спортивных объектов, где они занимаются. Также 77% родителей отметили, что даже в бюджетных секциях требуются дополнительные расходы. Лучшими регионами по доступности спорта стали Чеченская республика, Белгородская, Липецкая, Астраханская и Нижегородская области.
Кроме того, эксперт «Народного фронта» Геннадий Сандырев обратил внимание на нехватку детских тренеров. «Сейчас у нас 66 000 тренеров по стране, а два года назад их было почти 100 000», – заявил он. По мнению Сандырева, люди не хотят идти в профессию из-за низкой зарплаты. Например, в Свердловской области тренеры получают 40 000 руб., в то время как средняя зарплата по региону – 80 000 руб.
Новые спортивные объекты по всей стране
В первый день форума Путин торжественно открыл Центр фехтования и Комплекс сооружений для гребного слалома в Уфе, где уже прошли первые международные соревнования. Также в режиме видеосвязи состоялась презентация спортивных объектов в других регионах страны: спорткомплекс с бассейном и игровым залом «Амфибия» в Нефтекамске, многофункциональный спорткомплекс «Энергия» в Перми и центр водных видов спорта «Волна» в Южно-Сахалинске. В Дзержинске Нижегородской области начал работу региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта для спортсменов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха. В Туле открылся многофункциональный спорткомплекс «Тулица» с легкоатлетическим манежем и универсальным игровым залом.
Президент сообщил, что ежегодно в России планируется строить минимум 350 спортивных объектов и в ближайшие шесть лет на эти цели выделят 65 млрд руб. «Мы последовательно развиваем необходимую спортивную инфраструктуру. С 2019 г. на эти цели из федерального бюджета было направлено порядка 160 млрд», – сказал Путин. Чернышенко добавил, что в 2023 г. было введено в эксплуатацию 72 крупных спортивных объекта, а в 2024-м – еще 85.
Генеральный директор «Росспецпроекта» Станислав Савенко рассказал «Ведомости. Спорту», что стоимость строительства спортобъектов за последние годы увеличилась: «Сметные расценки государства сильно возросли – в основном из-за разницы в валютах и текущей политико-экономической ситуации на международной арене. Мы наблюдаем рост цен примерно на 150–200% по сравнению с 2021 г. Не забывайте и об инфляции, которая составляет 10–15% в год».
Борьба за зрителя на трибунах и у экранов
На сессии «Продвижение спорта в современном информационном пространстве» обсуждались способы привлечения внимания зрителей к экранам и на стадионы. Всего на форуме было подписано более 50 соглашений и меморандумов, особенно выделился «Матч ТВ», потерявший в сезоне 2024/25 права на Лигу чемпионов. Телеканал продлил и подписал контракты с федерациями бокса, бобслея, регби и прыжков в воду, а также будет информационным партнером Казанского марафона в 2025 г. Генеральный продюсер «Матч ТВ» Дмитрий Рыжков прокомментировал активность канала: «Раньше было ощущение, будто не нужно прилагать усилия для привлечения зрителей к телевизору и на стадионы. Сейчас же, в условиях большого количества развлечений, приходится бороться за внимание аудитории».
Заместитель генерального секретаря Российского футбольного союза Эрика Сурикова в разговоре с «Ведомости. Спортом» отметила рост интереса к сборной и Кубку России. «Новый формат Кубка в двух последних сезонах собрал более 900 000 зрителей на всех матчах, – добавила она. – Если говорить о ТВ-рейтингах, то такие события, как матч сборной или суперфинал Кубка, собирают около 4–5 млн зрителей в прямом эфире. Основной вещатель получил доступ в раздевалки команд и микрофон на бровке, чтобы зрители могли полностью погрузиться в атмосферу матча и понять эмоции игроков и тренерского штаба. «Матч ТВ» также помогает с визуализацией графики, тепловых карт игроков, карточек игроков, что также улучшает опыт зрителей».
Заместитель шеф-редактора Okko Sport Роман Гутцайт отметил, что в 2024 г. у платформы растут показатели. К примеру, полуфинал Евро-2024 Англия – Нидерланды на платном сервисе смотрело больше 1 млн человек. Также благодаря приобретению прав на еврокубки количество просмотров раздела «Спорт» выросло в четыре раза по сравнению с 2023 г. Гутцайт считает, что росту способствует в том числе показ всех матчей турниров УЕФА. Тем не менее генеральный продюсер «Матч ТВ» Дмитрий Рыжков высказал мнение, что турниры уровня Лиги чемпионов должны транслироваться в России бесплатно.
На сессии обсудили также тему привлечения зрителей на трибуны. В беседе с «Ведомости. Спортом» президент Единой лиги ВТБ Сергей Кущенко назвал приглашение знаменитостей самым эффективным способом привлечь аудиторию на стадион. «Если, к примеру, Баста будет присутствовать на баскетбольном матче, то его поклонники купят билеты и придут, – детализировал Кущенко. – Хотя это в первую очередь помогает артисту, а не нам. Наша задача – привлечь людей на матчи так, чтобы они приходили именно ради баскетбола. Агрессивный современный маркетинг и продажа билетов через соцсети – это важные рабочие инструменты. Если неудобно добраться до стадиона или плохая афиша в приложении, то люди не придут. За последние два года показатели Единой лиги ВТБ выросли. Увеличилось количество подписчиков в соцсетях, продажа билетов, аудитория и посещаемость стадионов. Средний рост каждого сегмента составляет 15–20%».
Производство экипировки в России
Важной частью форума стала выставка «Современный спорт. Инновации и перспективы», где на 5000 кв. м разместились около 100 тематических стендов. Посетителям предложили множество активностей, включая фиджитал- и киберзоны, а также возможность увидеть известные спортивные трофеи страны –такие как Кубок Гагарина и Кубок России по футболу.
Примерно пятую часть выставки заняли российские производители экипировки. Уже в первый день форума к стенду Zasport – официального экипировщика Олимпийской сборной России с 2017 г., образовалась очередь из покупателей. Особенно популярными стали сумки-шоперы с цитатами Владимира Путина и Михаила Дегтярева.
Директор по развитию Zasport Екатерина Быкова сказала «Ведомости. Спорту», что нагрузка на российские компании после ухода зарубежных топ-брендов ожидаемо возросла – приходится расширять производство, чтобы наращивать объемы продаж. К примеру, в 2023 г. Zasport открыла фабрику в Башкортостане с производственной мощностью 562 000 единиц готовой продукции в год.
Быкова также отметила, что открытие производства в России – это сложная задача, но нельзя не отметить общий рост. «Если бы мы пришли на выставку пять лет назад, ассортимент был бы намного меньше», – сказала она, добавив, что качество российской продукции не уступает мировым аналогам.
При этом топ-менеджер Zasport отметила, что в легкой промышленности ощущается дефицит кадров. Для решения проблемы компания создала центр компетенции и готова самостоятельно обучать персонал. Что касается сырья, компания использует российские и узбекистанские ткани для хлопковых изделий, а технологичные ткани закупает за рубежом, в основном в Азии, поскольку в России пока не налажено масштабное производство таких материалов.
Генеральный директор бренда Atemi (проиводство споринвентаря) Даниил Гончаренко в разговоре с «Ведомости. Спортом» сказал, что уход зарубежных компаний оказал на бренд как отрицательное, так и положительное влияние. Отрицательное – потому что компания не была готова быстро перейти в профессиональный сегмент, ранее занимаясь только массовым. Положительное – наличие компетентных производств в стране позволили бренду оперативно (в течение года) переквалифицироваться и успешно развиваться в топ-сегменте.
Тем не менее компания также пока не готова полностью производить товары в России. Это обойдется на 15-20% дороже, чем в Азии – из-за дороговизны рабочей силы и логистических затрат.
Официальный экипировщик Паралимпийской сборной России бренд Forward открыл новые возможности после ухода зарубежных брендов. «Мы расширили коллекцию, производим теперь не только спортивную экипировку, но и повседневную одежду, подходящую для любого случая, – рассказал «Ведомости. Спорту» пресс-секретарь Forward Никита Прокшин. – Мы создали бомберы, куртки, обувь и детскую одежду. Эта продукция подойдет профессиональным спортсменам, любителям и всем, кто ведет активный образ жизни».