Российский рынок спорттоваров наводнил контрафакт – кто и как с этим борется
Уход зарубежных брендов снизил уровень контроля за оригинальностью продукцииВ 2022 г. крупнейшие бренды спортивных товаров остановили работу в России, но магазины не опустели. Дефицит покрыли частично за счет так называемого «параллельного импорта», частично – благодаря подделкам. Бутсы, форму и мячи с лого известных фирм везут в основном из Китая под видом оригинальной продукции. С контрафактными поставками почти никто не борется, а нарваться на фейк проще простого.
Назад в 1990-е
Джерси «Реала» за 1500 руб., теннисная ракетка Head за 2500, кроссовки Under Armour за 3000 – кажется, что падение рубля, осложнение логистики и уход брендов совсем не коснулись спортивного ассортимента. Даже наоборот – на российских маркетплейсах стало больше товаров по сравнительно низким ценам. Впечатление обманчиво – так дешево оригинал стоить не может. «Тенденция усиливается с 2022 г., – говорит «Ведомости. Спорту» Артур Мовсесян, основатель спортивного бренда Jögel. – Когда бренды официально объявили о замораживании деятельности в России, на складах еще были остатки товаров. Они продавались полгода-год. Как только товар закончился, на рынке стали массово появляться фейки. Есть «параллельный импорт» – меньшее зло, потому что продукт оригинальный, просто завезенный без разрешения правообладателя. Но есть контрафакт – неоригинальная продукция низкого качества. Возвращаемся в 1990-е гг., когда на рынке продавался Abibas».
Сейчас писать Abibas, Hike или Auma на лейбле необязательно. Даже наоборот – товары с реальным логотипом, а не с вымышленным ввезти в Россию проще. Они приезжают под видом настоящих, а на таможне после введения «параллельного импорта» к ним особо не придираются. Конечно, подделку выдает качество – дешевые материалы, неровная печать. Отсюда – такие низкие цены, в разы дешевле оригинала. «Самая большая проблема в том, что большинство покупателей не понимают, что это контрафакт, – говорит Мовсесян. – Бутсы до 2022 г. стоили, предположим, 10 000 руб., а сейчас 10 000 перечеркнуты и внизу написано 5000. Люди думают, что это скидка».
Полиция моды
Главный поставщик подделок – Китай. Часть товаров привозят также из Вьетнама и Турции, а недавно подключилась Центральная Азия, но пока в небольшом объеме. В России тоже появляются подобные производства. «По нашим оценкам, доля контрафакта на российском рынке – 30–40%, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Константин Шестера, операционный директор компании «Власта-консалтинг», представляющей интересы Adidas и других брендов в СНГ. – Главная проблема, что многие зарубежные компании, покинув российский рынок, прекратили защиту своего бренда. Недавно полиция выявила незаконное монобрендовое производство, которое, несмотря на нелегальность, соответствовало высоким стандартам: новое оборудование, чистое и светлое помещение. Но поскольку иностранный бренд ушел с российского рынка и не ведет активной борьбы с контрафактом, пресечь выпуск нелегальной продукции оказалось сложно». Формально правообладатель не соглашался на производство и продажу подделок, но и не предъявлял претензий, добавляет Шестера.
Российский контрафакт предназначен для внутреннего рынка. Китай же экспортирует его по всему миру, хотя власти КНР стараются этому препятствовать. Например, в 2022-м китайская таможня задержала 61 000 партий – всего на 78 млн единиц товаров, в том числе спортивных. Значительные объемы идут в Европу, где борьба с контрафактом не ограничивается конфискацией при ввозе. В некоторых странах под ответственность подпадают и покупатели. Например, в Германии действует строгий закон о товарных знаках: за использование фейка можно получить штраф в 5000 евро. Такие случаи были – перед Евро-2024 полиция проверила на оригинальность футболку и кроссовки туриста и выписала ему максимальный штраф. Похожие правила в Италии, Франции, Испании и Швейцарии. Например, на Апеннинах полицейские дежурят в туристических местах и могут оштрафовать на сумму от 1000 и 10 000 евро не только продавца контрафакта, но и покупателя.
Впрочем, массово наказывать не получается и болельщики по-прежнему охотно покупают джерси любимых команд не только в фирменных магазинах. По данным британского медиа Betting Sites, к Евро-2024 англичане на фейковые футболки своей сборной потратили 2 млн фунтов (цены варьировались от 10 до 25 фунтов). Потери выпускающей оригинальные джерси Nike составили 6,5 млн фунтов.
Блокировка карточек
В России борьба с подделками ведется на уровне продавцов. Прежде ее возглавляли крупные бренды, заинтересованные в том, чтобы на рынке был только оригинал. После их ухода они перестали контролировать реселлеров. «Мы встречаем фейки в основном на маркетплейсах, – рассказывает Мовсесян. – Это самые незащищенные площадки, которые не особо борются с контрафактом. Раньше условный Adidas мог написать заявление и закрыть недобросовестного продавца. Сейчас жаловаться на таких дельцов некому. Нам проще, потому что мы контролируем свой бренд и можем подать заявление, так как мы являемся правообладателем». Мовсесян добавляет, что в больших торговых сетях контрафакт он не встречал, но в небольших офлайн-магазинах, особенно в регионах, его хватает.
Обычно маркетплейсы реагируют на запросы правообладателей блокировкой карточек товаров. В апреле Федеральная антимонопольная служба сообщила, что за I квартал 2024 г. на маркетплейсах Wildberries, Ozon, «Яндекс маркет» и «AliExpress Россия» заблокировали 2 млн карточек товаров в разных категориях. Спортивная одежда – в лидерах среди контрафактной продукции наряду с электроникой, светотехникой, строительными инструментами и косметикой. «За повторные нарушения можно попасть в черный список, – добавляет Шестера. – Если продавца в него внесли, зарегистрироваться на маркетплейсе с теми же данными уже не получится. С точки зрения правообладателей есть гражданские иски, можно обратиться в полицию, чтобы она провела расследование». Впрочем, суды рассматривают дела не так часто. Например, Jögel иски не подает – зачастую контрафакт продают мелкие предприниматели или частные лица, и существенную компенсацию с них не получить.
«В российском законодательстве мы наблюдаем поступательную тенденцию к ослаблению наказания за контрафакт, – объясняет Шестера. – В этом году минимальный порог для крупного объема партии по уголовной статье увеличился с 250 000 до 400 000 руб. Если говорить про административную ответственность, то полиция лишилась права на составление протокола по статьям «Нарушение авторских и смежных прав» и «Незаконное использование средств индивидуализации товаров». А пошлины на подачу гражданских исков по категориям дел, связанных с контрафактом, выросли в среднем в пять раз».
Решить проблему контрафакта призван также закон об ответственности маркетплейсов за продажу фейковых товаров. Раньше онлайн-площадки могли позиционировать себя как логистического посредника, который связывает покупателя и поставщика. Теперь же за фейковые бутсы суд может присудить штраф в 300 000 руб. Оригинальность товара должна подтвердить маркировка «Честный знак», оператором которой без конкурса стала компания «Центр развития перспективных технологий» Алишера Усманова, Александра Галицкого и «Ростеха». Импортные изделия маркируют до ввоза партии на территорию России. Но по словам Шестеры, нарушители находят способы получать маркировку разными способами уже внутри страны: например, предоставляют информацию, что товар произведен в России или импортирован давно.
Ценить настоящее
Определить подделку в интернете непросто – в карточке товара может быть изображение оригинального товара. Насторожить прежде всего должна цена, считает Мовсесян. «Некоторые подделки отличить сложно даже специалистам, – говорит он. – Я бы отталкивался от цены. Если кроссовки в сетевом магазине стоят 15 000 руб., то на маркетплейсе они никак не могут стоить 5000 руб. Только в том случае, если остались последние пары больших или маленьких размеров. Покупатели отвыкли от того, что им может попасться фейк, потому что раньше его доля была очень низкой».
Именно кроссовки – самый ходовой товар среди спортивного контрафакта. Одна из причин – популярность некоторых моделей и большое количество коллекционеров. Фейковые кроссовки уступают по качеству оригинальным, но внешне могут быть очень на них похожи. По данным ВЦИОМа за 2023 г., 67% россиян не могут отличить настоящие кроссовки от подделки.
По данным BrandMonitor за 2020 г., рынок контрафактных кроссовок в России составил 63 млрд руб., оригинальной продукции продали на 150 млрд. Но в мире подделка – лидер сегмента. По данным сервиса по подбору обуви Run Repeat, в 2023 г. объем рынка подделок кроссовок составил $450 млн – в пять раз больше легального рынка. Например, в 2021-м таможня США изъяла такой продукции на $96,7 млн. Страдает и Европа, где поток неоригинальных кроссовок контролировать очень сложно. Скажем, в портах Германии осматривают лишь 3% контейнеров, чем пользуются поставщики контрафакта.