Уличный хоккей и 250 000 на волейболе: как в СССР возвращались чемпионаты мира

    В 1950-х, спустя десятилетия изоляции, страна начала регулярно принимать топ-турниры
    Первый чемпионат мира (и Европы) на территории СССР прошел в 1957 г. – на уличной площадке в Лужниках
    Первый чемпионат мира (и Европы) на территории СССР прошел в 1957 г. – на уличной площадке в Лужниках /Фотохроника ТАСС

    Нынешнее положение России в международном спорте во многом повторяет ситуацию столетней давности. В 20-е – 30-е годы XX в. СССР точно так же, «не оправдав» ожиданий Запада и выбрав собственный путь развития, был объявлен изгоем на мировой арене, в том числе спортивной.

    Но после окончания Второй мировой войны страна-победитель в одночасье превратилась во влиятельнейшее государство и получила приглашения едва ли не во все международные организации. В некоторых Советскому Союзу выделили не только членские билеты, но и высокие посты – вице-президента ФИФА например. Освоившись в новом статусе, страна проявила инициативу в организации крупных турниров.

    Правда, перечень соревнований, которые Советский Союз желал организовать, был невелик. Во-первых, слишком слаба была инфраструктура: не хватало спортивных площадок и отелей международного уровня. А во-вторых, на своем поле, согласно идеологии правящего класса, нельзя было проиграть. Поэтому СССР зазывал к себе лишь те турниры, которые гарантированно – но с приличным уровнем сопротивления – должны были стать триумфом советского спорта.

    Первые коньки

    Неудивительно, что первым международным топ-соревнованием на территории СССР стал женский чемпионат мира по конькобежному спорту. Скороходы одними из первых выступили на мировой арене, и если мужчины провалились, то женщины добились грандиозного успеха: на дебютном чемпионате мира 1948 г. Мария Исакова, Лидия Селихова и Зоя Холщевникова заняли весь пьедестал в многоборье, а через год те же Исакова и Холщевникова повторили успех в компании с Риммой Жуковой. Учитывая, что к советским спортсменам Международный союз конькобежцев (ISU) и до войны относился хорошо – Яков Мельников и Платон Ипполитов произвели фурор в 1923 г. на чемпионатах Европы и мира, Москве с радостью доверили следующее мировое первенство, в 1950 г.

    Столица СССР произвела на гостей оглушительное впечатление. Президент ISU 70-летний англичанин Херберт Кларк был потрясен масштабами городского строительства, широкими проспектами, красотой московского метро и балетом «Медный всадник» в Большом театре, а про стадион «Динамо», на котором проходил чемпионат, сказал: «В Европе – лучший; думаю, такого нет и в США. А столь большого количества зрителей не было ни на одном первенстве мира». Организацию соревнований Кларк признал великолепной.

    Итоги чемпионата были заранее просчитаны советскими функционерами и сюрпризами не угрожали. Спортсменки из СССР на этот раз заняли не только пьедестал, но и следующие пять мест. Лучшая из иностранок, маститая норвежка Ранди Торвальдсен, – лишь девятая; финка Эви Хуттунен – 11-я. Чемпионкой в третий раз подряд стала Мария Исакова, также победившая в спринте; на отдельных дистанциях выиграли еще Римма Жукова (500 м), Татьяна Карелина (1000 м) и Зинаида Кротова (5000 м).

    Лучше, чем в Давосе

    В 1955 г. Москва приняла чемпионат мира среди конькобежцев. Мужчины снова подвели: пометкой «впервые» здесь отмечен успех шведа Сигварда Эрикссона, который опередил по сумме многоборья и чемпиона-1954 Бориса Шилкова, и чемпиона-1953 Олега Гончаренко. В 1959 г. СССР снова принял женский чемпионат мира – и впервые топ-турнир гостил не в столице. Забеги лучших конькобежек планеты проходили на только что возведенном Центральном стадионе Свердловска (ныне Екатеринбург). И на этапе проектирования, и в ходе строительных работ использовались опыт и знания немецких специалистов (архитекторов, инженеров, простых каменщиков) из числа военнопленных. Они были задействованы и при постройке гостиницы «Большой Урал», где разместились участницы и гости.

    Чемпионат стал огромным событием для столицы Среднего Урала. Торжественное открытие проходило на главной городской площади – 1905 года, в присутствии тысяч зрителей. 27-тысячная арена тоже заполнялась под завязку. Новый глава ISU Жорж Гезлер, сменивший Кларка, был по-настоящему восхищен «фантастической любовью свердловчан к конькобежному спорту». «Такого понимания нашего спорта, такой объективности я никогда не встречал. Я готов заменить публику Давоса зрителями Свердловска», – цитировали его газеты.

    Спортсменки тоже не подвели. На 500-метровке лучший результат показали Тамара Рылова и Софья Кондакова. На дистанции 1500 м тройку сильнейших составили Инга Артамонова, Рылова и Валентина Стенина, на 1000-метровой – они же, только в другом порядке. Особых почестей удостоилась финка Эви Хуттунен – единственная спортсменка, участвовавшая еще в чемпионате 1950 г. Она опередила всех в забеге на 3000 м. Стадион аплодировал ей стоя. Второе место здесь заняла молодая Лидия Скобликова, благодаря чему вскочила на третью ступень пьедестала по сумме многоборья. Первую заняла Рылова, вторую – Стенина.

    Гудбай, Америка

    Охотно откликнулись на советское гостеприимство и игровые дисциплины. В мае 1952 г. на «Динамо» собрались сильнейшие баскетболистки из 12 стран Европы. Турнир проходил на площадке, установленной возле Западной трибуны, и на протяжении всей игровой недели на трибунах собиралось до 20 000 зрителей, а в день решающих встреч – 30 000. Сборная СССР уверенно победила. Через год там же прошел и мужской Евробаскет – уже с участием 17 команд. Сборная СССР сыграла 10 матчей, все выиграла.

    А волейболисты в августе 1952 г. разыграли на «Динамо» мировое первенство. Площадок было уже две – и у Западной, и у Восточной трибуны, что почти вдвое увеличило количество зрителей. Президент Международной федерации волейбола француз Поль Либо подсчитал суммарную посещаемость чемпионата – более 250 000. Он тоже не скрывал эмоций по отношению к публике: «Удивительный московский зритель, любящий и понимающий спорт». Итоги турнира тоже получились внушительными: мужская сборная СССР выиграла с сухим счетом все восемь, а женская – все семь матчей.

    Чемпионаты мира и Европы по хоккею (долгое время они проводились по принципу «два в одном») были распределены заранее на несколько лет вперед, но и здесь Советскому Союзу предоставили первый же незанятый слот, в 1957 г. Правда, хоккеисты США и Канады отказались ехать в Москву – по политическим соображениям.

    Недовольные японцы

    Хоккейный турнир 1957 г. стал последним «уличным» в СССР. Вскоре был введен в эксплуатацию Дворец спорта в Лужниках, и уже в 1958 г. чемпионат мира по гимнастике, а в 1959 г. – женский чемпионат мира по баскетболу проводились в его стенах. А хоккей в 1957-м традиционно обустроился у Западной трибуны. Как и в случае с мужским чемпионатом мира по конькобежному спорту в 1955 г. он оказался неудачным для советской команды – олимпийских чемпионов во главе с Всеволодом Бобровым. В решающем матче шведы, уступая 2:4, добыли устраивающую их ничью – 4:4 и получили золото.

    Гимнастический чемпионат в июле 1958 г. стал международной инаугурацией Дворца спорта. Свежая 15-тысячная арена приняла соревнования невиданного масштаба: в Москву съехались 214 спортсменов из 24 стран, включая очень сильных японцев и западных немцев (через 13 лет после войны). Для торжественного открытия была задействована Большая спортивная арена «Лужников», превратившаяся в гигантский гимнастический зал. Интересно, что накануне здесь же состоялось столичное дерби «Динамо» – «Спартак» – и оба события собрали по 100 000 зрителей!

    Японцы, главные конкуренты советских гимнастов, по окончании чемпионата хвалили организацию турнира, но все же сетовали на непривычно жесткие ручки снарядов, яркий свет прожекторов и слишком бурную, на их взгляд, реакцию трибун на выступления отдельных спортсменов. Японцев можно понять: столь безоговорочно их никогда прежде не побеждали. В командных состязаниях отрыв составил почти 3 балла. Абсолютными чемпионами стали Борис Шахлин и Лариса Латынина. А в общей сложности сборная СССР завоевала 12 из 14 золотых медалей, уступив лишь в вольных упражнениях.