Как Всеволод Бобров в один год тренировал хоккейный «Спартак» и футбольный ЦСКА

    «Ведомости. Спорт» вспоминает самый уникальный тренерский опыт в истории
    В роли главного тренера Всеволод Бобров дважды приводил сборную СССР по хоккею к золоту чемпионата мира (на фото – победа 1973 г.), но начинал он тренерскую карьеру на клубном уровне – и сразу в двух видах спорта
    В роли главного тренера Всеволод Бобров дважды приводил сборную СССР по хоккею к золоту чемпионата мира (на фото – победа 1973 г.), но начинал он тренерскую карьеру на клубном уровне – и сразу в двух видах спорта /ТАСС

    О феноменальной универсальности Всеволода Боброва не требуется слагать легенды – его успехи зафиксированы документально. Любой сайт или справочник расскажет о том, что Бобров почти одновременно был капитаном и лидером нападения двух разных сборных СССР. С футбольной он выступил на Олимпиаде 1952 г. – и забил три мяча в матче с югославами, который советская команда безнадежно проигрывала 1:5 к 75-й минуте и все же ухитрилась спасти – 5:5. А с хоккейной через два года, на дебютном для нее чемпионате мира, добыл золотые медали, разгромив канадцев – 7:2, а еще через два – и олимпийское золото.

    Ровно то же самое в клубной карьере. Всю вторую половину 1940-х Бобров, когда не лечился от травм, неизменно был среди лучших бомбардиров футбольного чемпионата и завоевал с командой ЦДКА три чемпионских титула. А зимой ему не было равных на хоккейных катках страны, где он дважды выиграл чемпионат страны в составе армейцев, а затем столько же – с командой ВВС.

    Но мало кто за пределами узкого круга спортивных историков в курсе, что и в роли тренера Бобров умел добиваться результата и в хоккее, и в футболе. И тоже почти одновременно.

    Хоккей важнее

    Летом 1963 г. советский хоккей облетела неожиданная новость – Боброву предложили возглавить «Спартак». Удивление было многоуровневым. Во-первых, Бобров – армеец, пусть и сыграл в 1953 г., когда расформировали ВВС, несколько матчей за футбольный «Спартак». Во-вторых, сезоном ранее спартаковские хоккеисты сенсационно стали чемпионами страны, а весной 1963 г. финишировали третьими и не было никакого повода увольнять Александра Новокрещёнова, с которым «Спартак» взлетел к вершинам из глубин турнирной таблицы. В-третьих, Боброву категорически не хватало тренерского опыта. После завершения карьеры на хоккейной площадке в 1957 г. он несколько лет трудился ассистентом в футбольном ЦСКА и лишь в 1963 г. получил самостоятельное назначение – в одесский «Черноморец» из первой лиги. В хоккее же весь стаж Боброва-наставника исчислялся одним сезоном в качестве играющего тренера команды ВВС.

    И тем не менее в спортобществе «Спартак» решили пригласить Боброва. Тот, конечно же, согласился. Еще по ходу игровой карьеры у них с главнокомандующим хоккейного ЦСКА Анатолием Тарасовым сложилось непримиримое соперничество, практически всегда оканчивавшееся в пользу Боброва, и новую возможность утереть нос «патриарху советского хоккея» Всеволод Михайлович упустить не мог. Но поставил условие: в Одессе он дорабатывает до конца сезона, решает задачу выхода в высшую лигу, а на спартаковском хозяйстве за него побудет Борис Афанасьев. Увы, желание Боброва поскорее окунуться в хоккей навредило «Черноморцу». По итогам первого круга клуб лидировал в турнире, но вторую половину сезона одесситы, по сути, провалили, скатившись на 6-е место, хотя потенциал команды позволял ей добыть путевку в высший класс – что она и доказала годом позже, уже с другим тренером.

    Буксовал и «Спартак». Когда Бобров явился в расположение команды (а он сначала отгулял положенный после футбольного сезона отпуск, затем с группой советских тренеров-наблюдателей съездил на зимнюю Олимпиаду в Инсбрук и только 24 февраля официально заступил на новую должность), она увязла в нижней части таблицы – на 3-м месте снизу. Но приход легенды благотворно подействовал на спартаковцев, и прежде всего на их лидеров Вячеслава Старшинова и братьев Бориса и Евгения Майоровых. В оставшихся 20 матчах чемпионата красно-белые одержали 16 побед и уверенно финишировали в тройке призеров, на одно очко отстав от «Динамо». Команда с новым тренером обрела уверенность, а сам он стремительно набирался тренерского мастерства.

    Обучение на практике

    В двух следующих сезонах «Спартак» прилично отрывался от динамовцев, но так же далеко отставал от ЦСКА, хотя в очных встречах практически ни в чем ему не уступал. Мешала несобранность в матчах с середняками, где армейцы исправно набирали очки, а «Спартак» их столь же исправно терял. К отлаженной Бобровым атакующей игре требовалось добавить стабильность и умение биться до конца.

    В сезоне 1966/67 этот шаг вперед удалось сделать. «Спартак» выиграл титул с позиции силы. Возглавив таблицу уже на старте чемпионата, красно-белые так и не уступили 1-го места. За весь турнир подопечные Боброва потеряли всего девять очков. Решающим стал матч против армейцев 23 апреля. «Спартак» неудачно провел первый период, но со второго заиграл в таком темпе, что многократные чемпионы страны и мира в составе ЦСКА спасовали. В итоге – 7:3, причем семь спартаковских шайб забросили разные игроки и каждое звено команды выиграло свой микроматч.

    За три года Бобров экстерном, на практике, окончил тренерские университеты. Он научился без потери качества видоизменять тройки нападения, безболезненно вводить в состав юные таланты (именно при нем прочно закрепились в основе Александр Якушев, Владимир Шадрин, Евгений Зимин, Александр Мартынюк, Виктор Блинов, вратарь Виктор Зингер – впоследствии чемпионы мира и Олимпийских игр); в «Спартаке» даже игроки обороны стали бомбардирами – тот же Блинов и Алексей Макаров в золотом сезоне забросили по 17 шайб! Казалось, что эпоха гегемонии ЦСКА в советском хоккее завершена и команда Боброва станет если и не новой доминантой, то равноправным конкурентом команды Тарасова.

    Приказной порядок

    В Министерстве обороны рассудили иначе. Когда стало очевидным, что «Спартак» опередит армейцев, генералы всполошились, и вскоре свет увидел приказ: назначить офицера Боброва (звание он получил, еще будучи игроком) тренером футбольной команды ЦСКА. Бобров сумел лишь договориться об отсрочке до середины мая, когда должен был состояться финал Кубка СССР. «Спартак» проиграл трофей главным оппонентам со счетом 0:2. Уже на следующий день Бобров явился на тренировку футболистов. Правда, попросил неделю на изучение ситуации в команде. Армейцам предстояло дерби со «Спартаком», и Бобров технично избежал неудобного противостояния с клубом, который он только что, пусть и в другом виде спорта, осчастливил. Дебютной для него должна была стать игра с московским «Динамо» 29 мая. Для понимания: последний матч хоккейного чемпионата его «Спартак» провел 7 мая, кубковый финал – 14-го. Невероятный тренерский финт, доступный, пожалуй, лишь Боброву.

    Футбольный ЦСКА переживал крайне непростую пору. В 1964 и 1965 гг. команда взяла две бронзы под командованием Валентина Николаева. Но с приходом к власти в 1964 г. Леонида Брежнева (а вместе с ним и его соратников по днепропетровским временам, откуда был родом новый генсек) в Минобороны начались интриги, и Николаева сплавили в Хабаровск, чтобы поставить на его место Сергея Шапошникова из львовского СКА. В 1966 г. ЦСКА пережил нашествие игроков с Западной Украины: форварды Богдан Грещак, Александр Шиманович, Иштван Секеч, Степан Варга, Владимир Дударенко и защитник Владимир Капличный вытеснили из состава тех, кто два года ковал армейцам бронзу. В итоге красно-синие съехали на 5-е место, причем из 11 встреч на финише сезона проиграли семь при одной победе. В чемпионате 1967 г. неудачи продолжились. К моменту дебюта Боброва ЦСКА с двумя победами в девяти матчах делил с «Черноморцем» и алма-атинским «Кайратом» последнюю строку в таблице, опережая их лишь по разности мячей.

    Премьерный матч против «Динамо» был безоговорочно проигран армейцами 0:2, после чего Бобров отчислил из команды Шимановича и усадил в запас Варгу (Секеч и Грещак не оправдали надежд еще при его предшественнике), а в основу стал точечно добавлять ребят из дубля и из российских команд низших лиг. В середине поля заиграл Виталий Поляков (в июле – августе он забьет три мяча), в атаке появились Анатолий Масляев из Горького и Виталий Раздаев из Кемерова (будущий рекордсмен союзной первой лиги, а тогда совсем еще молодой сибиряк отличился на финише сезона пять раз). Намного надежнее стала оборона. В чемпионате-1966 она пропускала в среднем 1,25 мяча за игру, на старте сезона-1967 – 1,20, а при Боброве, считая игру с «Динамо», – 0,92.

    Чемпионский разбег

    Кардинально поправить турнирное положение, болтаясь после четверти сезона на 17-м месте, крайне сложно. Но Бобров выжал из плохо подготовленной команды максимум. За пять туров до конца ЦСКА вышел на 7–8-е место, вровень с ереванским «Араратом». В итоге армейцы финишировали девятыми, а спад в последних турах объяснялся уважительной причиной: команде предстоял финал Кубка СССР, на котором она и была сконцентрирована. Команде Боброва снова противостояло московское «Динамо». А на пути к финалу (в 1/8-й) ЦСКА сенсационно выбил из турнира чемпионов страны киевских динамовцев 3:0. Это было единственное крупное поражение команды Виктора Маслова за шесть лет, с 1965 по 1970 г.

    Битва за хрустальный трофей состоялась 8 ноября в Лужниках. В состав армейцев вернулся капитан команды Альберт Шестернев, большую часть сезона отсутствовавший из-за выступлений за сборную СССР (на время ее матчей ни чемпионат, ни Кубок в тот год не останавливали). Но и динамовцы усилили ряды несколькими «сборниками», к тому же они были на тот момент объективно сильнее и не случайно занимали 1-е место в чемпионате страны. Им удалось переиграть ЦСКА на флангах нападения, где солировали Игорь Численко и Геннадий Еврожихин, и при розыгрышах стандартных положений: угловой привел к первому голу, уже на 11-й минуте, а после подачи со штрафного был забит третий. Итог – 0:3. Взять в течение года и хоккейный, и футбольный трофей в качестве тренера Боброву не удалось – как не удавалось никому другому. Но мог ли хоть кто-нибудь упрекнуть его за эту кубковую неудачу?

    В следующем сезоне ЦСКА пришел к финишу четвертым, лишь по разности мячей уступив бронзу «Торпедо» и всего на два очка отстав от серебряного призера «Спартака». В 1969 г. армейцы, резко изменив игру в оборонительную сторону, пропустили в среднем 0,56 мяча за игру, но и забили 0,78. Этого хватило только для 6-го места, после чего Боброву предложили стать куратором всех армейских команд, а в ЦСКА вернулся из необоснованной ссылки Николаев. В 1970 г. команда под его управлением, но пересобранная и во многом подготовленная Бобровым, завоевала золото.