«Она превосходила всех». Чемпионка мира по волейболу, ставшая призером Олимпиады в трех видах легкой атлетики
Уникальная Александра Чудина — героиня Игр-1952, где после 35 лет изоляции дебютировала сборная СССР70 лет назад сборная СССР впервые выступила на Олимпиаде. После краха Российской империи команду новой страны 35 лет не допускали на Игры, и опыта подобных соревнований у советских спортсменов не было. Дебют получился впечатляющим: 71 медаль, в том числе 22 золотые, и второе, вслед за США (76/40), место в общем зачете. Для сравнения: шведы, ставшие вторыми на предыдущих Играх-1948 (44/16), в 1952 г. добыли лишь 35 наград (12 золотых) и оказались четвертыми.
Героями Игр, конечно, стали олимпийские чемпионы: гимнасты (в частности, Виктор Чукарин выиграл четыре золота, Грант Шагинян, Мария Гороховская, Екатерина Калинчук и Нина Бочарова — по два), борцы и штангисты, гребец Юрий Тюкалов, стрелок Анатолий Богданов и две легкоатлетки — Нина Пономарева-Ромашкова, первая советская чемпионка Игр, и Галина Зыбина. Но солидный вклад в командную копилку внесли и призеры, благодаря которым в неофициальном зачете по очкам за занятые места сборная СССР практически сравнялась с американской командой (разница — 0,5 балла).
Почти как Бобров
Одной из таких героинь второго плана стала Александра Чудина, добывшая в Хельсинки два серебра и бронзу в соревнованиях по легкой атлетике. Впрочем, сама она восприняла свое выступление как не слишком удачное, поскольку считалась одной из сильнейших спортсменок СССР и претендовала на три золота. Утешение Чудина нашла уже в Москве, через месяц после Олимпиады став чемпионкой мира по волейболу.
Да, это было время уникумов. Спорт еще не требовал строгой специализации, и универсальные атлеты добивались успехов в нескольких видах спорта. Достаточно вспомнить Всеволода Боброва, капитана и бомбардира футбольной сборной на той же Олимпиаде. Через четыре года он выступит уже на зимних Играх, тоже капитаном, но хоккейной команды СССР, и станет олимпийским чемпионом. Чудина была из той же плеяды.
В последние годы СМИ не раз цеплялись за легенду о том, что Александра была гермафродитом, за счет чего и превосходила всех соперниц. Эту гипотезу относительно нескольких спортсменок из разных стран еще в конце 1960-х опубликовал австрийский профессор Людвиг Прокоп, пытавшийся понять природу их невероятных достижений. Много позже эту версию с равной степенью недостоверности пытались доказать бывшие конкурентки Чудиной. Мол, переодевалась отдельно, в душе мылась строго одна, крутила романы с женщинами. Плюс высокий рост, низкий голос, широкие плечи, страсть к «Беломору». Но почему-то на вопрос, как же Чудина в течение без малого 20 лет спортивной карьеры проходила медосмотр (пусть и не гендерный тест, введенный в 1966 г.), особенно за границей, внятного ответа не находилось.
Между тем в одном из юношеских журналов второй половины 1930-х было напечатано фото будущей чемпионки — девочки Саши Чудиной, отличницы и в учебе, и в спорте, и во внешкольных кружках. Вряд ли в те суровые времена ребенок с особенностями физиологии мог оказаться героем публикации, пропагандирующей счастливое советское детство.
У мужиковатости Чудиной есть не столь скандальное объяснение. Вероятно, спортивные нагрузки в голодное военное время вызвали гормональный сбой во взрослеющем организме (в 1941 г. Чудиной исполнилось 18), а следствием повышенного уровня тестостерона стали проявления типично мужской физиологии. Для женского начала это оказалось губительно. Зато в спорте помогло. Высоченная и стройная (рост 188 см, вес 73 кг), сильная и выносливая, Александра получилась идеальной спортсменкой. Чудо природы в чистом виде.
Чудина = рекорд
Поначалу Чудина играла в хоккей с мячом (до 1950 г. в нем соревновались и женщины) за московское «Динамо». Дважды стала чемпионкой Москвы, дважды завоевала Кубок СССР. Параллельно занялась волейболом — и в 1947 г. впервые выиграла чемпионат страны и заняла третью строчку в списке лучших волейболисток СССР. Причем на финальный турнир, проходивший в Грозном, приехала из Харькова, где за неделю до того стала двукратной чемпионкой страны в пятиборье с мировым рекордом, в прыжках в высоту (с рекордом всесоюзным, уже четвертым за два года), а также в прыжках в длину.
Позже титулы и достижения Чудиной обретут промышленные масштабы. С «Динамо» она покорила еще четыре чемпионата Союза (последний — в 1962 г.), три Кубка страны и три Кубка европейских чемпионов. В прыжках в высоту взяла всесоюзное золото еще пять раз, в длину — шесть, в пятиборье — семь, четырежды побеждала в метании копья (1948–1956), с 1949-го по 1951-й не знала равных в барьерном беге на 80 м, а в составе динамовской эстафетной команды и московской сборной стала пятикратной чемпионкой СССР на дистанции 4 х 100 м и трехкратной на 4 х 200 м. В реестр всесоюзных рекордов ее имя вписано 27 раз, причем в прыжках в высоту Чудина безраздельно господствовала восемь лет, подняв рекордную планку с 1,62 до 1,73 м.
На международную арену Александра вышла еще в 1946 г., дебютировав с национальной сборной на чемпионате Европы — главном легкоатлетическом турнире межолимпийского цикла (чемпионаты мира до 1952 г. не проводились). В любимой высоте она заняла на Евро второе место, уступив француженке Анн-Мари Кольшен. В 1950 г. из-за болезни Чудину на соревнования не взяли, зато в 1954 г. в Берне она наконец-то стала чемпионкой континента — в пятиборье и, кроме того, завоевала серебро в прыжках в длину. А вот высота ей на сей раз не покорилась, хотя Александра ехала на турнир в ранге рекордсменки мира, прыгнув в конце мая в Киеве 1,73 м. Два других мировых рекорда она установила в пятиборье — в августе 1953 г. в Бухаресте и в сентябре 1955 г. в Москве.
К тому времени Чудина уже считалась лучшей волейболисткой мира. С 1949 по 1951 г. благодаря прежде всего превосходной игре Александры советская команда выиграла три чемпионата Европы подряд, не отдав соперницам в 19 проведенных матчах ни одной партии! Затем турнир стал проводиться реже, и последний, четвертый титул Чудина смогла заполучить лишь в 1958 г. Зато в 1952 г. сборная СССР без единой осечки триумфально завершила первый в истории чемпионат мира, проходивший в Москве. Успех удалось повторить в 1956 г. в Париже и в 1960 г. в Бразилии — на этом международная карьера Чудиной в сборной завершилась. Жаль, что турниры для женщин вошли в олимпийскую программу лишь в 1964 г. Чудина вполне могла заполучить ту единственную награду, которой не хватало в ее невероятной коллекции. Ведь и в 1965 г. она была лидером «Динамо», принеся родной команде на финише карьеры третий Кубок чемпионов. Не случайно в каждом газетном отчете весной 1965 г. хотя бы раз, но чаще — чаще о Чудиной есть несколько строк, а игровое фото с ее участием венчает первую полосу спортивной газеты с рассказом о победном финале.
Неприступная высота
«Меня не раз спрашивали, — писал глава НОК СССР в 1945–1962 гг. Николай Романов в мемуарах об Олимпиаде-1952, — почему Александра Чудина в Хельсинки выступала в трех очень разных по характеру и методике тренировки видах легкой атлетики? Не лучше ли было ей еще в период подготовки сосредоточить усилия на каком-либо одном виде? Конечно, было бы лучше, отвечал я, но мы были вынуждены это сделать, так как равноценной замены ей не нашлось. Она превосходила всех. И по-человечески жаль, что эта замечательная спортсменка так и не получила золотую олимпийскую медаль. Но 14 очков для команды и три медали — это великолепный результат!»
Романов вспоминал, что в каждом из трех видов утром проходили квалификационные соревнования, а вечером — финалы. Таким образом, за три дня Чудина выступила шесть раз, а это огромная физическая и эмоциональная нагрузка.
Да, какой бы могучей ни была Александра, но выдержать напряжение дебютной Олимпиады оказалось нелегко. 23 июля в прыжках в длину она в очередной раз побила рекорд СССР — 6,14 м. Но Иветт Уильямс из Новой Зеландии в третьей попытке, после двух осечек, улетела на 6,24 м, и Чудиной так и не удалось ее перепрыгнуть.
На следующий день Александра дальше всех метнула копье в квалификации, а в финале вновь была самой стабильной: только у нее и у коллеги по сборной Галины Зыбиной снаряд неизменно улетал за 45 м. Увы, первым же броском чешка Дана Затопкова закинула копье на 50,47 м. Чудина в последней попытке все-таки преодолела «полтинник», но — только 50,01 м и второе серебро.
Последний шанс был 27 июля — высота. На победу претендовали трое — англичанка Шейла Леруилл, Эстер Бранд из Южной Африки и Чудина. Вплоть до отметки 1,63 м соперницы шли вровень, с одной неудачной попыткой у Александры и у британки. Эту высоту с ходу взяла только Чудина. Бранд потребовались две попытки, Леруилл — все три. Александра вышла в лидеры — и не выдержала. Высота 1,65 м, покоренная ею еще в 1947 г. (а в 1950 г. она побила 1,68 м), на Играх не поддалась. Трижды штурмовала ее Чудина — неудачно. Возможно, подействовали на нее и успехи конкуренток. Бранд взяла 1,65 м со второй попытки, Леруилл — с третьей. Золото разыграли на 1,67 м: англичанка «завалила» все прыжки без вариантов, а Бранд кое-как взяла высоту с третьей попытки. Чудиной в итоге досталась только бронза. К следующей Олимпиаде Александре исполнилось 33, и она уже не смогла пробиться в состав сборной СССР, несмотря на изобилие рекордов в резюме.