Как сборная полка НКВД обыграла в Иране английский «Арсенал»

    Отрывок из книги «Футбол. Война. Холокост» – о футбольных матчах 1944 года
    На конференции в Тегеране в 1943 г. Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль (слева направо) принимали важные решения, а за безопасность мероприятия отвечал 131-й полк НКВД – в 1944–1945 гг. его футбольная команда провела больше 30 товарищеских матчей в Иране
    На конференции в Тегеране в 1943 г. Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль (слева направо) принимали важные решения, а за безопасность мероприятия отвечал 131-й полк НКВД – в 1944–1945 гг. его футбольная команда провела больше 30 товарищеских матчей в Иране /The Granger Collection / ТАСС

    Летом 2024 г. издательство «Новое литературное обозрение» представило редкую по тематике книгу – «Футбол. Война. Холокост: документы, свидетельства, фотографии». Профессор РГГУ Илья Альтман, писатель Алла Гербер – сопредседатели научно-просветительского центра «Холокост» – и команда их единомышленников компактно собрали под одной обложкой истории о том, как самая популярная игра XX века пересекалась с его самыми трагическими событиями. 

    Некоторые эпизоды – например, футбольная встреча «Трактора» и «Спартака» весной 1943 г. в разрушенном Сталинграде или «матч смерти» в оккупированном Киеве 1942 г. – известны широкой публике, они не раз становились сюжетами для журналистских материалов, документальной прозы и даже кино. Но о футболе в концлагерях или судьбах футболистов-евреев в фашистской Германии пишут редко – издание восполняет пробел.

    Одна из глав книги посвящена тому, как система советского футбола функционировала в годы Великой Отечественной войны, когда на полноценный чемпионат страны ресурсов не хватало. «Ведомости. Спорт» выбрал для публикации отрывок о возобновлении в СССР регулярных футбольных турниров и первых попытках наладить практику международных матчей.   

    Кубок СССР 

    В 1944 г. для проведения футбольного чемпионата СССР элементарно не хватало ресурсов (физических, материальных, моральных), для воскрешения советского футбола использовали более скоротечный вариант турнира – Кубок. К этому времени немцы были изгнаны к границам страны, что позволило возобновить розыгрыш. Его победителем стал ленинградский «Зенит», одолевший 28 августа на московском стадионе «Динамо» ЦДКА – 2:1. Несмотря на плотнейший график рабочих смен, трибуны были переполнены – на финальный матч пришло 50 000 человек (по другим данным – почти 70 000). 

    Победа «Зенита» стала неожиданной и уникальной: впервые трофей взяла команда не из Москвы. Как и в истории со сталинградским матчем (в мае 1943 г. местный «Трактор» оказался сильнее столичного «Спартака». – «Ведомости. Спорт»), тут нашелся свой символизм. Триумф команды из Ленинграда (в следующий раз «Зенит» станет обладателем Кубка лишь 45 лет спустя. – «Ведомости. Спорт») в год снятия блокады – красивая история и еще одна маленькая победа для людей, которые пережили 872 дня осады. 

    А 13 мая 1945 г., спустя пять дней после подписания акта о капитуляции нацистской Германии, в двух городах Советского Союза – Тбилиси и Киеве – был поднят флаг 7-го чемпионата СССР по футболу в группе 1. В нем сыграли 12 команд, а титул достался московскому «Динамо», на одно очко опередившему ЦДКА. Этой победой «Динамо» завоевало право на турне по Великобритании, которое состоялось осенью 1945 г. 

    Игры в Иране 

    С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. в столице Ирана Тегеране прошла конференция глав трех союзных держав, принимавших участие во Второй мировой войне. В ходе конференции председатель совета министров СССР Иосиф Сталин, президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали Декларацию о совместных действиях в войне против Германии и о послевоенном сотрудничестве, а также приняли решение об открытии второго фронта в Европе и обсудили другие важные вопросы. 

    Обеспечением безопасности участников конференции занимался 131-й отдельный мотострелковый полк НКВД. Его командиром был назначен Герой Советского Союза подполковник Никита Фадеевич Кайманов. 

    К моменту отправки в Иран полк насчитывал 1750 человек. В его состав также был включен отдельный батальон в количестве 320 человек. Полк справился с возложенными на него задачами, получил высокую оценку за службу от командования, многие воины были поощрены. В 1944 и 1945 гг. футбольная команда полка провела 34 товарищеские встречи с рядом команд. Это были иранские «Шарх», «Малли», «Инаури», «Туран», «Дарай», сборные Тегерана, 4-й армии, ряда гарнизонов, еврейский «Курош», армянский «Спорт», сборная английских войск в Иране и другие. Пограничники выиграли 30 матчей, два свели вничью и только два проиграли («Малли» 1:2, «Туран» 2:3). Общая разница забитых и пропущенных голов – 151:31. 

    При этом ряд встреч завершился победой с разгромным счетом: со сборной гарнизона Кередж – 16:0, «Шарх» – 12:0, «Джан» – 9:0, сборной Тегерана – 7:0, армянским «Спортом» – 6:1. 

    Красивую и удобную экипировку советской команде обеспечила многочисленная армянская диаспора Ирана. Это были длинные, по колено, трусы со светлыми полосами внизу и по бокам, футболки с шалевыми воротниками и красными звездами на правой стороне груди плюс настоящие бутсы с шипами. У команд Ирана были очень похожие комплекты, но цвет отличался – у них были светлые шорты. 

    Весной 1944 г. по предложению шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви было решено провести футбольный турнир с участием ведущих команд Ирана и союзников по антигитлеровской коалиции – СССР и Англии. 

    Для победителей турнира был учрежден Кубок. Он представлял собой большую вазу из серебра, богато украшенную цветочными узорами. Вес вазы составлял 2950 г, причем 2360 г из них – серебро 800-й пробы. 

    В борьбе за Кубок встретились четыре команды: советская сборная команда из состава 131-го мотострелкового полка, профессионалы из английского «Арсенала» и две сильнейшие иранские команды – «Дарай» и «Туран». Кроме советских и английских войсковых подразделений на территории Ирана размещались и американские части. Но их представители в футбольном турнире участия не принимали. 

    За сборную команду 131-го полка выступали известные столичные динамовцы: вратарь Алексей Хомич, нападающие Всеволод Бобров, Константин Бесков, Сергей Соловьев и др. 

    Игры проводились по круговой системе: все команды встречались друг с другом. Турнир вызвал живой интерес у населения столицы Ирана. В финальном поединке встретились команда 131-го полка и «Арсенал». Единственный мяч был забит в ворота англичан. К сожалению, имя автора гола до нас не дошло – турнир освещался только в иранской прессе. 

    Кубок победителям вручал сам шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. Его сопровождала королева Фавзия. Супруги поздравляли каждого игрока персонально. Кубок из рук шаха Ирана получил капитан советской команды – прославленный Алексей Хомич. На нем выгравирована надпись: «От Его Величества шахиншаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви победителю розыгрыша императорского Кубка по футболу между футбольными командами союзников – советской воинской, английской воинской и иранскими «Дарай» и «Туран» – футбольной команде Красной армии войсковой части Героя Советского Союза полковника Кайманова. Тегеран 19.05.1944 г. Комитет физкультуры Ирана». 

    А несколько участников финального матча в Иране после войны с триумфом выступили в составе столичного «Динамо» в турне по Великобритании. 

    Другие матчи и перспективы 

    В 1944 г. в Москве «Крылья Советов», усиленные несколькими игроками других клубов, обыграли сотрудников английского посольства со счетом 19:1. Известны также игры в северных портах между советскими и британскими моряками. Но спортивное руководство страны стремилось к расширению международных контактов и выходу советских команд на мировую арену. 

    В письме секретарю ЦК компартии Георгию Маленкову председатель Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме Союза ССР Василий Снегов сообщал: «Комитет по физической культуре и спорту считает целесообразным использовать поездку советских футболистов в Тегеран для пропаганды советского спорта. Эта мысль получила поддержку со стороны Иранского общества культурной связи с СССР». 

    В другом письме Маленкову Снегов предлагал возобновить игры чемпионата СССР по футболу, что «поможет нашим футболистам подготовиться к международным встречам, если в этих встречах будет необходимость». В течение 1943–1944 гг. было несколько предложений о встречах от футбольных объединений Англии и Ирана, но они были отклонены. 

    Из письма Маленкову от секретаря ЦК ВЛКСМ Николая Михайлова, датированного апрелем 1945 г., узнаем, что «за последнее время мы имеем неоднократные предложения от футбольной Ассоциации Англии, спортивных клубов Болгарии, Югославии, Румынии об организации международных футбольных встреч». 

    Одно из этих предложений будет реализовано в виде турне «Динамо» в Великобританию осенью 1945 г