Маршал-судья и мотоцикл за победу: как у Москвы появилась традиционная велогонка
Велозаезд «Садовое кольцо» проводили даже в годы Великой Отечественной войны18 мая в Москве пройдет традиционный велозаезд «Садовое кольцо». В 2023 г. его участниками стали более 2000 спортсменов-любителей – действующие профессионалы на старт не допускаются. Для подготовленных велосипедистов предусмотрена гонка на дистанциях 78–109 км (т. е. 5–7 кругов по Садовому кольцу) со средней скоростью движения 30 км/ч, для всех остальных – свободный заезд на 16–47 км (1–3 круга).
Но строго любительской велогонка «Садовое кольцо» была не всегда. С 1992 по 2015 г. она входила в календарь профессионального тура «Пять колец Москвы» и обычно устраивалась в День Победы – 9 мая. А до этого 70 с лишним лет (даже в период Великой Отечественной войны) была престижнейшей гонкой, собиравшей лучших велосипедистов СССР.
По кочкам, по кочкам
Первая отечественная велогонка состоялась еще в дореволюционной России. В 1883 г. на ипподроме Ходынского поля собралось более 25 000 зрителей, чтобы посмотреть на мультиспортивное мероприятие (в программе были также бег и скачки). Велосипедисты соревновались на «пауках» – велосипедах с большим передним колесом. Езда на таких по городским булыжным мостовым была не только неудобна, но и запрещена. Именно поэтому в городскую среду велосипедные соревнования выбрались только в 1920-е: после технического усовершенствования «машин», прихода к власти Советов и окончания Первой мировой войны.
История гонки по Садовому кольцу началась в 1920 г., когда на старт вышли 87 участников. Безусловно, городское дорожное покрытие того времени нельзя было назвать идеальным для велогонок – неровная брусчатка, пересеченная трамвайными путями (к примеру, по Садовому кольцу проходил маршрут «Б»). Большого опыта не было также у организаторов и судей: к тому моменту еще не проводились даже чемпионаты страны по велоспорту (первый состоялся в 1923 г.). Но исторический дебют все же прошел успешно. Победил Григорий Козлов, который спустя три года стал первым чемпионом СССР на треке.
Несмотря на стремление популяризировать велоспорт с помощью уличных заездов, о массовости дисциплины в 1920-е говорить не приходилось. В первую очередь из-за недостатка и дороговизны велосипедов. В 1926 г. в газете «Красный спорт» (будущем «Советском спорте») сообщалось, что отечественное производство не покрывает и 10% спроса, а закупки зарубежных велосипедов сильно ограничены, в связи с чем цены доходят до 400 руб. за штуку (а по тем временам это около восьми средних зарплат промышленного рабочего или 68 кг черной икры).
Боевой настрой
Во второй половине 1930-х с повышением политической напряженности в Европе и ростом агрессии фашистской Германии велоспорт в СССР стали воспринимать как военно-прикладной вид спорта. В прессе отмечалась большая важность велосипедной подготовки для разведчиков, доставщиков документов, писем и т. д. После начала Великой Отечественной войны многие лидеры советского велоспорта отправились на фронт и принимали участие в боевых действиях. Например, многократный чемпион СССР по трековому велоспорту Игорь Ипполитов был награжден несколькими медалями, в том числе «За оборону Москвы».
Несмотря на тяжелую обстановку первого года войны, гонку «Садовое кольцо» отменять не стали. В конце мая 1942 г., после того как в апреле немецкие войска были отброшены от столицы, на площади Маяковского при сильном дожде и порывистом ветре традиционно стартовал заезд. Гонка проходила в формате раздельного старта: круг по кольцу – примерно 15 км – быстрее всех (25 минут 15 секунд) из 19 участников преодолел динамовец Николай Денисов; Ипполитов показал пятый результат. Главным судьей той гонки был Герой Советского Союза старший лейтенант Михаил Шумилов – и это подтверждало важность велоспорта для армии.
Несмотря на традиционность, велогонка по Садовому кольцу проводилась не ежегодно, но в военное время обрела особое значение и неизменно занимала место в календаре событий на год. В 1943 г. на старт вышли 27 участников, а выиграл опытный гонщик – старший преподаватель Института физкультуры им. Сталина Вениамин Батаен, который ушел в гонку последним. В 1945 г. стартовали 36 велосипедистов, а главный приз за победу – от газеты «Московский большевик» – был вручен спартаковскому гонщику Алексею Логунову, звезде велоспорта того времени. «Как отлично выверенный автомат, Логунов, склонившись к рулю, отбрасывает назад одного противника за другим», – восхищался репортер «Красного спорта». Командное первенство тогда в третий раз подряд выиграло спортобщество «Спартак», которому за это достижение достался специальный серебряный кубок.
Ленинградец в Москве
Логунов еще не раз выигрывал «Садовое кольцо», в том числе и в 1949 г., когда приз ему вручал маршал Семен Буденный. Но в том году велосипедист уже выступал не за «Спартак», а в сине-желтой майке ВВС – команды, созданной в начале 1940-х при Московском авиаучилище связи, а позже подхваченной сыном советского вождя Иосифа Сталина – Василием. С 1948 г. он был командующим Военно-воздушными силами Московского военного округа и по совместительству главным спортивным меценатом страны. Обладая влиянием и средствами, Василий Сталин переманил в спортобщество ВВС и Алексея Логунова, и другого сильного спартаковского гонщика – Вениамина Батаена. Для достижения высоких результатов спортсменам, конечно, требовались лучшие, т. е. зарубежные, велосипеды, а Сталин-младший мог их предоставить. В 1949 г. на старт гонки «Садовое кольцо» Логунов вышел на французской модели La Perle с хромомолибденовой (более легкой и крепкой) рамой Reynolds 520, что позволило ему не только победить в седьмой раз, но и показать новый рекорд трассы – 24 минуты 5 секунд.
Василий Сталин рассчитывал на очередную победу Логинова и год спустя. Назначенный главным судьей соревнований 1950 г., он планировал лично вручить награду (газета «Вечерняя Москва» сообщала, что к памятным призам прилагался еще и мотоцикл) «своему» победителю. Задачей было продемонстрировать мощь спортобщества ВВС, но на этот раз именитые гонщики не справились. «По всему Садовому кольцу на протяжении свыше 15 км стоят москвичи (тогда гонка проходила по воскресеньям в конце мая. – «Ведомости. Спорт»), остро переживающие ход борьбы. То и дело с тротуаров, заполненных зрителями, раздаются возгласы, подбадривающие гонщиков», – писал «Советский спорт» о гонке 1950 г. В итоге победителем впервые в истории гонки стал представитель Ленинграда – 21-летний спартаковец Родислав Чижиков, студент школы тренеров физкультурного института им. Лесгафта и чемпион города. По ходу заезда (гонщики стартовали с разницей в 10 секунд) он обогнал 12 соперников, представитель ВВС Логинов пришел к финишу только четвертым.
Василию Сталину такой расклад, очевидно, не понравился, и уже в следующем году гонка прошла в другом формате. Участники стартовали не раздельно, а командами, время засекали по последнему приехавшему на финиш участнику. Несмотря на поломки на трассе у двух представителей команды ВВС, в 1951 г. чемпионство осталось за ними.
С 1953 г., после смерти Иосифа Сталина и ареста Василия, обвиненного среди прочего в растрате бюджетных средств (по архивным документам, на которые ссылается автор подкаста «Спорт Советов» историк спорта Станислав Гридасов, Сталину-младшему вменяли нецелевой расход, в том числе на команды ВВС, на общую сумму в 20 млн руб.), бренд ВВС перестал существовать. Многие его спортсмены, в том числе и Логунов, перешли в команду ЦДСА (предшественник ЦСКА) и продолжили побеждать на «Садовом кольце».
Приказал жить
Еще одним традиционным для советской Москвы спортивным массовым событием была майская легкоатлетическая эстафета, которая впервые прошла в 1922 г., а регулярно стала проводиться с 1927 г., когда ее титульным спонсором более чем на 70 лет стала газета «Вечерняя Москва». Долгое время эстафета, так же как и велогонка, проходила по Садовому кольцу и даже была запечатлена в 1947 г. на картине советского художника Александра Дейнеки «Эстафета по кольцу «Б».
Но после распада СССР оба старта постепенно утратили свой статус. Эстафета переместилась в район «Лужников», а велогонка чуть было совсем не исчезла, когда профессиональный тур «Пять колец Москвы», частью которого с 1993 г. стала гонка по Садовому, в 2016 г. не состоялся, а в 2017 г. обошелся без знакового этапа. Но московское велосипедное сообщество направило петицию мэру столицы Сергею Собянину с просьбой сохранить историческое соревнование. Уже в 2018 г. заезд вернулся в календарь городских спортивных мероприятий – в формате любительской гонки.