Саудовская Аравия создает новую велогоночную лигу, уже две топ-команды в деле
Фонд SRJ Sports Investments намерен вложить в проект порядка 250 млн евроСаудовский спортивный фонд SRJ Sports Investments, по данным Reuters, намерен инвестировать порядка 250 млн евро в создание новой велогоночной лиги. Как сообщили осведомленные источники информационного агентства, в ее составе уже есть «несколько европейских велокоманд», а поиском спонсоров в основном занимаются топы: нидерландская Team Visma–Lease a Bike (ранее была известна под названием Rabobank) и британская Ineos Grenadiers, принадлежащая миллиардеру Джиму Рэтклиффу. Отмечается, что за право считаться главным партнером лиги по венчурному бизнесу SRJ Sports боролся с крупной инвестиционной компанией CVC Capital Partners, выиграв конкуренцию. По одной информации, все финансовые аспекты сделки будут улажены в ближайшие два месяца. По другой – сделка находится в подвешенном состояние и имеет все шансы сорваться.
Если все получится, то Саудовская Аравия впервые придет в велоспорт в рамках концепции Vision 2030, которая ставит задачу постепенного превращения страны в глобальный центр спорта, туризма и бизнеса на фоне снижения зависимости от нефти. Ради воплощения намеченного в жизнь был создан Суверенный фонд Саудовской Аравии (PIF). Его средства (и подконтрольных активов) используются для инвестиций в различные сферы, в том числе в спорт. Деньги уже пошли в футбол, бокс, теннис, гольф и смешанные единоборства.
Как будет устроена новая велолига – доподлинно неизвестно. Источники Reuters лишь уточнили, что она может забрать под свой контроль некоторые из уже существующих гонок, а также организовать новые. Главная цель состоит в перераспределении доходов. Ряд команд недовольны тем, что львиная доля прибыли от топовых соревнований, включая «Тур де Франс», попадает в руки организаторов веломногодневок.
В июле 2023-го издание The Irish Times сообщило, что владеющая «Тур де Франс» французская компания Amaury Sport Organisation (ASO) в том числе благодаря растущему интересу к гонке среди спонсоров и болельщиков увеличила в 2022-м выручку на 550 млн евро. Уточнялось, что достичь этого показателя помогла сделка по созданию официальной видеоигры «Тур де Франс», а также партнерство со спортивной социальной сетью Strava.
«Это попытка создать новую бизнес-среду в велоспорте путем постепенного привлечения заинтересованных инвесторов с большими амбициям, – сообщили «Ведомости. Спорту» в пресс-службе Team Visma–Lease a Bike. – Мы хотим добиться, чтобы велогонщики получали серьезные призовые в новой лиге, а вслед за этим процессом росли отчисления спортсменам в уже существующих масштабных проектах, включая «Тур де Франс».
По данным издания Independent, общий призовой фонд «Тур де Франс-2023» составил 2,5 млн евро. Лидер общего зачета велогонки получил 500 000 евро. Занявший второе место – 200 000 евро, а третье – 100 000 евро. Победитель каждого этапа заработал 11 000 евро, 5500 и 2800 евро служили вознаграждением за второе и третье место. Первый, кто преодолевал промежуточный спринт на этапе, пополнял счет на 1500 евро. Ехавшие следом – на 1000 и 500 евро соответственно.
Кроме того, ASO выплачивала фиксированную надбавку в размере 51 243 евро каждой из команд в целях компенсации их расходов на участие. Предусматривалась и дополнительная надбавка в 1700 евро на каждого гонщика, если команда доезжала до финиша в Париже в составе не менее шести человек.
Reuters уточняет, что пока ASO и еще один крупный игрок в отрасли – владеющая многодневкой «Джиро д’Италия» итальянская медиагруппа RCS Sport – никак не участвуют в переговорном процессе по созданию новой велолиги. Попытки создать своего рода клуб для избранных уже предпринимались в 2012 г. Тогда восемь команд пробовали организовать проект World Series Cycling (WSC) с аналогичными целями, но так и не нашли достойных спонсоров, а еще не смогли договориться по базовым вопросам.