Элегантность и скорость: как грузины помогли сборной СССР выиграть первый Евро

    В составе советской команды в 1960 году блистали Метревели, Месхи и Чохели
    Гиви Чохели (на фото – с юными футболистами) почти 10 лет играл за тбилисское «Динамо», а затем, рано завершив карьеру из-за проблем со здоровьем, еще восемь лет работал в команде тренером
    Гиви Чохели (на фото – с юными футболистами) почти 10 лет играл за тбилисское «Динамо», а затем, рано завершив карьеру из-за проблем со здоровьем, еще восемь лет работал в команде тренером /Гиви Киквадзе / Фотохроника ТАСС

    На Евро-2024 сборная России из-за санкций не выступает, зато на турнире дебютировала Грузия (№ 75 в рейтинге ФИФА), добыв путевку в Германию успешным выступлением в Лиге наций. В сезоне 2023/24 г. грузинских болельщиков порадовала не только основная сборная. Осенью 2023 г. на домашнем Евро достойно сыграла молодежка (до 21 года), уступив в четвертьфинале команде Израиля лишь в серии пенальти. Похоже, Грузия постепенно возвращает себе статус важного футбольного региона. Еще на первом Евро в 1960 г. три грузинских игрока внесли весомый вклад в чемпионство советской сборной.

    Европейский старт

    На крупных футбольных международных турнирах СССР дебютировал лишь в 1952 г. – на Олимпиаде, проиграв в 1/8 Югославии. Четыре года спустя советские футболисты стали олимпийскими чемпионами, а в 1958 г. впервые сыграли на чемпионате мира, где в четвертьфинале уступили будущему финалисту – Швеции.

    Осенью 1958 г. сборная СССР начала борьбу в новом соревновании – Кубке европейских наций (с 1968 г. – чемпионат Европы). Тогда турнир полностью проводился в формате плей-офф. Первые два тура (1/8 и 1/4 финала) проходили в течение 1958–1959 гг. по двухматчевой схеме (дома и на выезде). А финальная стадия, куда попадали четыре лучшие сборные, состоялась во Франции. В 1/8 финала СССР дважды обыграл Венгрию, а матч 28 сентября 1958 г. до сих пор остается самым посещаемым в истории Евро: в «Лужниках» собралось 100 572 человека.

    В четвертьфинале советская сборная должна была сыграть с Испанией, но глава государства Франсиско Франко запретил команде ехать в СССР по политическим мотивам – и спровоцировал дисквалификацию сборной.

    Славный Слава

    Первый матч с Венгрией стал официальным дебютом в сборной для молодого грузинского нападающего Славы Метревели из московского «Торпедо». Он забил один из трех голов. «Если мяч идет на Славу, значит, будет гол на славу», – опубликовали после матча незамысловатую каламбурную кричалку в газете «Советский спорт».

    Слава (это не сокращенная, а полная версия имени) родился в Сочи в семье известного местного шеф-повара. Как и многие мальчишки послевоенной поры, он обожал футбол: часами гонял мяч во дворе, а каждую весну, когда на сборы в Сочи съезжались лучшие команды СССР, с жадностью наблюдал за профессионалами, которых он знал только по радиорепортажам – телевизоры тогда были редкостью. Кумиром Славы был нападающий «Торпедо» Александр Пономарев.

    В 15 лет Метревели пригласили в местную футбольную секцию, в 19 он дебютировал за горьковское «Торпедо» в чемпионате «Б», а затем отправился на повышение в московский одноименный клуб. Забив шесть мячей в чемпионате 1957 г., он помог «Торпедо» впервые стать вице-чемпионом СССР. «Слава влюблен в футбол<...> Посмотришь на Славу и не подумаешь, что эта миниатюрная фигурка (170,5 см) является олицетворением силы, быстроты, прыгучести, выносливости», – делился в 1960 г. на страницах журнала «Футбол» главный тренер сборной СССР Гавриил Качалин.

    Но сам Метревели рассказывал, что командная игра давалась ему непросто. Часто он не замечал партнеров, предпочитая хорошему пасу индивидуальный проход. «Тогда я начал учиться: на тренировках шел прямо на напарника, стараясь обвести и при этом глядя не на мяч, а на него и вокруг. Не сосчитать, сколько раз повторил я это упражнение за годы игры. И только научившись управлять мячом без зрительного контроля, получил признание коллег», – вспоминал Метревели первые годы в «Торпедо».

    Под контролем попечителя

    Грузины составляли менее 2% населения СССР, но в футбольной сборной всегда играли важную роль, занимая по численности третье место после россиян и украинцев. Вместе с Метревели в состав команды на финальную часть Евро попали еще трое грузин: форвард Михаил Месхи, защитник Гиви Чохели и лучший бомбардир чемпионатов СССР 1959–1960 гг. Заур Калоев (но он во Франции на поле так и не появился). В отличие от Метревели все трое не только родились в Грузии, но и играли за главный клуб республики – тбилисское «Динамо», основанный еще в 1925 г.

    Его покровителем много лет считался Лаврентий Берия, один из руководителей органов госбезопасности Грузинской ССР, а затем и страны в целом, – его имя даже носил стадион клуба. В чемпионате страны тбилисское «Динамо» дебютировало в 1936 г. и сразу завоевало бронзу, а всего на счету клуба рекордные 13 третьих мест в советской топ-лиге. В 1953 г. команда претендовала на чемпионство. В последнем туре «Динамо» обыграло «Торпедо» и возглавило таблицу, но вскоре результат матча был отменен. Советские газеты сообщили о переигровке – из-за «грубой игры» тбилисских футболистов и судейских ошибок. Вероятно, партийные лидеры не хотели видеть грузинскую команду чемпионом в год смерти Сталина и низложения их покровителя Берии. В переигровке «Динамо» уступило – и титул забрал «Спартак», с преимуществом в два очка.

    Еще четыре грузинских клуба в разное время выступали в высшей лиге СССР, но на продолжительное время задержалось лишь «Торпедо» из Кутаиси, проведя девять сезонов подряд в 1960-х, когда чемпионат разросся с 12 до 17–22 команд. Скромное присутствие других клубов из Грузии в высшем дивизионе объяснялось тем, что всех лучших игроков республики собирало тбилисское «Динамо».

    Мастер мяча

    В середине 1950-х в «Динамо» началось постепенное обновление состава, и недавние серебряные призеры откатились на несколько лет в середину таблицы. Изменения коснулись и домашней арены клуба: на построенном в 1935 г. стадионе решили увеличить вместимость с 23 000 до 36 000 мест и отправили до 1962 г. на реконструкцию.

    В конце 1950-х тбилисскую команду усилили молодые Месхи и Чохели. Первый – ростом всего 169 см – обладал трюковым дриблингом, отточенным в дворовых тренировках: Михаил выбирал пятерку противников и обводил их в одиночку. «Это был игрок стихийного, неуправляемого дара. У него, как у великих актеров в театре, были свои поклонники. Месхи играл на левом краю. Они сидели рядом, а после первого тайма дружно перемещались на противоположную трибуну», – вспоминал Валентин Бубукин, партнер Михаила по сборной СССР.

    Дриблер Месхи идеально вписывался в традицию ажурного грузинского футбола, который начал развиваться в конце XIX в. благодаря англичанам, прибывавшим на торговых судах в порт Поти. «В 1920-е грузинских игроков называли «летучими уругвайцами», апеллируя к лучшей на тот момент сборной мира, а также к «южному» стилю игры: артистизм шел впереди атлетизма, а импровизация – впереди дисциплины», – рассказывает американский историк СССР Эрик Скотт в статье «Грузинский футбол в мультиэтнической советской империи».

    Легкий ажурный стиль грузинских футболистов часто сравнивали с национальными танцами. В официальном фан-гиде тбилисского «Динамо» 1960 г. нападающий Автандил Гогоберидзе был изображен танцующим картули – свадебный грузинский танец, балансируя на футбольном мяче.

    «Танцевал» на поле и Месхи. В 1959 г. Месхи дебютировал за сборную в товарищеском матче с Чехословакией и впервые исполнил ставший именным финт: форвард перешагивал мяч левой ногой, а правой прокидывал мимо защитника. Скорость и отменное владение мячом сделали Михаила одним из самых острых и опасных игроков того времени. По словам самого Месхи, в отработке приемов ему помогали забеги за бабочками. «Тем, кто примет меня за чудака, советую: попробуйте побегать за бабочкой, повторяя точно ее маршрут, и увидите, так ли уж это просто и надолго ли хватит терпения», – рассказывал футболист «Советскому спорту».

    Любили Месхи и коллеги. На командных посиделках он был главным барменом: его фирменным коктейлем была смесь сухого вина, шампанского и коньяка, куда он добавлял клубнику, мандариновые и апельсиновые дольки и бананы.

    Универсальный боец

    Самым молодым в составе СССР на Евро-1960 оказался Чохели – один из первых в мире универсальных защитников, который умел эффективно обороняться в любой части поля, сменяя номера на футболках от 2 до 4 (тогда они были обозначением амплуа). Кроме хладнокровия и техничности Чохели отличала скромность и интеллектуальность. Будучи золотым медалистом школы, накануне поездки во Францию 23-летний футболист окончил грузинский Сельскохозяйственный институт.

    На чемпионат Гиви ехал запасным, но из-за приступа аппендицита у опытного защитника Владимира Кесарева Чохели сыграл в обоих матчах. «Грузины прибавили советской сборной элегантности. Среди жестких московских защитников, которые «вставляли от души», появился техничный и добрый грузин. Гиви прекрасно играл головой, чувствовал пас, а за пределами поля отличался тонким юмором», – вспоминал Бубукин в книге «Вечнозеленое поле жизни».

    Победный ход

    Подготовку к финальной стадии Евро-1960 команда проводила в Подмосковье, недалеко от военного санатория, в котором отдыхали маршалы Семен Буденный и Клим Ворошилов, часто наблюдавшие за тренировками сборной.

    Полуфинал против Чехословакии проходил в Марселе, и, прилетев заранее, команда успела съездить на экскурсию в замок Иф, широко известный по роману Александра Дюма. Победа 3:0 обеспечила СССР путевку в Париж – на встречу с Югославией.

    Матч на первый в истории титул чемпионов Европы стал звездным моментом грузинских футболистов. Вначале игра у советской команды не ладилась, и к перерыву сборная СССР уступала 1:0, но после свистка на второй тайм Метревели сравнял счет, а в дополнительное время, на 112-й минуте, победный мяч после подачи Месхи забил Виктор Понедельник.

    Грузинское наследие

    Вручение медалей проходило на торжественном приеме в одном из залов на Эйфелевой башне. Кроме наград, по воспоминаниям Понедельника, игроки сборной получили по $200. «Я на них смог купить только искусственную шубу жене и какие-то детские вещи, – вспоминал Понедельник. – Старшие ребята ходили к тренерам, говорили, что югославы за 2-е место получили намного больше. Обещали громадные деньги, которые никому из спортсменов не снились, но, когда вернулись домой, никто нам ничего не заплатил».

    К слову, на ЧМ-1966, где СССР занял 4-е место, каждый игрок уже заработал порядка $10 000, но там свой вклад внесли уже первые «спонсоры» сборной – Adidas и Puma.

    В 1960 г. Метревели получил звание «Заслуженный мастер спорта СССР», а его «Торпедо» выиграло чемпионат и Кубок СССР. Чохели с Месхи тоже стали «заслуженными», но уже в 1965 г. – после первой в истории победы грузинского клуба в первенстве СССР 1964 г. Тогда к «Динамо» присоединился уже и Метревели, а возглавил тбилисскую команду Гавриил Качалин – тренер чемпионской сборной СССР – 1960.

    В то время, по словам жены Метревели, популярность Славы в Тбилиси была фантастической. «Люди несли подарки в благодарность за удовольствие, которое он им доставлял на поле. Перед дверью мы каждый день обнаруживали ящики с шампанским, вином, минеральной водой, пакеты с фруктами, курами», – рассказывала Татьяна.

    Отмечали игру Славы и иностранцы. В 1968 г. Пеле лично пригласил его сыграть за сборную ФИФА в товарищеском матче против Бразилии к 10-летию их победы на чемпионате мира.

    К началу 1970-х все три грузина из сборной-1960 завершили карьеру. Чохели – еще в 1965 г. из-за проблем с печенью. Метревели пару лет тренировал тбилисское «Динамо», а затем стал директором ресторана в Тбилиси. В 1990-е у бывшего футболиста стало развиваться тяжелое заболевание мозга, в последние годы он мало кого узнавал.

    Месхи после завершения карьеры игрока создал футбольную школу «Аваза», директором которой он был более 20 лет. Один из ее воспитанников – 38-летний вратарь Георгий Лория отправился в составе сборной на Евро-2024.