Команда года: «Макларен» выиграл Кубок конструкторов в «Формуле-1» спустя 26 лет

    Престижный трофей принес британскому коллективу $140 млн призовых
    Zuma\TASS
    Zuma\TASS

    В декабре 2024 г. завершился сезон «Формулы-1», в котором «Макларен» завоевал исторический Кубок конструкторов благодаря пилотам Ландо Норрису и Оскару Пиастри. Этот трофей стал первым для британской команды с 1998 г., когда ни один из нынешних гонщиков «Макларен» еще не родился. 

    «Макларен» подошел к финальному Гран-при сезона-2024 в Абу-Даби с преимуществом перед «Феррари» в 21 очко. Норрис завоевал поул-позицию в квалификации, а Пиастри стартовал сразу за ним. На первом круге Оскар столкнулся с гонщиком «Ред Булл» Максом Ферстаппеном и откатился к концу пелотона. Тем не менее Ландо смог удержать лидерство в гонке и финишировал выше двух болидов «Феррари», обеспечив долгожданный титул британской команде. «Макларен» завершил сезон-2024 с 666 очками, «Феррари» заняла второе место с 652 баллами, а «Ред Булл» финишировал третьим с 589 очками. 

    «Гонка для меня сложилась неудачно, но главное, что мы сегодня выиграли чемпионат. Это заслуга всех сотрудников «Макларен», учитывая, чего команда достигла в этом году. Я очень доволен нашей работой. Приятно наконец довести дело до конца», – сказал Пиастри после гонки.

    Кубок конструкторов отражает скорость и надежность машин в течение сезона и напрямую влияет на финансовое благополучие гоночной организации. Чем лучше результат, тем больше призовых денег получает команда. Подсчет очков в Кубке конструкторов прост: суммируются все зачетные баллы, заработанные гонщиками команды в текущем сезоне. Призовой фонд сезона-2024 составил $1 млрд, и «Макларен» как победитель Кубка конструкторов заработал $140 млн.

    Победа в Кубке конструкторов стала для «Макларен» девятой в истории. Британская команда догнала «Уильямс» и обогнала «Мерседес» по количеству трофеев, но до «Феррари» еще далеко (16). «Невероятные ощущения. Я рад не только за себя, но и за всю команду. Она потрясающе себя проявила, учитывая, где мы были в начале сезона. Я так горжусь всеми. Это был классный путь и идеальное завершение сезона. Победа в Кубке конструкторов спустя 26 лет – нечто особенное. Мы будем праздновать. Это исторический момент для команды. Ночь будет отличной», – высказался Норрис после победы в гонке.

    Грамотные обновления

    «Макларен» начал сезон-2024 с большими надеждами, но столкнулся с трудностями в первых гонках. Несмотря на перспективный болид MCL38, им было сложно конкурировать с доминирующим «Ред Булл». В первых пяти гонках Норрис и Оскар финишировали ближе к середине пелотона, лишь изредка попадая в пятерку лучших.

    Переломный момент для «Макларена» наступил ближе к середине сезона. Значительная модернизация аэродинамики и силовой установки болида, а также грамотные стратегии команды начали приносить свои плоды. Болид MCL38 стал более конкурентоспособным, и Норрис с Пиастри начали стабильно бороться за подиумы. Улучшенные переднее и заднее крылья, а также модификации днища и диффузора помогли повысить показатели болида.

    По ходу сезона результаты «Макларена» продолжали улучшаться. В Майами Норрис одержал первую победу в своей карьере. Мощный темп болида «Макларен» стал очевиден уже тогда. Пакет обновлений фактически сделал его совершенно новым болидом, способным бороться с «Ред Булл». Восприятие было таким, что с момента гонки в Майами «Макларен» имел самый быстрый автомобиль в «Формуле-1», который мог показывать хорошие на любом другом треке.

    Норрис также финишировал вторым в следующей гонке в Имоле, а Пиастри занял второе место в Монако после Шарля Леклера. К летним каникулам «Формулы-1» идея о борьбе «Макларена» за Кубок конструкторов становилась все более реалистичной.

    Во второй половине сезона «Макларен» превратилась в грозную силу. Постоянные финиши на подиуме позволили им быстро набирать очки. Их главные соперники, «Ред Булл» и «Феррари», столкнулись с проблемами надежности болидов и провальных тактик, которые «Макларен» умело использовал в своих интересах.

    На 17-й гонке сезона-2024 в Азербайджане «Макларен» впервые за 10 лет вышел на первое место в Кубке конструкторов. Лидерство британской команды стало возможным благодаря победе Пиастри, которая помогла «Макларен» сократить отставание от «Ред Булл» в 115 очков всего за 133 дня. Британская команда также прервала доминацию австрийцев, которые на тот момент лидировали в Кубке конструкторов 843 дня подряд.

    Сразу после гонки в Баку болельщики начали обсуждать странное поведение заднего антикрыла болидов «Макларен». Они заметили увеличение зазора между основной плоскостью и закрылками на самой длинной прямой трека, что происходило на высокой скорости и под большой нагрузкой. Таким образом, болиды «Макларен» получали дополнительное ускорение и приличное преимущество над другими командами. Пилоты и инженеры британской команды гордились этой инновацией, но несмотря на то, что судьи изначально не нашли нарушений в конструкции болида, деталь была снята под давлением других команд, которые инициировали дополнительное расследование.

    Борьба за титул чемпиона Кубка конструкторов свелась к финальной гонке в Абу-Даби. Во многом повлияло возвращение скорости у болидов «Ред Булл» и удобные для «Феррари» треки в заключительной части сезона-2024. «Макларен» вышел на старт гонки с приличным отрывом от «Феррари», но из-за неудачного старта Пиастри итальянская команда имела шансы на победу. Тем не менее гонщики британской команды набрали достаточно очков, чтобы «Макларен» выиграл Кубок конструкторов впервые за 26 лет.

    Долгосрочный план

    К 2019 г. «Макларен» уже пять лет не имел больших успехов в «Формуле-1» и нуждался в перезагрузке. Британская команда держалась только на былом величии. Исполнительный директор гоночного подразделения компании Зак Браун назначил руководителем команды «Ф-1» Андреаса Зайдля, при котором «Порше» доминировал в гонках на выносливость.

    Зайдль стал тем, кто заложил основы нынешнего успеха, выявив все недостатки «Макларен». Например, на базе команды в Уокинге стояла настолько устаревшая аэродинамическая труба (нужна для испытаний и улучшения показателей болида), что ее арендовали у подразделения «Тойоты» в Кельне, что требовало значительных затрат на логистику. Проблема была известна и раньше, но никто не спешил ее решать: не было потолка расходов, и не было причин вкладывать большие средства в инфраструктуру, особенно когда в «Макларен» вину перекладывали на мотор, а шасси называли «лучшим в пелотоне».

    «Мы уступаем конкурентам в вопросе инфраструктуры. В текущих условиях у команды есть потенциал для развития, но он сильно ограничен. Нам не хватает аэродинамической трубы, гоночный симулятор устарел, а инфраструктура для вычислительной гидродинамики и производства деталей тоже нуждается в обновлении», – отмечал Зайдль.

    При Зайдле команда одержала первую победу в гонке за много лет и расширила штат, грамотно реструктуризовав бюджет. Тем не менее в конце 2022 г. Зайдль ушел в новую команду «Ауди», и на его место поставили Андреа Стеллу, который продолжил курс своего начальника.

    В конце 2023 г. «Макларен» наконец обновил свою аэродинамическую трубу. Болид сезона-2024 MCL38 был создан еще в старой трубе, но все обновления готовили уже в новой, что сначала задерживало процесс, и команда начинала сезон как середняк. Стелла также усовершенствовал корпоративную культуру и наладил внутренние связи в команде. «Наш подход: извлекать максимум из каждого, кто работает в «Макларен», – объяснял Стелла в интервью BBC. – создание быстрейшей машины сезона-2024 – это результат вклада множества людей и их взаимодействия».

    «Макларен» первым из пелотона обновил и ввел в использование новую аэродинамическую трубу. У «Астон Мартин» такая труба еще калибруется, «Феррари» в конце 2024 г. завершила реновацию, «Ред Булл» планирует получить новый инструмент к 2026 г., а остальные команды только готовятся к изменениям.

    Эксперты связывают успех «Макларена» в сезоне-2024 именно с новой аэродинамической трубой, ведь взлет британской команды по турнирной таблице произошел после начала тестирования деталей для болида в ней. Профильные издание Autosport даже выпустило материал с таким заголовком: «Неужели «Ф-1» превратилась в битву «у кого лучшая аэротруба»?» 

    «Главный фактор успеха «Макларена» – точное техническое развитие инфраструктуры. Пока другие команды, включая «Феррари», «Мерседес» и «Ред Булл», сталкивались с проблемами, «Макларен» единственной в пелотоне только улучшалась и ускорялась после внедрения новинок. В первой части сезона команда привозила меньше обновлений, но все равно постепенно догоняла конкурентов, а во второй половине сезона усилила поставку улучшенных деталей», – говорилось в тексте Autosport.

    Тем не менее Стелла настаивает, что секрет успеха британской команды не только в новой аэротрубе. По его мнению, главный фактор успеха британской команды – топ-команда инженеров, которую они собрали за последние годы. «Многие говорят о нашей аэродинамической трубе, но она помогает только благодаря использованию новейших технологий, – отмечал Стелла в интервью BBC. – Эволюция машин бросила физикам вызов, и поэтому многие команды, включая «Макларен», испытывают трудности с оперативной разработкой и поставкой обновлений, что и приходится решать инженерам, а не аэротрубе. Ее обслуживают и калибруют люди, как и загружают данные, а также проектируют детали тоже люди».