Сделка года: «Формула-1» оформила контракт с люксовым холдингом LVMH на $1 млрд

    «Ведомости. Спорт» запускает сериал о спортивных итогах 2024 года
    EPA / ТАСС
    EPA / ТАСС

    Президент «Формулы-1» Стефано Доменикали перед началом сезона-2024 заявил журналистам, что в 2025 г. автогоночная серия отметит 75-летие «настолько масштабно, насколько это возможно». Босс чемпионата пообещал провести «минимум 10 грандиозных мероприятий» и анонсировал работу над «несколькими большими сделками». Слова с делом не разошлись: 2 октября «Формула-1» заключила самое крупное соглашение в своей истории. 10-летний спонсорский контракт с серией оформил всемирно известный французский транснациональный холдинг Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH), специализирующийся на предметах роскоши. По данным Bloomberg, сотрудничество может стоить более $1 млрд при ежегодном объеме спонсорских взносов в $100 млн. Договор вступит в силу в 2025 г. 

    Здравый расчет

    LVMH оказался в центре внимания ведущих спортивных СМИ еще летом 2023 г., став премиум-спонсором Олимпиады в Париже-2024. Агентство Reuters со ссылкой на близкий к переговорам источник сообщало, что LVMH заплатил за олимпийское (и паралимпийское) партнерство порядка 150 млн евро. На Олимпиаде спортсменам вручали медали, изготовленные ювелирной компанией Chaumet из семейства LVMH, а церемониям награждения предшествовал вынос к подиуму изящных футляров Louis Vuitton с фирменной монограммой. Перед Играми-2024 в список амбассадоров флагманского бренда вошли элитные атлеты французской команды: баскетболист Виктор Вембаньяма и пловец Леон Маршан.

    В другом материале Reuters отмечалось, что после Олимпиады представители LVMH были настолько впечатлены возможностями современной спортивной индустрии, что решили искать и других крупных партнеров в этой сфере. Тем более финансовое положение компании располагало для новых капиталовложений: владелец LVMH Бернар Арно весной 2024 г. во второй раз возглавил рейтинг богатейших людей мира по версии Forbes. Состояние Арно и его семьи оценили в $233 млрд. Этот же источник сообщил, что выручка LVMH за первые девять месяцев 2024-го составила 60,7 млрд евро. 

    «Формулу-1» в качестве нового долгосрочного партнера в LVMH выбрали не случайно: стороны имеют деловые отношения длиной в несколько десятилетий. В период с 1966 по 1999 гг., а затем и в 2020 г. официальным спонсором «Ф-1» являлся элитный бренд шампанского Moet & Chandon, пилоты щедро разбрызгивали напиток на подиуме после завершения традиционной церемонии награждения. Последние четыре года зрителей поливали итальянским игристым Ferrari Trento, но с сезона-2025 легендарная марка вновь пополнит список партнеров «королевских гонок».

    Осенью 2023 г. в LVMH сделали новый шаг на сближение, выступив спонсором первого в истории «Ф-1» Гран-при Лас-Вегаса. Владельцы серии из Liberty Media назвали сотрудничество «осязаемой попыткой двух глобальных мировых брендов перевернуть представление о рынке спортивного спонсорства». 

    «С тех пор мы присматривались друг к другу, было несколько раундов переговоров по многолетней сделке с «Ф-1». Часто возникали ситуации, когда беседы топ-менеджеров заходили в тупик, – рассказали «Ведомости. Спорту» в пресс-службе LVMH. – Но в итоге перевесило взаимоуважение и здравый бизнес-расчет. Без сомнений, мы будем стремиться поддерживать высокий уровень партнерства».

    Имидж все

    От глобальной сделки с «Ф-1» отдельно выиграли входящие в LVMH бренды: они получили возможность «убрать» с автогоночного рынка конкурентов. К примеру, марка люксовых часов Tag Heuer со следующего сезона заменит в статусе официального хронометриста «Ф-1»Rolex (бренд работал с серией с 2012-го и до LVMH платил больше всех – $50 млн за сезон). Именно Tag Heuer является первым неавтомобильным спонсором в истории «Ф-1»: к соглашению пришли в 1971 г., все гонщики получили в подарок часы марки. Причем тогда Tag Heuer еще не являлся частью империи LVMH, а присоединился к ней только в 1999 г. 

    Ювелирный дом Tiffany & Co с 2021 г. изготавливает трофей для Гран-при «Формулы-1» в Майами и футляры для других кубков серии. Близкие к «Ф-1» инсайдеры сообщали в соцсетях, что Tiffany & Co и «Ф-1» в начале 2025-го подпишут отдельный договор, по которому у ювелирного бренда будет «максимальная представленность на различных маркетинговых мероприятиях серии». 

    В целом ставка LVMH на «Формулу-1» объясняется не только историческими факторами, но и желанием холдинга привлекать новую аудиторию. Эту задачу в числе прочих Бернар Арно озвучил в апреле 2024 г. на ежегодном собрании акционеров. В 2016 г. компания LibertyMedia выкупила автогоночную серию за $8 млрд, новые владельцы начали активно расширять календарь, добавив привлекательные с точки зрения рекламы американские этапы в Майами и Лас-Вегасе. А сериал Formula 1:Drive to Survive («Формула-1»: Гонять, чтобы выжить») о жизни пилотов и закулисье автогонок заинтересовал в том числе и женщин, которые являются желанной целью для входящих в структуру LVMH ювелирных и модных брендов.

    По данным исследования Nielsen Sports, общая аудитория «Ф-1» составляет 750 млн человек. За последние три года глобальный интерес к серии вырос на 5,7% (+50 млн новых поклонников). Женщины составляют 41% от общей базы фанатов, самый быстрорастущий возрастной сектор – 16–24 года.

    Опрошенные «Ведомости. Спортом» эксперты из мира моды сошлись во мнении, что концерн LVMH хочет воспользоваться растущей популярностью «Формулы-1», чтобы не допустить провисания в доходах на фоне общемирового падения спроса на товары класс «люкс». Например, немецкий премиум-бренд одежды Hugo Boss ожидает годовые продажи на уровне до 4,35 млрд евро вместо 4,45 млрд в прогнозе на начало 2024-го. А операционную прибыль –в диапазоне 350-430 млн евро вместо 430–475 млн. Жаловались на снижение спроса и другие крупные бренды, среди которых Gucci, Yves Saint Laurent, Bottega Veneta и Burberry. 

    Для «Ф-1» же, по словам собеседников «Ведомости. Спорта», сделка носит не только денежный, но и имиджевый характер: серия хочет продемонстрировать миру, что гонки по-прежнему элитарный вид спорта с серьезной поддержкой топ-спонсоров.