Как француженка из Прованса стала звездой ралли в период его расцвета
Мишель Мутон – единственная женщина, побеждавшая на этапах чемпионата мираВ начале марта в городе Джидде в Саудовской Аравии стартовал второй сезон женской «Формулы-1». Официальное название гоночной серии, запущенной в 2023 г., – «Академия Ф-1». В соревновании принимают участие 16 девушек. В этом сезоне они соревнуются на семи трассах, где за уикенд проходят две гонки. В те же даты на городской трассе Джидды состоялся и второй этап главной «Ф-1». Сейчас женщины в ней не участвуют, хотя в 2023 г. у «Астон Мартина» на Гран-при Венгрии тест-пилотом была британка Джессика Хоукинс. Всего в XX в. пять женщин выходили на старт «Формулы-1». Лучший результат – 6-е место на Гран-при Испании Леллы Ломбарди в 1975 г.
А вот в ралли – тоже абсолютно мужской дисциплине автоспорта – в начале 1980-х одной из главных звезд была француженка Мишель Мутон. Она единственная женщина, которая сумела стать призером итогового зачета чемпионата мира, а также выиграть его отдельные этапы.
Возможно все
Мишель родилась в городке Грасе на Лазурном берегу, что считается парфюмерной столицей мира. Родители девочки занимались разведением роз и жасмина и не имели никакого отношения к автоспорту. Но неподалеку от Граса, в Приморских Альпах, регулярно проходили горные этапы французских ралли – и местные жители приезжали на трассу поддержать пилотов.
Мишель села за руль в четырнадцать. Она часто брала у отца Porsche 911 и, возвращаясь ночью после школьных танцев домой, изучала извилистые маршруты окрестностей. «Изначально я не стремилась в ралли. Но любила водить машину. Для меня автомобиль всегда был знаком свободы и независимости», – делилась позже Мишель. Документальный фильм телеканала Sky «Королева скорости» про Мутон открывают слова, во многом определившие ее карьеру: «В жизни нужно всегда быть открытым для нового. Все возможно. Пределов нет».
Руководствуясь этим принципом, юная девушка в 1973 г. приняла предложение друга Жана Таби стать его штурманом на первом этапе дебютного чемпионата мира по ралли в Монте-Карло. Маршруты раллийных гонок проходят в основном по дорогам общего пользования, на которых временно перекрывают движение, но на трассе предусмотрены и сложные спецучастки, где гонщикам на максимальной скорости предлагается показать все свои водительские навыки. В помощь пилоту рядом всегда сидит штурман, который дает подсказки по маршруту, ориентируясь на записи, сделанные во время ознакомительных заездов.
Роль помощника Мутон выполняла в пяти гонках 1973 г., но, почувствовав азарт, решила пересесть на водительское кресло. Отец подарил ей спортивный автомобиль Alpine-Renault A110 с условием за год доказать, что гонки – это ее призвание.
Так, в 22 года Мишель дебютировала в ралли в качестве пилота, а спустя полгода добралась до первых призовых мест.
Не женщина, а пилот
Среди женщин Мутон не было равных: в 1974 и 1975 гг. она стала чемпионкой Франции и Европы. А также выиграла марафон «24 часа Ле-Мана» в команде с двумя девушками-сопилотами в классе двухлитровых двигателей на Moynet LM75, заняв в общем протоколе 21-е место из 55 участников. Благодаря этим успехам у Мишель появился первый спонсор – французский нефтяной гигант Elf.
Первая победа на этапе чемпионата мира пришла к Мишель в 1981 г., когда после трех сезонов сотрудничества с Fiat она пересела на Audi и стала ведущим раллийным пилотом немецкого автопроизводителя. К тому моменту в регламенте ралли произошли перемены – разрешили использовать полноприводные автомобили.
Audi еще в 1980 г. представила свою версию раллийного полного привода с двигателем мощностью 300 л. с. – модель Quattro. Из-за ограниченности выпуска цена авто на рынке составляла 49 900 немецких марок (в современных деньгах это порядка $119 000 с учетом инфляции). На Audi Quattro Мишель выиграла свой первый этап чемпионата мира в Сан-Ремо. В той гонке она оставила позади себя пятерых финских топ-пилотов, одним из которых был будущий чемпион мира Ари Ватанен. Не все мужчины восприняли Мутон как серьезного конкурента. Так, Ватанен еще в начале сезона заявил, что уйдет из гонок в тот день, когда женщина его победит. Конечно, обещание он не сдержал и выступал еще 17 лет.
Мутон не раз сталкивалась с сексистскими высказываниями и намеками на то, что место в Audi она получила не за профессиональные качества, но Мишель не обращала внимания на критику и продолжала двигаться вперед. В 1981 г. Motorsport Magazine очень точно описал ее ситуацию: «Мутон никогда не получает пощады от соперников-мужчин и не просит ее, поскольку она – раллийный гонщик среди раллийных гонщиков».
Мощь без ограничений
В сезоне-1981 Мишель, несмотря на победу в Италии, в общем зачете оказалась лишь восьмой, завершив из семи гонок только две. Мощью Audi Quattro было сложно управлять, да и сама машина порой не выдерживала, что приводило к частым сходам.
1980-е были революционным периодом для ралли. Организаторы поняли, что для привлечения аудитории нужно дать автопроизводителям больше свободы. Категории раллийных авто разделили на три группы, одна из которых (B) подразумевала участие машин с минимальными ограничениями в дизайне и конструкции. Обязательными были: двухместный салон, закрытый кузов, оборудование по всем правилам безопасности, минимальный вес и объем шин, которые рассчитывались в зависимости от объема двигателя. Снятие ограничений по мощности привели к тому, что производители доводили ее до невероятных для ралли 600 л. с.
Успех обновленных гонок не заставил себя ждать. Болельщики выстраивались вдоль трассы, а некоторые поджидали своих любимцев прямо на дороге, чтобы успеть посмотреть на них вблизи и в последний момент отпрыгнуть в сторону. Самые ярые фанаты вытягивали руки, чтобы потрогать проносящиеся мимо машины. Иногда после гонки инженерам приходилось вынимать частички пальцев из кузова автомобиля.
В память об отце
На волне этого ажиотажа Мишель Мутон вместе со штурманом, итальянкой Фабрицией Понс, провела в 1982-м самый успешный сезон в карьере. Несмотря на серьезную аварию на первом этапе в Монте-Карло, где Мутон на скорости 110 км/ч влетела в каменную стену дома, на втором она заработала призовые очки, а в марте выиграла Ралли Португалии.
Тот сезон был омрачен несколькими несчастными случаями на трассах. Во второй победной для Мутон гонке, Ралли Греции, в результате аварии погиб один из зрителей. Конечно, Мишель переживала, но в то же время понимала, что аккуратничать нельзя – так не победить. «Тогда у нас не было выбора, – вспоминала Мутон в 2024 г., будучи уже делегатом по безопасности Международной автомобильной федерации (FIA). – Мы старались думать о толпе как о деревьях вдоль обочины. Люди не понимали опасности, не были знакомы с устройством машин».
В итоге за сезон Мутон выиграла три этапа – больше, чем кто-либо другой в том году, – и перед предпоследней гонкой в Кот-д’Ивуаре отставала от лидера, немецкого гонщика Opel Вальтера Рерля, на 17 очков. За пару дней до старта она узнала, что в Ницце от рака умер ее отец. Команда предложила Мишель самой решить: будет ли она соревноваться дальше. Мутон решила стартовать. Но, оторвавшись после первых двух дней гонки по 30-градусной жаре больше чем на час от Рерля, в последний день Мишель вылетела с трассы и перевернулась. Это не позволило француженке завершить гонку – и надежды на победу в чемпионате испарились.
Сезон-1982 Мутон закончила вице-чемпионом мирового первенства и вошла в историю раллийных гонок.
Равные права
После этого Мишель соревновалась еще четыре сезона и, хотя успехов в чемпионате мира не достигала, смогла выиграть ежегодный статусный заезд в США под названием «Гонка к облакам». Гонщики по трассе 20 км взбираются на вершину холма Пайкс-Пик, высотой 4300 м. В 1985 г. Мутон стала «королевой горы», не только финишировав первой, но и показав рекордное на тот момент время – 11 минут 25 секунд.
В 1986 г. Мутон завершила спортивную карьеру, чтобы переключиться на семью. На тот момент гонщице было 35 лет. Вскоре она родила дочь и занялась менеджерской работой в автоспорте. Мишель основала «Гонку чемпионов» – показательный турнир, где на одинаковых авто, которые варьируются от заезда к заезду, соревнуются топ-гонщики различных чемпионатов (от ралли до «Формулы-1» и NASCAR). Среди ее победителей значатся Себастьян Леб (9-кратный чемпион ралли) и Себастьян Феттель (4-кратный чемпион «Ф-1»).
В 2010 г. Мутон стала первым президентом комиссии FIA по женщинам в автоспорте. «Наш вид спорта – один из немногих (наряду с верховой ездой и парусным спортом), где мужчины и женщины могут соревноваться наравне. Мы должны гордиться этой особенностью и быть более амбициозными. Чтобы стать лучшим гонщиком, а не лучшей женщиной, надо соревноваться с мужчинами, – делилась в 2021 г. Мутон мнением по поводу введения отдельных соревнований для женщин в кольцевых гонках. – Надеюсь, ралли сможет уберечься от такой категоризации».