«Наш основной доход – это зрители». Почему успешен чемпионат по дрифту

    Руководитель РДС GP Дмитрий Добровольский – о платном видеоконтенте и важности спонсоров
    Дмитрий Добровольский управляет РДС GP с 2015 г. – с тех пор выручка проекта выросла многократно
    Дмитрий Добровольский управляет РДС GP с 2015 г. – с тех пор выручка проекта выросла многократно /Пресс-служба RDS GP

    В середине октября завершился сезон Российской дрифт-серии (РДС GP) – самого популярного автоспортивного соревнования страны. Семь этапов чемпионата-2023 посетили в общей сложности 53 000 человек, а интернет-трансляции собрали более 4 млн просмотров.

    Судьба титула впервые в истории серии решилась в последнем заезде сезона, на Гран-при в Сочи. Победителем стал Георгий Чивчян из команды Takayama Forward Auto, любимец публики (под 600 000 подписчиков в личных аккаунтах в соцсетях) и теперь четырехкратный чемпион РДС GP.

    Серия существует с 2009 г., а с 2015-го ее развивает бизнесмен Дмитрий Добровольский, владелец компании по производству и продаже смазочных материалов. Он купил функционирующий проект с оборотом 6–8 млн руб. в год, но с тех пор этот показатель вырос в 30 с лишним раз. Причем больше половины выручки приносит продажа билетов – небывалый для российского спорта случай. Еще одно уникальное достижение РДС GP – собственная OTT-платформа, часть контента которой доступна на платной основе.

    «Ведомости. Спорт» поговорил с Добровольским о трансляциях, расширении географии гонок и крупных спонсорах. 

    Годовой бюджет проекта РДС GP – 220 млн руб. <strong> </strong>
    Годовой бюджет проекта РДС GP – 220 млн руб. /Пресс-служба RDS GP

    – После обострения ситуации на Украине российские спортивные вещатели лишились части зарубежного контента. В связи с этим РДС GP стало проще проникать в эфир?

    – Мы начали сотрудничать с «Матчем» еще в 2021 г. и по итогам года поняли, что интересны друг другу. Нас начали показывать не по причине дефицита трансляций, а потому что у нас классный контент. Но, да, сейчас стало чуть проще – например, нам чаще выпадают удобные временные слоты для эфира. Перед каждым сезоном мы обсуждаем, что улучшить, что поменять. И, конечно, среди боссов канала есть те, кто за нас, и те, кто за условную «Идентификацию Борна» в сотый раз – это прогнозируемый рейтинг при минимуме затрат. Но у РДС не будет нужных телерейтингов, пока нас не будут регулярно показывать. Замкнутый круг.

    – Как строится партнерство с «Матчем» – кто за что платит?

    – В этом году на ПМЭФе мы подписали договор о расширении сотрудничества. Оно многосоставное. Например, как информационный спонсор «Матч» регулярно делает репортажи с гонок. Есть отдельный контракт на право показа дайджестов, которые готовим мы. Кроме того, мы платим «Матчу» за продакшн. Раньше мы все делали сами, теперь за нами творческая часть – режиссер, графист и т. д., а техническая – за «Матчем». Там команда под 50 человек. Зато продукт получается классный. Примерный бюджет на сезон – под 45 млн руб.

    – У РДС GP есть и собственный видеосервис, где теперь часть трансляций доступна только за деньги. Много желающих платить за то, чтобы посмотреть дрифт?

    – В российском спорте мы единственные, кто продает видеоконтент. Триггером в этом направлении стал для нас ковид, когда на фоне ограничений по посещаемости мы начали продавать отдельные трансляции. Поначалу было большое возмущение – как так? Раньше ведь бесплатно было. Но в 2021 г. был хороший рост покупок, а в начале 2022-го – ощутимое падение. Только к осени цифры стали восстанавливаться. Наверное, сказалась общая тревожность. Плюс люди стали экономить на всякий случай. Но в 2023-м к RDS TV присоединились более 18 000 новых пользователей, а количество просмотров платного контента на платформе увеличилось на 34%.

    – Как политическая ситуация сказалась на посещаемости чемпионата?

    – На первых этапах 2022 г. зрителей было меньше обычного, но уже в июле в Красноярске болельщиков собралось больше, чем годом ранее. На осеннем московском этапе мы чуть просели. Но, во-первых, даты выбрали неудачные – день города. Во-вторых, людей не хватает на два этапа в одном городе. У нас же дорогие билеты плюс дорога. Поездка на РДС – это минимум 10 000 руб. на человека. Но в этом году по зрителям у нас +34%. Возможно, сработал наш сериал «RDS GP: Шинная борьба», который показали на майские праздники на «Матч ТВ». Причем мы с большим отрывом выиграли право на эфир через конкурс на RuTube. На федеральный канал попал позапрошлогодний сезон, но для новых зрителей он оказался вполне актуальным. Сейчас мы показываем его на YouTube – и там неплохая аудитория. А второй сезон продаем на своем сервисе RDS TV – и тоже рост покупок.

    – Сериал – затратная история?

    – Очень. Пока не отбивается. Первый сезон покупал на эксклюзив RuTube, и это компенсировало нам лишь половину затрат. Второй сезон получился дороже, третий будет стоить еще больше. Элементарный выезд съемочной группы на гонки обходится очень дорого. А нам нужно расширять географию, снимать не только на этапах, но и на базах команд, дома у пилотов и т. д. Хотя каждая наша серия все равно дешевле, чем в среднем у обычного сериала.

    – Сейчас столько онлайн-кинотеатров – они должны быть заинтересованы в контенте: и в сериале, и в трансляциях.

    – Интерес есть, но деньги платить не хотят. Несколько раз общались с крупными операторами – и везде похожий ответ. Миллион рублей за эксклюзив, но без гарантий по охватам. А я каждый год наращиваю аудиторию, потому что многое показываю бесплатно. У нас только зарегистрированных пользователей на RDS TV более 100 000. Да, может, сотрудничество с онлайн-кинотеатром частично закроет нам затраты на сериал, но что это мне даст в смысле прироста аудитории? Поэтому я пока больше верю в свою платформу, вкладываю в нее сколько могу.

    – В целом проект РДС GP окупает себя?

    – В прошлом сезоне мы вышли в небольшой плюс. Наш годовой бюджет – 220 млн руб. Тысяч 200 прибыли заработали. В этом году вряд ли получится положительный баланс, потому что мы потеряли крупного спонсора. Букмекер «1хСтавка», с которым у нас был солидный контракт, лишился лицензии – и сотрудничество прекратилось.

    Поездка на РДС – это минимум 10&nbsp;000 руб. на человека
    Поездка на РДС – это минимум 10 000 руб. на человека /Пресс-служба RDS GP

    – На место беттинг-спонсора наверняка есть другие претенденты, рынок растет.

    – У меня нет оптимизма насчет букмекеров. Они немассовым спортом особо не занимаются, а автоспорт во многом элитарная история. В нем недостаточно статистики по сравнению с условным футболом. Да, у нас высокие показатели конверсии – регистрация на сайте среди зрителей. Но дальше они не ставят. Почему? Потому что нет нормальных ставок на дрифт. То, что есть, не имеет ничего общего с реальностью. Я несколько раз предлагал организовать встречу с представителями беттинг-компаний, чтобы объяснить, как у нас все происходит. Но пока конструктивного диалога не получилось. Есть отдельные спонсорские кейсы букмекеров с командами, но не с серией.

    – Дорого?

    – Возможно, но мы столько стоим. Нам нет смысла продаваться за пару миллионов рублей. Наш основной доход – это зрители. Если придется, мы проведем чемпионат вообще без спонсоров. Но я верю, что мы сейчас в стадии кумулятивного набора заряда. Наращиваем узнаваемость. И в какой-то момент это прорвется. Собирать с миру по нитке – не мое.

    – В прошлом году вы озвучивали планы по расширению географии серии – насколько они близки к реализации?

    – С Казахстаном непонятно. Мы недавно общались с владельцами нового автодрома «Сокол» под Алма-Атой, они крайне лояльны. Но местная федерация не разрешает российским спортсменам соревноваться на территории страны под своим флагом, потому что такова позиция Международной федерации автоспорта. А у нас никто из топов на таких условиях не поедет. Так что смотрим на Ближний Восток. У меня есть в планах поездка в Эмираты. У нас на одном из этапов гостил владелец команды из местного чемпионата – и он в шоке от уровня соревнований.

    – Будущее автодрома в Сочи сейчас под вопросом. Есть у РДС план Б, если его закроют?

    – Конечно, мы переживали за Сочи, это же единственный круглогодичный автодром в стране. Там каждые выходные что-то происходит. Боксы – самые дорогие в России – арендованы на весь год. В октябре руководством Федеральной территории «Сириус» (в ее управлении находится трасса. – «Ведомости. Спорт») было принято решение сохранить автодром, хоть и в сокращенной конфигурации. Это огромный плюс для всего российского автоспорта. Конечно, очень хотелось бы сохранить полное кольцо, но мы рады, что нашелся компромисс, при котором автодром продолжит и вся его инфраструктура продолжит функционировать. Я надеюсь, что жертвы нашими гоночными километрами не будут напрасными. На следующий год мы запланировали сразу три этапа РДС на «Сочи автодроме», они уже есть в едином календарном плане. И смотрим в сторону Эмиратов, Омана. Есть слухи, что в Абхазии будет что-то развиваться. Плюс Крым. Около Евпатории есть кольцевая трасса, недостроенная, но подушка лежит. Если довести до ума, там идеально с точки зрения климата – можно все зиму гоняться, сборы проводить. Начали переговоры, но пока все странно.