Дневник выживания: в России выходит книга самого яркого босса «Формулы-1»

    Экс-руководитель Haas и звезда сериала Drive to Survive Гюнтер Штайнер стал писателем
    imago images / Kolvenbach
    imago images / Kolvenbach

    Гюнтер Штайнер начал карьеру в автогонках с ралли, где вырос с механика до менеджера, а в 2001-м попал в «Формулу-1». Получив управленческий опыт в Jaguar и Red Bull, в 2014-м Штайнер возглавил новую команду – американскую Haas. Запуск проекта совпал с революцией в чемпионате: в 2016 г. «Формулу-1» приобрела корпорация Liberty Media из США – и стратегия развития серии изменилась. В рамках курса на популяризацию турнира и привлечение новой аудитории (особенно в Штатах) уже в 2018 г. начались съемки документального сериала Formula 1: Drive to Survive, первый сезон которого вышел на Netflix весной 2019-го (сейчас их уже шесть).

    Кино сделало Штайнера знаменитым за пределами паддока «Ф-1» – его виртуозные ругательства, часто попадавшие в кадр, стали принтами на футболках, а объявление об отставке менеджера из Haas в январе 2024 г. спровоцировало заголовки в духе «уволен самый яркий босс «Формулы-1». 

    АСТ
    /АСТ

    В апреле 2023 г. в США вышла книга Штайнера «Выживать, чтобы гонять». Это дневник руководителя Haas за сезон-2022, накануне которого его команде пришлось спешно открещиваться от «Уралкалия» и Никиты Мазепина, искать нового спонсора и пилота, а затем – вопреки всему – зарабатывать очки в чемпионате. Нынешней весной издательская группа «Эксмо-АСТ» представит русскоязычную версию книги. «Ведомости. Спорт» прочитал ее заранее и выбрал для публикации несколько эпизодов, где Штайнер интересно рассуждает о современной «Формуле-1» и ее перспективах.

    ***

    Разработка автомобиля – забавное дело. Она затягивает, бросает вызов, разочаровывает, приводит в бешенство, вознаграждает. Постоянная борьба. Чем дальше вы продвигаетесь, тем большего развития вы можете добиться и тем лучше должна быть машина. В ралли крайним сроком разработки обычно является дата омологации (когда Международная федерация автоспорта выдает сертификат допуска автомобиля к соревнованиям. – «Ведомости. Спорт»), тогда как в «Ф-1» крайний срок – ваши первые тесты. Это означает, что вы можете продолжать разработку до тех пор, пока ваша машина не покинет гараж в первый раз, что, в свою очередь, позволит вам выжать все возможное из правил. И вы должны использовать это время, использовать полностью. Если ваша машина готова за месяц или даже за неделю до первых тестов, вы что-то делаете не так. Каждая минута на счету. 

    Ограничение бюджета (ввели с 2021 г., в сезоне-2022 лимит на проектирование, разработку и тестирование болидов составлял $140 млн. – «Ведомости. Спорт») оказало гораздо более значительное влияние на большие команды, чем на маленькие, потому что мы уже привыкли не просто работать с меньшими деньгами (в книге Штайнер называет бюджеты 2020 г.: у Haas – $173 млн, у «Феррари» – $463 млн. – «Ведомости. Спорт»), но и получать от этого больше. Надеюсь, это даст нам преимущество. 

    Один из самых частых вопросов, которые мне задают о днях в ралли, – по чему я скучаю больше всего. Ну, кроме людей, по которым я очень скучаю, больше всего мне не хватает разнообразия впечатлений, которые получаешь в путешествиях. «Формула-1» – это гоночная трасса, отель, гоночная трасса, отель, гоночная трасса, отель, гоночная трасса, аэропорт. Иногда вы можете пойти поесть в ресторан в четверг или пятницу вечером, но обычно ваше время просто делится между гоночной трассой и отелем. Я думаю, что музыканты живут примерно в том же ритме. Если вы в турне, скорее всего, вы побываете в концертном зале, в отеле, в аэропорту. Вы никогда не увидите город или страну. Если только совсем немного. В ралли мы месяц проводили тесты в Африке и каждую ночь останавливались в разных отелях в разных городах. Помимо того что мы увидели и узнали о каждой стране, мы познакомились с людьми, а это еще одна вещь, которую вы не получите в «Формуле-1». Чаще всего мы контактируем с администраторами отелей и официантами. 

    Еще одна вещь из ранних раллийных деньков, которой мне не хватает, – неорганизованность. Когда я начинал в 1980-х, все было очень свободно и беспорядочно, одна из причин этого в то время – отсутствие у нас мобильных телефонов. Вам давали машину, вы отправлялись на тесты и в конце каждого дня сообщали по факсу, что получилось, а что нет. Большую часть времени это был единственный способ общаться, поэтому если вам вдруг понадобилось что-то вроде новой детали и вы не могли подключиться к телефонной линии – что вполне нормально в Африке, то вы оказывались в заднице. Со временем это изменилось, а следом стало другим и поведение гонщиков. В наши дни поведение раллийных гонщиков гораздо больше похоже на поведение гонщиков «Формулы-1». Главным образом потому, что за ними хорошо ухаживают и все вокруг организовано под них. Так-то они те еще фрукты. Это просто требование работы. В «Формуле-1» нужно быть в хорошей форме, а в ралли нужно быть немного сумасшедшим. 

    Переменных в ралли гораздо больше, чем в «Ф-1», поэтому это более реактивный вид спорта. И я сейчас не только о местности. Я говорю о погоде и климате. Посмотрите на ралли Монте-Карло. Один участок может быть ледяным, а следующий – совершенно сухим. Самодостаточность также является ключом к тому, чтобы быть гонщиком ралли. В «Ф-1» у вас будет команда инженеров, которые расскажут все, что вам нужно знать и сделать, тогда как в ралли есть только вы и ваш штурман. Я бы сказал, что ралли требует более широкого таланта. 

    ***

    Гран-при Лас-Вегаса на 2023 г. подтвержден. До сих пор я не встречал ни одного человека, кто считал бы это плохой идеей, и я действительно с нетерпением жду нового этапа. С момента запуска Drive to Survive число поклонников «Ф-1» в Штатах значительно увеличилось, так что время выбрано идеально. В этом сезоне у нас также будет Майами, т. е. в следующем, получается, три гонки в Штатах. Считаю ли я, что однажды там может быть четыре гонки за сезон? Если все будет развиваться в таком же духе, то почему бы и нет? 

    Я думаю, что Лас-Вегас хорошо вписывается в «Формулу-1». Гламур, развлечения и идиотизм. В этом суть и Лас-Вегаса, и «Формулы-1». Некоторые люди скажут, что сейчас мы проводим слишком много гонок, но на данный момент я не согласен с этим. По-моему, Стефано (Доменикали, президент и генеральный менеджер «Формулы-1». – «Ведомости. Спорт») сказал, что 24 Гран-при будут абсолютным пределом, и это звучит как будто бы правильно. В 1980 г. было всего 14 Гран-при. Вы можете в это поверить? Еще одним преимуществом проведения Гран-при в новых местах является то, что это держит в напряжении организаторов более исторических гонок. В нашем виде спорта нет ничего определенного, поэтому немного конкуренции не повредит. Некоторые из исторических гонок также довольно слабы с коммерческой точки зрения, поэтому, возможно, перерыв в пару сезонов даст им шанс найти новые инвестиции. Мало того, если не проводить Гран-при в течение нескольких лет, местные жители могут соскучиться и в итоге проявят больший интерес к гонкам. Некоторые страны либо забывают, либо считают само собой разумеющимся то, сколько денег приносят Гран-при. А они приносят очень много денег! 

    Одна из гонок, которую, я уверен, поставят под вопрос после появления Лас-Вегаса, – это Монако. Фактически через несколько дней после объявления многие люди говорили, что эта новая гонка может в конце концов уничтожить Монако. В наши дни самые большие преимущества Монако – гламур и традиции. Все легко и просто. В Лас-Вегасе есть гламур, а трасса здесь будет больше, чем в Монако, так что почти наверняка мы увидим более захватывающую с точки зрения конкуренции гонку. С чем тогда остается Монако? Традиции. А что могут сделать традиции, если вы не будете осторожны? Они могут помешать вам двигаться вперед. Раньше «Формула-1» нуждалась в Монако больше, чем Монако в «Формуле-1», но сейчас все изменилось. Место в календаре больше не является предрешенным для какой бы то ни было страны, и так оно и должно быть. Я думаю, что это окажет положительное влияние на отношения между «Формулой-1» и Монако, поскольку никто из них не хочет, чтобы отношения заканчивались. С другой стороны, в последние годы Монако подвергается негативным отзывам в прессе за то, что гонка стала слишком скучной и предсказуемой, и чем интереснее будут новые трассы, тем хуже будет для Монако. 

    ***

    В Монако есть что-то особенное в плане личного опыта болельщиков, но с точки зрения команды эта гонка не особо интересная. Я уж не говорю о людях, которые смотрят Гран-при дома по телевизору. Зоны вылета отсутствуют, поэтому гонщики не могут рисковать. Обгонов нет. Короткий скучный трек. Еще несколько лет назад ходили слухи, что Монако не заплатило ни копейки за проведение гонки. Это оказалось неправдой, но сумма, которую они тратят, все равно значительно меньше, чем у кого-либо еще. Саудовская Аравия платит около $60 млн за проведение гонки, тогда как Монако платит около 15 [$15 млн]. Еще есть местная трансляция, на которую мне часто жалуются фанаты. Не спрашивайте меня, почему, но по какой-то причине в отличие от любого другого этапа за трансляцию местной гонки на телевидении отвечает Монако, следовательно, они сами решают, что вы видите на экране. Я понимаю, что руководить такой гонкой довольно сложно – чем не повод доверить это профессионалам! Год назад здесь была большая история из-за рекламы. По какой-то причине Монако разрешено рекламировать собственных спонсоров, и в прошлом году они заключили сделку с прямым конкурентом Rolex, который является одним из титульных спонсоров «Ф-1». Rolex, как вы понимаете, это не очень понравилось. 

    Их контракт с «Ф-1» на проведение гонок заканчивается в этом году, поэтому будет интересно посмотреть, останутся ли они в календаре (контракт продлен только до 2025 г. – «Ведомости. Спорт»). Будет печально, если они покинут «Формулу-1», однако необходимо идти в ногу со временем, и многие утверждают, что в Монако этого делать не могут.