Организаторы этапа «Ф-1» в Лас-Вегасе просят местный бизнес отозвать иск в суд

    Владельцы магазинов и ресторанов города понесли миллионные убытки из-за перекрытий улиц
    picture alliance / HOCH ZWEI
    picture alliance / HOCH ZWEI

    Назначенный в январе 2024 г. операционный директор этапа «Формулы-1» в Лас-Вегасе Бетси Фретвелл вступила в переговоры с местными бизнесменами с целью уговорить их отменить коллективное исковое заявление в суд. Оно было подано к «Ф-1» в ноябре 2023 г. после проведения гонки. Ряд владельцев магазинов потребовали компенсацию за убытки в несколько миллионов долларов: гонка проходила по улицам города, в связи с чем было перекрыто множество дорог, поэтому туристы не могли беспрепятственно посещать торговые точки. К примеру, владелец магазина Jay's Market Уэйд Бон в интервью одному из телеканалов Лас-Вегаса заявил, что из-за многочисленных ограничений его выручка упала с $8,5 млн до $4,2 млн по сравнению с 2022 г. Товарищ Бона по несчастью – генменеджер казино Stage Door Рэнди Маркин – отметил, что «первым инициировал обстоятельный разговор с Фретвелл по поводу будущего». 

    «В марте мы списались. Я откровенно сказал ей, что если город опять ожидает большая стройка и у меня вновь не будет клиентов, то ничего хорошего из этого не выйдет. Я предложил детально все обсудить, в том числе наш иск, – сказал Маркин «13-му каналу». – Направил даже несколько коммерческих предложений, которые бы позволили нам наладить сотрудничество. Пока получил довольно формальный ответ».

    По словам Маркина, Фретвелл ранее обещала разработать спецпрограммы для малого бизнеса, которые позволят не допустить падения доходов во время следующего Гран-при Лас-Вегаса. «Мы должны были участвовать в их обсуждении. Но я до сих пор не уверен, что она что-либо сделала. Мы не хотим идти против «Формулы-1», мы лишь желаем почувствовать заботу. Хорошо что сейчас был установлен хотя бы первоначальный контакт. Мне еще повезло – у меня несколько казино. Но 100 моих сотрудников потеряли деньги, я не могу игнорировать этот факт».

    Фретвелл заявила, что действительно призвала бизнесменов отказаться от иска, поскольку их вопросы «не оставлены без внимания и уже давно решаются». Она добавила, что пока больше сосредоточена на работе с болельщиками. «Потому что я услышала от них множество пожеланий и хочу убедиться, что мы сможем их реализовать», – отметила Бетси на пресс-конференции.   

    Этап в Вегасе, состоявшийся с 16 по 18 ноября 2023-го, получил достаточно критики не только от представителей бизнес-сообщества. Организаторы обещали региону (штат Невада) прибыль в $1,2 млрд, но не факт, что смелые прогнозы оправдались. Ближе к мероприятию билеты на трибуны подешевели почти вдвое, с $2000 до $1060, а в последний месяц цены еще снизились. Похожая ситуация наблюдалась и в случае с отелями: по данным CNN, в среднем цена за ночь упала на 24%. В некоторых отелях было зафиксировано падение цен на 83%. Но, по словам Бетси Фретвелл, первая с 1982 г. гонка «Формулы-1» в Лас-Вегасе все-таки имела бешеный успех, собрав $1,5 млрд.

    Недовольными остались и гонщики. Еще до проведения гонки голландец Макс Ферстаппен из «Ред Булл», ставший в 2023-м трехкратным чемпионом мира, раскритиковал этап в Лас-Вегасе за отсутствие скоростных поворотов на трассе и попытки организаторов отдать приоритет развлекательной части события. «В новом этапе 99% шоу и 1% спорта», – подчеркнул он. Правда, после победы Ферстаппен пел Viva Las Vegas и с радостью говорил, что «непременно вернется в город в следующем году». По сообщениям СМИ, перед гонкой с ним провели беседу – просили подкорректировать публичные высказывания об этапе. Также предупреждения во время Гран-при Лас-Вегаса получили руководители двух команд: Тото Вольф («Мерседес») и Фредерик Вассер («Феррари»). По той же причине, что и Ферстаппен.

    Не обошлось и без происшествий. Во время свободных заездов под машиной пилота «Феррари» Карлоса Сайнса сорвало дренажный люк. Но наказание понесли не организаторы гонки, а сам пилот. За замену элементов двигателя ему выписали штраф в 10 позиций на стартовой решетке.

    Несмотря на вал проблем, этап смог вызвать значительный интерес со стороны спонсоров и зрителей. Гран-при Вегаса собрало 315 000 болельщиков, оказавшись в топ-10 самых посещаемых гонок сезона. Канал ESPN сообщил о том, что гонку посмотрели 1,3 млн человек, что является одним из лучших показателей для «Ф-1» в США. «Формула-1» привлекла в Лас-Вегас и новые бренды. Например, мобильного оператора T-Mobile, спонсирующего подобные состязания впервые. А пивоваренная компания Heineken выкупила права на название этапа.

    Пока контракт Лас-Вегаса с «Формулой-1» заключен только до 2025 г., при этом обе стороны видят потенциал в продлении сотрудничества из-за сохранение курса на «американизацию». В ближайшем будущем количество Гран-при на территории США может увеличиться до четырех. На очередной этап претендует Атлантик-Сити – курортный город в штате Нью-Джерси. В 2023-м местные власти утвердили возведение гоночной трассы за $3 млрд. 

    В 2024-м гонка Гран-при Лас-Вегаса пройдет 24 ноября, пилоты проедут 50 кругов (310 км). После трех прошедших в текущем сезоне этапов лидирует Макс Ферстаппен (51 очко). Его ближайший преследователь – Шарль Леклер из «Феррари» – отстает на четыре балла.