Сможет ли российская стройиндустрия обойтись без импорта

Сейчас в стране загрузка производственных мощностей не превышает 60%
Российская стройиндустрия перестала зависеть от импорта еще в 2014 г.
Российская стройиндустрия перестала зависеть от импорта еще в 2014 г. / Smartmoney

Российская стройиндустрия может полностью обеспечить стройку как по базовым, так и по отделочным материалам, говорит замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Все, что необходимо для строительства, кроме некоторых отделочных материалов и сантехники, уже давно можно найти в стране, считает и Сергей Колесников, совладелец и управляющий партнер корпорации «Технониколь». «Речь уже не идет об импортозамещении для отдельных товаров и услуг. Всё, что надо, заместили, а что не заместили – значит, не нужно», – описывает одну из фундаментальных тенденций на ближайшие шесть лет Денис Соколов, партнер, руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield.

Общий запас мощностей по производству стройматериалов позволяет увеличить их выпуск в 2–3 раза. Рост производства, по мнению Евтухова, сдерживается только спросом на продукцию, т. е. состоянием стройки. Но даже с учетом фактической стагнации по итогам 2017 г. стройиндустрия продемонстрировала рост в сопоставимых ценах на 2,5%. Примерно такой же рост министерство ожидает и в 2018 г.

По данным Минпромторга, с 2012 по 2017 г. на 82,7% выросли темпы производства российских натуральных облицовочных материалов, на 11,2% – теплоизоляционных изделий, на 3,3% – газобетона, на 1,4% – бетона.

Основными импортерами к нам базовых стройматериалов остаются ближайшие соседи, входящие в ЕЭК, – Белоруссия и Казахстан. Белорусский цемент едет в Калининград, казахский – с «Семейцемента», непосредственно расположенного рядом с российской границей, идет в Алтайский край и т. д.

В Министерстве промышленности не считают, что стоимость российских аналогов импортных стройматериалов сейчас завышена. «Ситуация с несоответствием локальных и импортных цен последний раз была в 2007–2008 гг. Во многом из-за высокой стоимости российского рубля. Сейчас баланс цен определяется в первую очередь стоимостью доставки материалов, – отмечает Евтухов. – К тому же в целом сейчас загрузка производственных мощностей не превышает 60%, поэтому говорить о завышении цен продавцами несерьезно. На любое дорогое предложение всегда придется 2–3 дешевых».

«Импортозамещение в действии не столько удешевляет проекты, сколько дает возможность девелоперу делать качественный продукт со своими фишками, не увеличивая себестоимость на этапе проектирования и формирования сметы, – делится Анна Соколова, руководитель направления стратегии и маркетинга ГК «Инград». – Например, в нашем проекте комфорт-класса «Филатов луг» в новой Москве на всех корпусах появятся фасады от Сергея Чобана с его авторскими рисунками. Уникальный для каждого корпуса рисунок будет наноситься (методом индивидуальной печати) на российском производстве на керамогранитную плитку под контролем заказчика. И хотя большая доля инженерного оборудования, отделочных материалов и компонентов в наших проектах бизнес-класса остается импортной, но в проектах комфорт-класса отечественные материалы позволяют нам не только удерживать инвестиционную себестоимость, но и воплощать в жизнь те идеи и решения, которые было бы не только дорого, но и технически сложно реализовать с зарубежными партнерами/подрядчиками».

Стоим на своем

В Минпромторге уверяют: российская стройка стала практически импортонезависимой еще в 2014 г. К тому моменту из зарубежных материалов много использовалось премиальных, таких как клинкерный кирпич, высококачественные отделочные материалы, – все в сегментах дорогого жилья – и строительной химии. Только в 2017 г. в стране появилось первое предприятие по производству монтажной пены, в 2018-м ожидается запуск еще двух заводов компании «Технониколь». Но пока, по информации Научно-технического совета (НТС) по стройматериалам при Минпромторге, на 80% этот рынок принадлежит зарубежным производителям. Импортными остаются более 20% листового стекла и облицовочных материалов. Доля импорта по остальным позициям не превышает 5% и продолжает сокращаться. Например, в сегментах кровельных, гидро- и теплоизоляционных материалов (данные НТС) доля российских производителей превышает 95%. И в производстве сантехники мы по-прежнему в роли догоняющих, считает вице-президент ГК ПИК Станислав Кондратьев. Догонять приходится китайских и европейских производителей.

Рынок российских отделочных материалов начал развиваться с 2000 г., но до 2006 г. он рос небольшими темпами. Кризис 2008–2009 гг. процесс притормозил. А затем начали локализовывать мощности в России зарубежные производители, например Knauf (штукатурные, шпаклевочные смеси, плиточный клей, грунтовки, минеральная теплоизоляция, комплектные системы для сухого строительства, всего более 150 наименований продукции) и Saint-Gobain (отделочные материалы, сухие строительные смеси, гипсокартон, теплоизоляция, стекло). С другой стороны, начали появляться местные производители, такие как «Волма», «Старатели», «Каменный цветок». Все они специализируются на производстве сухих строительных смесей.

Благодаря этому уже к 2015 г. доля импортных сухих строительных смесей на рынке не превышала 2%. «В настоящее время локализация производства стройматериалов Knauf составляет до 80%, а это, согласитесь, большой показатель, – говорит начальник центрального управления по маркетингу и сбыту группы «Knauf СНГ» Алексей Зимин. – Оставшиеся 20% – это оборудование для заводов, карьерная техника, строительная химия и др.». Зимин считает, что по сухим смесям и гипсокартону импортозамещение прошло успешно: «У нас работают заводы по всей стране, от Санкт-Петербурга до Иркутска. В этом году начали производство цементных плит «Кнауф аквапанель» в Новомосковске, запускаем два завода по производству сухих строительных смесей в Республике Марий Эл и в Самарской области. Эти плиты – один из немногих наших продуктов, который ранее импортировался нами из Германии и Греции. Новый завод позволит снизить затраты на логистику».

Крыша не провалится

Инновационных материалов также производится немало. Например, широкоформатная керамическая плитка. На заказ могут сделать керамические панно на десятки квадратных метров. Или низкоэмиссионное стекло, которое обладает теплоотражающим покрытием и в холодных зонах не дает уходить теплу на улицу, а в жарких – отражает его снаружи. Если в 2013 г. объем импорта такого стекла был ниже экспорта на 40%, то теперь на одну единицу импорта приходится 70 единиц экспорта. На конец 2017 г. суммарные мощности в России по производству низкоэмиссионного стекла составили 70 млн кв. м в год. В стране работает пять заводов (шесть линий) с непрерывным производством энергоэффективных стекол: «Гардиан стекло» в Рязани и Ростовской области, «Пилкингтон гласс» (Московская обл.), «Салават стекло» (г. Салават), «Эй джи си флэт гласс Клин» – две линии (Нижегородская обл.).

С развитием плоских эксплуатируемых кровель актуальным стал вопрос прочности теплоизоляционных материалов на крыше. Раньше кровлю приходилось перестилать через 3–5 лет, а толщину теплоизоляции делать в несколько десятков сантиметров, существенно увеличивая нагрузку. Пенополиизоциануратная изоляция (PIR) решает проблему, рассказывают в «Технониколи». Кроме того, эти материалы обладают высоким классом огнестойкости. И хотя сегодня они занимают только 0,5% рынка, к 2020 г. ожидается 10-кратное увеличение их доли. «На европейском рынке объектов коммерческой недвижимости доля PIR за последние три года выросла до 40%, в США уже почти 80% плоских кровель строят с использованием этого материала», – сравнивают в Минпромторге России.

Чтобы не искать на стороне

Российские девелоперские компании обзаводятся собственными производствами, чтобы не зависеть от поставщиков по ряду сложных позиций – и экономить. Девелоперская компания Urban Group недавно получила патент на инновационную технологию для строительства фасадов из комбинированных блоков. Крупномодульный искусственный камень соединен с пористым основанием из газобетона. Блоки становятся одновременно защитной, теплоизоляционной и декоративной частью стены, а необходимость в дополнительной облицовке отпадает. Теплоизоляционные характеристики таких блоков выше нормативных в 1,67 раза, технология производства позволяет разнообразить цвета и фактуры. Блоки длиной более метра будут использоваться для возведения наружных стен, и фасадные работы удастся ускорить на 50%: среднестатистический 8-этажный дом можно будет построить на три месяца быстрее. Малая толщина блока позволит увеличить полезную площадь квартиры. Все это дает возможность снизить себестоимость продаваемых квартир на 5000 руб. за 1 кв. м.

Плитка для Южной Америки

По мнению Минпромторга России, говорить о зависимости от импортных отделочных материалов не приходится: напротив, российские производители уже начали поставлять их на зарубежные рынки.
Одним из лидеров роста экспорта стала тонкая керамика. Керамическая плитка, как раз относящаяся к сфере отделочных материалов, в 2017 г. продемонстрировала трехкратный рост экспорта. В 2016 г., когда только были введены в эксплуатацию первые уникальные для российского рынка производства, рост экспорта уже составил 20%.
Российские производители вышли на рынки стран Южной Америки. Успешные экспортеры плитки – два производства в Калужской области («Фрилайт» и «Ламинам»), три в Московской («Керама Марацци», «Италон» и «Эстима»). В Ленинградской области экспортируют плитку два производителя («Нефрит» и «Квадро декор»). На Урале это «Уралкерамика», в Поволжье – «Самарский стройфарфор», С.О.К., «Ласселсбергер», в Дагестане – «Мараби».
Стремительная метаморфоза произошла и со строительным стеклом. Если до недавнего времени почти все листовое стекло импортировалось, то сейчас, как рассказывает Евтухов из Минпромторга, в России построено достаточное количество современных заводов по флоат-технологии, способных обеспечить спрос минимум в 2 раза больше текущего. И если в 2013 г. Россия импортировала на 60% больше стекла, чем экспортировала, то по итогам 11 месяцев 2017 г. экспорт превысил импорт в 6 раз. На протяжении последних лет темпы роста экспорта составляли от 20 до 100%.
Продукция компании «Технониколь» экспортируется в 95 государств. «В 2017 г. в Европе наблюдался дефицит каменной ваты, и это помогло нашей компании укрепить свои позиции в этом направлении, – рассказывает гендиректор Владимир Марков. – Мы также производим гибкую черепицу, битумно-полимерные кровельные и гидроизоляционные материалы, экструзионный пенополистирол, теплоизоляцию PIR, полимерные и профилированные мембраны, мастики, добавки в бетон, монтажную пену и многие другие виды продукции. Продукция используется во всех сферах – от строительства многоквартирных домов и частных коттеджей до создания промышленных производств, логистических комплексов, крупных торговых центров, прокладки дорог. Наши ключевые потребители – крупные застройщики».

«В структуру Urban Group входят собственные производства металлоконструкций и оконных конструкций, а также Егорьевский завод строительных материалов – сейчас он обеспечивает около 20% потребностей рынка Подмосковья в газобетонных блоках. Примерно 85% продукции продаем на рынке. Объем производства завода составляет 42 000 куб. м, планируем его увеличить до 52 000 куб. м в месяц к 2019 г.», – рассказывает PR-директор Urban Group Олег Быков. Только за счет вертикальной интеграции бизнеса, когда все этапы, от производства стройматериалов до проектирования, строительства и продаж, находятся в одном холдинге, можно контролировать себестоимость строительных работ – такой точки зрения придерживаются и в ряде других девелоперских компаний.

У ГК ПИК несколько собственных производств. «Основное – это, конечно, железобетонные изделия (ЖБИ) для сборных домов, – перечисляет вице-президент Станислав Кондратьев. – Также мы производим окна, двери, лифты, малые архитектурные формы. Специализируемся либо на сложных продуктах, интегрирующих множество компонентов, которые напрямую связаны с проектными решениями домов (ЖБИ, лифты, сантехнические кабины), либо на том, где наша внутренняя потребность сопоставима с мощностью эффективного предприятия. Хороший пример собственного производства – новый завод тротуарной плитки. Ежегодно для наших проектов мы используем ее столько, что это позволяет на 100% загрузить производство, и получаем продукт, полностью заточенный под наши дизайн-решения». В год используется примерно 350 000 кв. м плитки.

Сейчас ПИК запускает производство новых сантехнических кабин. В СССР такие кабины отливали в основном из гипсобетона. Из-за постоянной влаги в ванных комнатах они быстро покрывались плесенью и с годами разрушались. Критерии качества и точность отлива из гипсобетона были низкими, в результате чего санузлы в многоэтажках получались неровными. «Наша технология позволяет иметь точность производства сантехнических кабин до миллиметра. И, конечно же, кабина защищена от плесени», – уверяет Кондратьев. Производство находится в Москве – в Очакове.

«У нас много особенностей, связанных как с нормативными требованиями, так и с масштабом компании и продукта: проще и эффективнее разработать собственную технологию, чем искать производителя на стороне», – объясняет Кондратьев это решение.

Руководитель продукта в ГК ПИК Марко Михич-Ефтич напоминает, что все больше людей покупают квартиры с готовой отделкой и запросы клиентов растут: «Все должно быть по высшему разряду. Иначе не продашь».

Российская стройиндустрия перестала зависеть от импорта еще в 2014 г.