На новых внешних рынках есть спрос на готовую продукцию, технологии и услуги, которые предлагают российские компании. Для удовлетворения этого спроса в долгосрочной перспективе России важно, в том числе, сосредоточиться на развитии технологического лидерства, а также на повышении узнаваемости собственных продуктов и решений. Об этом рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина в ходе панельной сессии «Мировая торговля – инструмент развития, а не давления» на Восточном экономическом форуме.
Генеральный директор РЭЦ (входит в ВЭБ.РФ) отметила ключевые мировые тенденции, влияющие на внешнюю торговлю России. По ее словам, текущая конъюнктура мировых рынков для России остается сложной, однако страна достигла определенных успехов в диверсификации своего ассортимента несырьевого неэнергетического экспорта. Компании стали открывать для себя новые ниши на мировом рынке, растет само число экспортеров. Доля развивающихся стран с емкими, динамично растущими рынками, открывающими экспортные перспективы для российского бизнеса, увеличилась с 30% до 50% в структуре экспорта России.
«Сложности, с которыми мы столкнулись в новой реальности, постепенно решаются. На новых рынках российскому бизнесу открывается большой спектр ниш, от готовой продукции до технологий и услуг. Россия сильна, например, в образовании и информационной безопасности, и такие услуги мы должны начинать экспортировать. Для нас сейчас важны дальновидность распределения ресурсов и закладывание инвестиций в технологии, которые завтра позволят нам иметь новые лидирующие технологические отрасли», — отметила Вероника Никишина.
По словам генерального директора РЭЦ, система поддержки экспорта продолжает адаптироваться к вызовам времени. Одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие экспорта, является незнание за рубежом всего ассортимента продукции, которая имеет высокий экспортный потенциал. Поэтому Российский экспортный центр сейчас уделяет особое внимание работе по продвижению продукции экспортеров: идентификации и формированию спроса, созданию новых деловых связей между российскими и иностранными компаниями.
Для этого, в частности, в рамках программы продвижения «Сделано в России», которая войдет в новый национальный проект «Международная кооперация и экспорт», будет действовать широкий набор инструментов, направленных на знакомство иностранных потребителей с качественными товарами отечественного производства, формирование положительного образа России, российской продукции и предпринимателей.
Вероника Никишина подчеркнула, что поддержка в продвижении входит в число трех главных запросов бизнеса. Помимо этого, РЭЦ видит запрос на субсидирование процентной ставки в рамках льготного кредитования и компенсацию логистических расходов.