3 сентября на полях Восточного экономического форума прошла сессия «Возможности МСП России на рынке Китая». О том, почему Китай — один из ключевых торговых партнеров России и как Российский экспортный центр помогает укрепить сотрудничество между предпринимателями двух стран, рассказал директор по развитию зарубежной сети РЭЦ Дмитрий Прохоренко.
«Китай является не только крупнейшим торговым партнером России, но и стратегическим союзником, с которым нас связывают давние исторические и культурные связи. В 2023 году мы значительно увеличили рост несырьевого неэнергетического экспорта в Китай, и нам ещё есть, куда расти. На сегодняшний день доля Китая в структуре российского ННЭ выросла до 16,7%. В целом за первые семь месяцев текущего года объем внешнеторговых сделок при поддержке РЭЦ составил $2,8 млрд», — подчеркнул Дмитрий Прохоренко.
Он отметил важные меры поддержки РЭЦ (Группа ВЭБ.РФ), которые упрощают российским компаниям выход на китайский рынок. Так, например, в 2023 году Группа Российского экспортного центра совместно с РЖД запустили логистический сервис «Экспортный экспресс для МСП». Сервис предлагает прямую железнодорожную доставку сборных грузов для малых и средних предприятий по маршруту Москва — Сиань — Москва. Транзитное время составляет 18–20 дней. Экспортеры промышленных товаров и продукции агропромышленного комплекса могут подать заявку на компенсацию части затрат на логистику. Эта мера государственной поддержки оцифрована и предоставляется государственной цифровой платформой «Мой экспорт».
Отдельный фокус Российский экспортный центр делает на продвижении отечественной продукции под брендом «Сделано в России». Директор по развитию зарубежной сети РЭЦ подчеркнул, что российские компании могут получить поддержку в продвижении как на крупнейших китайских выставках, так и на местных маркетплейсах в рамках единых национальных магазинов Made in Russia, а также стать участниками уникальных маркетинговых акций РЭЦ.
«На данный момент открыто 36 национальных магазинов, которыми управляют 14 аккредитованных партнёров. Эти магазины представлены на 17 популярных зарубежных маркетплейсах. Первым примером такого магазина стала специализированная зона «Сделано в России», открытая в комплексной бондовой зоне в городе Далянь, провинция Ляонин», — отметил Дмитрий Прохоренко.
Также один из самых эффективных форматов продвижения – это организация фестиваль-ярмарок «Сделано в России»: «Уже прошли два таких фестиваля, один из которых состоялся в рамках VIII Российско-Китайского ЭКСПО. Эти мероприятия объединяют в себе ярмарку, культурные и спортивные события, делая их интересными и привлекательными для широкой аудитории», — рассказал Прохоренко.
И немаловажно было отметить сотрудничество РЭЦ с Министерством сельского хозяйства России, оно направлено на создание и управление постоянно действующими демонстрационно-дегустационными павильонами российских продуктов питания за рубежом: «На данный момент такие павильоны успешно функционируют в шести странах: Китае, Вьетнаме, ОАЭ, Египте, Турции и Саудовской Аравии. В этих павильонах, работающих под брендами Made in Russia и Good Food Russia, представлено более 2,6 тысяч наименований товаров, и этот ассортимент ежегодно расширяется благодаря высокому спросу на качественную продукцию российских производителей», — выделил Дмитрий Прохоренко