Одно из основных препятствий, с которым сталкиваются российские экспортеры при выходе на внешние рынки – это низкая узнаваемость. Обсуждению решений этой задачи была посвящена пленарная дискуссия «Национальные бренды: новые горизонты для экспорта». Мероприятие состоялось 22 августа в Иркутске в рамках торжественной церемонии награждения победителей и призеров окружного этапа Всероссийской премии «Экспортер года» среди субъектов Сибирского федерального округа.
В дискуссии приняли участие представители Российского экспортного центра (входит в ВЭБ.РФ), федеральных министерств, исполнительной власти регионов СФО, деловых объединений и экспортеры.
Участники отметили, что Россия обладает внушительным набором всемирно известных достижений в таких ключевых областях, как космические технологии, ядерная энергетика и фундаментальная наука. Однако «гражданские» продукты долгое время оставались в тени, занимая «второй эшелон» популярности. Например, российский автопром, знают в зарубежных странах по примеру «Жигулей» и то в ограниченном экспортном предложении. Ситуация в легкой промышленности, электронике и других секторах еще более тревожная — эти области практически неизвестны за рубежом.
В связи с этим профильным органам госвласти и Российскому экспортному центру, активно занимающимся поддержкой отечественных компаний в выходе на международные рынки, приходится фактически начинать работу с нуля по популяризации национального бренда. Это включает в себя не только создание эффективных маркетинговых стратегий, но и формирование положительного имиджа российских товаров на глобальной арене.
Российский экспортный центр, как главный институт поддержки экспорта несырьевого неэнергетического экспорта и агент Правительства РФ по предоставлению экспортерам мер поддержки в 2022 году перезапустил Программу продвижения национального бренда «Сделано в России». У РЭЦ есть мощная инфраструктура, и даже в текущих непростых условиях «Сделано в России» или «Made in Russia» уже присутствует на основных приоритетных дружественных рынках.
«Необходимость активного продвижения отечественной продукции становится особенно актуальной в условиях растущей конкуренции и изменения мировых экономических реалий. Российским компаниям важно не только заявить о себе, но и продемонстрировать высокое качество и инновационность своих товаров. Таким образом, работа по популяризации национального бренда должна стать приоритетной задачей для всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить успешное присутствие России на международных рынках и повысить конкурентоспособность отечественной продукции», — уточнил вице-президент Российского экспортного центра Алексей Солодов.
На мероприятии присутствовал советник Министра сельского хозяйства России Андрей Сухарев. Он рассказал об инструментах поддержки экспортеров со стороны ведомства, совместных проектах с РЭЦ по продвижению российской продукции за рубежом.
«Вся продукция российского АПК востребована за рубежом: начиная от зерновых и заканчивая масложировой, молочной и кондитерской продукцией. Наша задача — продолжать расширять географию экспорта. Для этого вместе с РЭЦ мы готовы создавать систему зонтичных брендов по популяризации отдельных отраслевых направлений. Уже есть подобные проекты по кондитерским изделиям и рыбе. Сейчас мы разрабатываем и гиды, и концепции по отдельным продуктам в связке “страна – продукт”, где пошагово рассказываем, как выходить на тот или иной рынок, какие нужно преодолеть барьеры и пройти процедуры. Все это в бесплатном доступе», — добавил советник Министра сельского хозяйства России Андрей Сухарев.
В рамках дискуссии представители министерства экономического развития и промышленности, а также министерства сельского хозяйства Иркутской области рассказали о своих достижениях в экспортной деятельности и планах по ее расширению.
«Регион входит в девятку как по объему внешнеторгового оборота, так и экспорта в России. При этом по объему внешнеторгового оборота среди субъектов СФО мы занимаем первое место, по объему экспорта — второе. Чтобы сохранять позитивную динамику, Правительство Иркутской области оказывает различные меры поддержки: выезжает в территории со специальной рабочей группой “Экспортный десант”, организовывает бизнес-миссии и участие наших компаний в международных выставках и мероприятиях, реализует большую образовательную программу. Конечно, этот механизм работает эффективно в связке с другими профильными мерами поддержки, в том числе — Российского экспортного центра. Мы благодарны РЭЦ за совместную работу и за организацию такого масштабного мероприятия как конкурс “Экспортер года”, которое позволяет популяризировать благоприятный образ экспортера», — сказала заместитель министра экономического развития и промышленности Иркутской области Светлана Хахина.
Участники мероприятия подчеркнули, что региональные бренды, представляющие продукцию субъектов РФ, и национальный бренд «Сделано в России» не должны рассматриваться как конкурирующие. Напротив, их следует позиционировать в контексте «регион в рамках большой страны».
По единому мнению участников сессии, сильный и единый бренд не только помогает удерживать долю внутреннего рынка, но и способствует выходу продукции на международные рынки. В настоящее время бренд является одним из самых ценных активов, даже более значимым, чем производственные мощности.
Таким образом, отметили на пленарной дискуссии, основная задача органов власти всех уровней, институтов поддержки и деловых объединений, занимающихся поддержкой бизнеса формировании у зарубежных покупателей образ качественной, надежной и экологически чистой продукции, а в случае продовольственных товаров — также вкусной.