В ходе круглого стола на тему: «КРТ. Проблемы и перспективы» более десяти спикеров – экспертов в области комплексного развития территорий – поделились своим видением и опытом реализации проектов КРТ. В дискуссии принял участие заместитель генерального директора MR Group Андрей Кирсанов.
На текущий момент общая площадь проектов комплексного развития территорий Москвы, находящихся на разных этапах, составляет около 2,7 тысячи гектаров (228 зон). Серьезной нагрузкой в ходе реализации проектов КРТ, по замечанию участников круглого стола, является создание объектов транспортной инфраструктуры.
Строительство новых транспортных артерий требует серьезных инвестиций и участия государства. В этом может быть эффективен механизм публично-частного партнерства в проектах КРТ. Его особенностей коснулся в своем выступлении Андрей Кирсанов, отметив, что комплексное развитие территорий требует диалога с властью: «Диалог должен быть равноправным и рассматривать партнерство в широком смысле».
В качестве иллюстрации решения транспортной проблемы эксперт MR Group представил кейс многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Этот квартал жилых и офисных небоскребов с развитой инфраструктурой и образовательным кластером уже построен в Бутырском районе, в семи минутах от станции метро «Дмитровская». Когда проект запускался, девелопер предложил городу ту часть, которая необходима в большей степени для него — строительство сквозных внутриквартальных проездов и расширение нескольких улиц — реализовать полностью за счет MR Group, что и было выполнено. Расходы же на строительство через железнодорожные пути путепровода, соединяющего Новодмитровскую улицу и необходимого для нужд города, предполагалось разделить 50 на 50 между государством и инвестором. Однако в то время данное предложение принято не было, поскольку законодательством не предусмотрен такой механизм государственно-частного партнерства.
Продолжая разговор о законодательном регулировании проектов комплексного развития территорий, Андрей Кирсанов коснулся особенностей условий заключаемых по ним договоров. «Отдельные обязательные условия договора о КРТ невозможно определить на момент его заключения в случае отсутствия документации по планировке территории, подготовка которой относится к обязанностям частного партнера. Например, соотношение площадей жилых и нежилых помещений, объемы, этапы и сроки строительства, а также объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, – рассказал в ходе своей презентации эксперт. – Особое внимание стоит обратить и на условия, касающиеся ответственности сторон. В частности на то, что законодательством не установлена прямая ответственность публичного партнера за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных договором обязательств».
Обсуждаемая в ходе круглого стола экономика проектов стала одной из главных тем. Высокого градуса дискуссии добавили актуальные обстоятельства, а именно принятый Госдумой 25 июля в первом чтении законопроект об обязательствах застройщиков, реализующих комплексное развитие территории, строить социальную инфраструктуру. Создание объектов должно обеспечиваться за счет собственных средств и (или) за счет бюджетных средств. Законодательная новация, с одной стороны, делает схемы финансирования более гибкими. Однако, как отмечает Андрей Кирсанов, из правового поля она исключает часть текущей практики: когда строительство социальных объектов ведется городом, а расходы берёт на себя инвестор, по условиям своего договора о КРТ.