Именитые гости третьего по счету «Вечера со смыслом» на несколько часов превратились в студентов экономического факультета МГУ, жадно внимающих искрометной лекции декана Александра Аузана. Закрытые встречи «Сноба» проходят при поддержке знаковых проектов девелопера MR Group. Партнером минувшего вечера выступил городской квартал SLAVA, который девелопер MR Group реализует совместно с ВЭБ.РФ.
Раскрывать актуальные темы культурных кодов экономики, потенциальных торговых партнеров России и конкурентоспособности будущего поколения Александру помогала издатель «Сноба» Марина Геворкян.
Как в недвижимости есть золотое правило «трех Л»: локация, локация и еще раз локация, так и в экономике для успешного ее роста необходим баланс факторов «трех Д». «Многолетнее изучение воздействия на экономику культурных кодов — наборов ценностей и поведенческих установок — позволило мне выделить три Д-фактора для экономического роста: длинный взгляд (принятие решений с учетом долгосрочных последствий), договороспособность (умение находить компромиссы с учетом культурных различий) и доверие. Последнее Д — ключевое», – рассказал Аузан.
По словам экономиста, главной проблемой России является страх перед будущим, который связан с коротким взглядом. «Мы — чемпионы мира по избеганию неопределенности. Не меняйте этого человека — следующий будет хуже. Не трогайте систему — она посыпется. Не открывайте эту дверь… Это хорошо для предотвращения потрясений, но плохо для экономического развития», — считает он.
Кроме того, экономическому развитию, по мнению профессора, мешает двойственность культурного кода России. Александр Аузан выделяет «И-Россию» и «К-Россию». Первая, с индивидуальными ценностями, наиболее выражена в мегаполисах и растет с запада на восток. При индивидуализме генерируется спрос на демократию, свободное предпринимательство, модернизацию. «К-Россия», с коллективистскими ценностями, растянулась на восточной части, и для нее более важны социальная защита, государственное участие, перераспределение налогов. Они существуют параллельно, препятствуя полноценному развитию страны. Но они же могут стать источниками роста, например, при расширении региональной самостоятельности.
Аузан отметил, что на культурную дистанцию влияют история, климат и язык: «Если она маленькая, то можно заниматься совместными инвестициями. Если большая, то лучше ограничиться торговлей».
Затронув тему ИИ, Аузан предрек, что будущим специалистам придется конкурировать с самообучающимися алгоритмами искусственного интеллекта, поэтому он советует развивать интуицию и эмпатию — те качества, которых нейросети не имеют.
Гостями вечера стали журналистка Марианна Максимовская; главный управляющий директор, руководитель блока ВЭБ.РФ Андрей Самохин; член совета директоров компании «Эвалар» Наталья Гончарова и многие другие бизнесмены и видные деятели искусств.
«Команда MR Group рада снова стать частью такого важного проекта, объединяющего единомышленников из абсолютно разных сфер — от культуры до экономики. Мы уверены, что личное общение с героями нашего времени из своих отраслей будет способствовать образованию новых социальных связей и созиданию», — отметила заместитель генерального директора по маркетингу MR Group Евгения Старкова.