Российская анимация является примером мягкой силы, которая способна оказать синергетический эффект на разные отрасли бизнеса. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме – 2024 рассказал старший вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) Никита Гусаков.
«Для РЭЦ поддержка экспорта российской аудио-визуальной продукции являлась и до сих под является одним из важных направлений не только потому, что экспорт услуг имеет большой потенциал в части развития бизнеса, но и потому что продвижение креативных индустрий, анимации в частности, обеспечивает синергетический эффект на другие виды бизнеса, такие, как производство детской мебели, одежды, игрушек и продуктов питания под брендами полюбившихся героев из российских мультфильмов. Кроме того, анимация является инструментом «мягкой силы» – коммуникации с миром, с помощью которого мы продвигаем русскую национальную культуру за рубеж», – сказал Никита Гусаков в ходе сессии «Анимация на экспорт: международное сотрудничество, вызовы и перспективы».
Он привел данные продаж российской анимации за рубежом. В 2024 году наиболее актуальным рынком для российского контента стала Бразилия, принесшая отечественной продукции $1,152 миллиона. Совсем немного нее отстали Мексика ($1,06 млн), Италия ($1,052 млн) и Китай ($1,024 млн).
Согласно цифрам, впервые за четыре года выросли сборы российских фильмов и анимации за рубежом. По данным компании «Бюллетень кинопрокатчика» выручка российского кино за рубежом за январь — март 2024 года составила больше $11 миллионов, что в три раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. В 2023 году – $17,6 миллиона, в 2022 году – $17 миллионов. В 2019 году отечественное кино за рубежом было на пике —больше $50 миллионов.
Также Никита Гусаков рассказал о мерах поддержки для представителей креативных индустрий. «Мы регулярно организуем бизнес-миссии в дружественные страны и регионы, софинансируем затраты на участие в международных выставках и коллективных стендах «Сделано в России», а также помогаем продвигать продукты креативных индустрий по каналам электронной торговли, на зарубежных маркетплейсах», – рассказал старший вице-президент РЭЦ.