Генеральный директор «Русской Медиагруппы» Любовь Маляревская рассказала о роли медиа в информационной безопасности России в лектории общества «Знание» на ВДНХ.
Информационная безопасность страны – это совокупность многих технологических и смысловых составляющих. Сегодня ей уделяется огромное внимание как на государственном уровне, так и со стороны коммерческих структур.
Цифровая трансформация, частью которой станет и укрепление информационной безопасности, выделена как одна из приоритетных национальных целей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно целям и задачам, приведенным в паспорте нацпроекта по повышению информационной безопасности, органам власти необходимо каждый год увеличивать объем используемого отечественного ПО на 5 % и уже в этом году достичь показателя в 90 %, а для остальных государственных организаций данный показатель должен вырасти до 70 % за отчетный период.
Помимо технологической составляющей, особую роль в становлении информационной безопасности играют медиа, в том числе digital, и контент, который они распространяют.
Современный медиарынок существует в плотном переплетении с Интернет-ресурсами. Радио, телеканал или газета уже не могут позволить себе работать в отрыве от digital-пространства. Чтобы обеспечить аудитории доступ к информации, поддерживать мультимедийную, мультиплатформенную коммуникацию и привлекать рекламодателей, традиционные СМИ создают свои Интернет-площадки.
«Предоставление аудитории коммуникации 360 градусов – взаимодействие медиа и Big Data, которое в будущем позволит делать максимально персонализированный контент. Поиск баланса между продуктом нейросетей и контентом, созданным человеком, можно назвать тремя трендами, по которым традиционные СМИ развиваются сегодня», – подчеркнула Любовь Маляревская.
Наравне с ними развивается блогерство и Телеграм-каналы. И, несмотря на то, что доверие аудитории к последним значительно выше (по данным ВЦИОМ, 53 % россиян доверяют центральному ТВ и только 24 % – блогерам), топовые блогеры нередко могут похвастаться охватами, превосходящими классические СМИ.
Сильной стороной для классических СМИ остается их традиционность и преемственность. Аудитория продолжает доверять им и в силу привычки, и благодаря личностному фактору.
«На примере «Русского Радио» могу сказать, что наши ведущие работают на станции в среднем по 20 лет, – отметила Любовь Маляревская. – Для постоянных слушателей они становятся буквально родственниками. И это также подкрепляет уровень доверия. Наконец, на ТВ, на радио, в печатной прессе контент так или иначе проходит проверку. Мы работаем в соответствии с Законом о СМИ и, в случае недостоверности информации, несем юридическую ответственность».
Механизм регулирования – один из наиболее острых моментов в вопросе обеспечения информационной безопасности в размере медиа. Согласно Конституции, в России нет цензуры, однако, СМИ необходимо иметь собственную саморегуляцию, тонко чувствовать уместность и адекватность контента, особенно, когда речь идет об информации, которая может нанести потенциальную психологическую травму зрителям.
Уместность и баланс необходимы и в других вопросах. Большую часть своего выступления Любовь Маляревская посвятила роли СМИ в формировании имиджа России и освещении политических инициатив.
«У разных СМИ – разные цели, аудитории и tone of voice, – рассказала генеральный директор «Русской Медиагруппы». – Многие медиа сегодня намеренно уходят от любой политики. И эта позиция тоже имеет право на существование, так как людям – зрителям, читателям – тоже нужен отдых, переключение. Нельзя вещать о патриотизме и государственной политике 24/7. Мы, как развлекательное медиа, стараемся найти баланс. У РМГ много патриотических проектов. Это Агитбригады «Русского Радио»: марафон, в рамках которого артисты отправляются в воинские части, на прифронтовые территории поддержать наших бойцов. Это «Музыка в цехах» телеканала RU.TV: марафон концертов на предприятиях, где производится техника для нужд СВО. Есть и другие проекты. В рамках этих проектов мы стараемся максимально честно и открыто говорить на околополитические темы, если они актуальны в данном контексте. В то время как на танцевальном радио DFM или роковой, брутальной станции MAXIMUM мы стараемся минимизировать такие темы».
Любовь Маляревская также отметила, что и с технологической стороны СМИ сегодня обязаны обезопасить себя. Подмена контента, DDoS-атаки с целью блокирования трансляции и перехват сигнала – те риски, с которыми сталкиваются крупные медиа. И чем они охватнее – тем выше риски. В связи с этим все больше крупных медиахолдингов озабочены созданием отделов информационной безопасности.
Резюмируя свое выступление, генеральный директор «Русской Медиагруппы» напомнила, что достойно отражать информационные атаки и сохранять свою международную информационную независимость и безопасность России помогает совокупность факторов. И законодательство, и своевременность принимаемых решений – таких, как перевод на отечественное ПО или маркировка контента, и самобытность, и развитость отечественных медиа, которые в состоянии создавать качественный интересный контент. Но не меньшую роль играет и русский менталитет: умение сплотиться в непростой исторический период и с честью противостоять любым угрозам, в том числе и информационным.