Axoft совместно с Московской торгово-промышленной палатой, системными интеграторами «Легион» и SoftMall провел исследование процессов импортозамещения в ИТ при информационной поддержке IT Channel News и Cyber Media. По результатам опросов и глубинных интервью наблюдается два подхода: ускоренный переход и активная интеграция российских решений в инфраструктуру государственных учреждений и выжидательная позиция коммерческого сектора, который не спешит замещаться.
Проведенное исследование позволило проанализировать поведение и мотивы основных целевых групп в период формирования суверенной экономики, выявить ключевые задачи и сложности при миграции на отечественные технологии, определить перспективные ниши для дальнейшего развития.
Государственный сектор показал себя первопроходцем в период активного импортозамещения с февраля текущего года. Влияние административного ресурса простимулировало государственные организации и госкомпании замещать иностранные технологии отечественными решениями. При этом 70% респондентов не испытывают трудностей при миграции и могут полностью или частично осуществить полный цикл перехода: разработать план, провести анализ совместимости, подобрать аналог и развернуть пилот. Однако 29% при переходе сталкиваются с трудностями внедрения, эксплуатации и несовместимостью систем с существующими решениями.
В коммерческом секторе, наоборот: 44.7% респондентов не спешат и не планируют импортозамещаться в ближайшее время; 27% предпочитают ждать окончания срока лицензий установленного ПО; 22% планируют заместиться до того, как софт перестанет работать. Среди основных причин участники отметили работоспособность установленных программ, отсутствие альтернатив железа на российском рынке, неудовлетворенность существующими отечественными решениями.
Ольга Гоз
директор по маркетингу Axoft
Мы проводили исследование в момент активной трансформации ИТ-ландшафта, чтобы увидеть, как для разных участников проходит процесс импортозамещения, что мешает, и с какими вызовами они столкнулись. Для компании, которая взаимодействует с самыми разными игроками ИТ-рынка, важно вести аналитическую работу, чтобы иметь объективное представление о текущей ситуации. Это помогает нашим партнерам корректировать стратегию развития бизнеса и лучше слышать заказчиков, разработчикам – совершенствовать существующие инструменты, а нам, как дистрибутору – пополнять партнерский канал актуальными сервисами, предлагать рынку конкурентоспособные предложения и усиливать поддержку по разным направлениям. Мы увидели основные проблемные зоны. Но мы заметили и тенденцию к решению этих задач через технологические альянсы и комплексные продукты для преодоления основных барьеров и скорейшего достижения импортонезависимости.
73% опрошенных интеграторов и реселлеров при этом, ожидая волну спроса, пополняют портфели отечественными решениями, а 35% стремятся восполнить недостающую экспертизу и сертифицировать сотрудников. 57% ИТ-компаний отметили потребность своих заказчиков в ускоренном переходе с западных технологий на российские, еще 37% планируют заместить иностранное оборудование.
По словам начальника отдела продаж SoftMall Антона Землянухина, результаты исследования подтверждают тренды последних лет.
Антон Землянухин
начальник отдела продаж SoftMall
Несмотря на то, что законодательство ужесточается, это пока что не сильно влияет на сложившиеся тренды. Бизнес выжидает и наблюдает: порядок исполнения введённого законодательства, санкции.
Согласно полученным данным, проблемными местами в процессе импортозамещения респонденты назвали: несовместимость операционных систем с оборудованием, нестабильность работы установленных решений, недостаточный функционал в СХД, проблемы с сетевым оборудованием, внедрением офисных пакетов и миграцией на коммуникационную платформу. Поэтому сейчас ИТ-рынок сфокусирован на следующих задачах: сохранить бесперебойность работы текущей инфраструктуры, обеспечить информационную безопасность, наладить работоспособность прикладного ПО, функционирование виртуализации. Для исследуемых сегментов данные направления являются равнозначно-приоритетными, которые бизнес и государство стремятся решить параллельно.
Алексей Садылко
редактор портала Cyber Media
Импортозамещение, безусловно, главный тренд 2022 года. Если раньше российские компании предпочитали решения зарубежных вендоров, то сейчас активно переходят на отечественные разработки. Более половины опрошенных ИТ-компаний считают, что нужно как можно быстрее переходить с западного ПО на отечественное. В ближайшем будущем не стоит ожидать возвращения иностранных производителей на российский рынок, но если это и произойдет, то отечественное ПО должно составить серьезную конкуренцию зарубежным вендорам.
Среди остро необходимых направлений для замещения все участники выделили инфраструктурное и прикладное ПО, ИБ-решения, аппаратное обеспечение. 41% представителей государственных учреждений пытаются решить проблему с прикладным софтом и 21.6% – с киберзащитой. При этом 32% ИТ-компаний видят наибольшую потребность в аппаратном обеспечении, в то время как 20% госзаказчиков и 27% коммерческих компаний определяют данную проблему как важную, но не первоочередную.
Элина Золотова
издатель и главный редактор IT Channel News
Слова «импортозамещение», «импортонезависимость» в нашем издании в 2022 году были, наверное, наиболее часто употребляемыми. По словам премьера Михаила Мишустина, «для 80% иностранных программ есть отечественные аналоги, а по трети позиций представлено два и больше вариантов отечественных решений; более половины представленных на рынке аналогов нуждаются лишь в доработке». Полезно увидеть, что по факту представляет собой импортозамещение ПО в госструктурах и коммерческом секторе: какие задачи у заказчиков и в чем их потребности; какое ПО используется сейчас; какие шаги предпринимают ИТ-компании, чтобы удовлетворить потребности заказчиков в импортонезависимом софте. Думаю, что результаты этого исследования будут полезны партнерам Axoft для принятия решений по дальнейшему развитию бизнеса.
Что касается затрат на процессы по импортозамещению иностранных ИТ-решений, то 44% опрошенных интеграторов и реселлеров не увидели существенных изменений в бюджете, другие 40% уверены, что он сокращается. 14% представителей бизнеса и государственных организаций отметили рост стоимости внедрения ПО за счет дополнительной платы за проведение миграции.
В опросах и глубинных интервью приняли участие 682 представителя государственных организаций, крупного и малого бизнеса, ИТ-компаний, среди которых системные интеграторы, реселлеры, разработчики ПО. Они также указали основные источники получения информации о новых продуктах и технологиях. Согласно опросу, целевые группы – 38,8% госзаказчиков и 36% представителей коммерческого сектора – используют в большинстве случаев интернет и СМИ, 20% и 26% соответственно – презентации вендоров, но в глубинных интервью участники пояснили, что больше доверяют блогам, тематическим чатам и «сарафанному радио».