Импортозамещение в «диалоге»: тактика, доверие, сервис

В Екатеринбурге прошел митап «Цифровой суверенитет – драйвер построения ИТ-инфраструктуры», в рамках которого ИТ-компании обсудили процесс импортозамещения, проблематику, основные задачи, которые стоят перед разными участниками рынка: разработчиками, интеграторами и заказчиками.  А также определили общие векторы для системного, эффективного и взаимовыгодного развития. 

Построение ИТ-инфраструктуры на базе отечественных решений – одна из ключевых задач, которая стоит перед бизнесом сегодня. По данным исследования Axoft, для четверти представителей коммерческого и государственного секторов работоспособность текущей инфраструктуры является приоритетом наравне с обеспечением кибербезопасности. При этом респонденты отмечают в качестве основных сложностей импортозамещения – недостаточный функционал в российских аналогах и несовместимость с ИТ-инфраструктурой. 

О том, как справляются интеграторы с подобными проблемами на данный момент, какую тактику применяют, рассказал Иван Щербак, руководитель корпоративного отдела компании «Астерит»: 

В течение прошлого года мы наблюдали взрывной рост и расширение пула отечественных продуктов в реестре российского ПО. Появляется все больше хорошего, качественного софта. Ряд отечественных решений существенно расширили свой функционал и уже прекрасно зарекомендовали себя в вопросах импортозамещения. На такие продукты мы, в первую очередь, и стремимся обратить внимание наших заказчиков. Если полных аналогов нет, то активно мониторим реестр и тестируем новые продукты на совместимость и функционал на собственном демостенде. Конечно, все еще есть небольшой процент узкоспециализированного программного обеспечения (преимущественно из производственной сферы), где совместимости и полного функционала на текущий момент нет. В таком случаем продолжаем отслеживать и анализировать рынок. Уверен, скоро мы увидим отечественные аналоги. Но в целом во всей этой ситуации нет ничего из ряда вон выходящего. Проблемы, конечно, есть, но это стандартный рабочий процесс. Единственное, на что бы я обратил внимание, в вопросах миграции на отечественное ПО каждый проект уникален – не всегда нужно систематизировать этот опыт или перенимать у других. Не бойтесь этого процесса, и дорогу осилит идущий.

После ухода западных вендоров заказчикам пришлось оперативно пересматривать весь перечень установленного «софта» и «железа» и кардинально изменить подход к миграции на отечественные решения. 

Александр Золотовский, директор департамента информационных технологий и инфраструктуры «Универсиады – 2023»:

Сперва мы пробовали поменять все «в лоб», но, когда составили карту и план, ужаснулись. Нужно понимать, что все процессы не находятся в вакууме, они проходят на реальных людях, которые должны работать и выполнять свои задачи. Поэтому мы составили план по переходу и по каждой системе определили четкие критерии. Если это офисный пакет, то там должен быть набор функций, которые реально нужны. К примеру, около 10% пользуются макросами в Excel, а остальные – нет. Мы привыкли к большому пакету, в котором есть все. Поэтому на первой стадии важно принять саму ситуацию, затем точечно выявить потребности, потом уже определить, какой продукт нам подходит.

В процессе дискуссии представители вендоров отметили, что у заказчиков наблюдается психологический барьер при переходе на новое ПО. Некоторые продолжают ориентироваться на работу ушедших западных поставщиков и ожидают увидеть аналогичное в отечественных решениях, другим сложно определить, какой именно функционал им необходим. 

Виталий Никитин, ведущий менеджер отдела региональных продаж «Аквариус»:

Сейчас многие проходят этап осознанного принятия, на котором им нужно смириться с тем фактом, что так, как было раньше, уже не будет. Поэтому партнерам и заказчикам нужно понять одну вещь – чем тщательнее они будут понимать логику построения первичных и вторичных задач, тем точнее мы сможем оптимизировать железо для построения надежной ИТ-инфраструктуры.

Спикеры дискуссии сошлись во мнении, что регулярная обратная связь между всеми участниками рынка позволит во многом облегчить процесс, повысить качество сервиса, а также поможет выстроить доверительные отношения. Последний фактор особенно важен для бизнеса: 

Александр Золотовский, директор департамента информационных технологий и инфраструктуры «Универсиады – 2023»

Правильно сконфигурированное и доведенное до заказчика доверие – много значит для нас. Например, ко мне приходят с каким-то новым «железом» и обещают, что все заработает. И мне нужно поверить, что это так. А когда все стойки и оборудование установлены, то оказывается, что требуется еще полгода на отладку, в лучшем случае. Все это очень чувствительно, поэтому важно доверие.

Несмелость и неспешность в переходе на российские технологии среди заказчиков часто связана с неудачным опытом использования «сырых» продуктов на первых этапах миграции. Преодолеть этот страх, по мнению Виталия Никитина, можно таким образом: 

Нужно собрать волю в кулак и пройти этот сложный этап. Чтобы процесс перехода на отечественные решения прошел наиболее безболезненно, можно попросить заказчика выделить место, где он позволит интегрировать процессы в уже существующую систему. Конечно, в связи с предыдущим негативным опытом могут оставаться опасения, что сценарий повторится. Но нужно понимать, что не стоит судить о всех производителях одинаково. Доверие – одно из главных составляющих успеха.

В свою очередь вендоры подчеркивают, что готовы дорабатывать собственные продукты, кастомизировать, а также участвовать в сервисной истории, подходить комплексно к решению задач:

Семен Хайбуллин, партнерский менеджер UserGate

У UserGate есть обучение по информационной безопасности. Для этого мы создали команду и написали курс с участием нашего технического директора, чтобы заказчику в эксплуатации было проще. С другой стороны, техподдержка должна осуществляться далее совместно с интегратором, так как пилотирование, внедрение и эксплуатация – это комплексный подход.

Командная и слаженная работа всех участников ИТ-рынка является немаловажным фактором для достижения целей импортонезависимости, где от каждого зависит общий результат.

Иван Щербак, руководитель корпоративного отдела компании «Астерит»:

На текущий момент в реестре отечественного ПО уже более 16 000 наименований, к тому же ежедневно в нем появляются новые вендоры и новые продукты. Конечно, любому интегратору будет крайне сложно проанализировать и протестировать этот объем. В этом вопросе очень помогает поддержка и помощь «Axoft». В продуктовом портфеле дистрибутора значительное количество вендоров, в которых коллеги хорошо разбираются. Действительно, первый «удар» по первичному отбору приходится на них, затем «Axoft» уже доносит подготовленную информацию для партнеров. За что им большое спасибо!

Сергей Шуичков, директор по развитию бизнеса Axoft в УФO, рассказал подробнее о роли дистрибутора и ее эволюции в условиях трансформации ИТ-ландшафта: 

Наша компания традиционно сильна как в информационной безопасности, так и в направлении инфраструктурных решений. Импортозамещением мы занимаемся уже более 8 лет. За это время команда накопила достаточно экспертизы, инженерного опыта и ресурсов. Кроме того, у нас в прошлом году появилось hardware-направление. Это естественный и логичный шаг развития портфеля, ведь «железо» никогда не покупается само по себе, а под конкретное ПО. Поэтому мы вырастили собственные компетенции и готовы помогать в подборе конфигураций оборудования в соответствии с потребностям заказчика.