Профориентация для взрослых: какие методики использует рынок
Как взрослые помогают себе выбирать новую профессию22% россиян хотят поменять профессию, но пока не могут определиться, чем хотели бы заниматься, свидетельствуют данные исследования Skillbox. У части из них нет уверенности при выборе нового направления. 28% желающих сменить вид деятельности проходили профориентационные тесты, но выбрать профессию тесты не помогли либо даже усложнили выбор. Часто у этих людей есть высшее образование, специальность, работа. Но стремление сменить профессию зависит от разных факторов: желания увеличить доход, неудовлетворенности текущими задачами или продуктом и других.
Еще лет десять назад профориентация была актуальна только для выпускников школы: им нужно было определить свой жизненный путь. Но мир меняется, сегодня тема профессионального самоопределения стала важной и для взрослых. Стараясь определиться с профессией и обращаясь, например, к карьерным консультантам, люди формулируют запросы, часто вообще не связанные с профессиональной деятельностью или навыками: «Я боюсь, что у меня не получится», «Я считаю, что уже поздно начинать с нуля», «Я думаю, что мне не хватит ресурсов».
В Европе раз в 5-7 лет многие профессионалы меняют карьерный трек, осваивают новые навыки, меняют индустрию, запускают следующий виток профессионального развития. В России этот тренд тоже прижился, поэтому все больше людей ищут способ подобрать для себя новое любимое дело.
Выбор профессии за 30
Возраст 27-33 лет — время сочетания личностного и профессионального кризисов. Люди оценивают, насколько их реальная жизнь совпадает с тем, какими они себя представляли к 30 годам. Многие на этой волне начинают изучать себя, смотреть в сторону других профессий. Им нужно учиться новому, углублять экспертизу, расти вертикально или горизонтально — расширять компетенции внутри уже выбранной специальности.
Активно самопознанием или карьерными перспективами интересуются и люди 33-50 лет. Скорее всего, в жизни их мало спрашивали, чего они хотят и что думают: какую игрушку желают в подарок, что хотели бы поесть на ужин или какой именно стих хотят выучить в школе. Часто они не знают своих желаний, о чем они мечтают, чем хотят заниматься и что получается у них по-настоящему хорошо. Никто не учил их опираться на свои предпочтения и сильные стороны.
Современные способы профориентации
Эффективная профориентация для взрослого человека строится на осознании его сильных сторон, желаний, потребностей. В дополнение к различным тестам изучение себя через психологические и профориентационные техники помогает раскрыть и в дальнейшем реализовать свой потенциал.
Один из работающих вариантов профориентации для взрослых — тестирование, которое помогает определить конкретные профессии. Можно использовать как онлайн-тесты, так и платные профориентационные тесты по сложным методикам. Они подходят для изучения себя, способов мотивации, ценностей, интересов, интеллекта. Главный недостаток самостоятельного тестирования — результаты, выданные профессиональным психологическим языком, из которых обычному человеку сложно понять, как эти знания наложить на конкретные профессии и какую из них выбрать.
Также важно различать устаревшие тесты (Климова, Голланда, Голомшток), разработанные более полувека назад. Они не дают представления о подходящих современных профессиях: их авторы не предполагали, что компаниям понадобятся бизнес-аналитики, специалисты по искусственному интеллекту, машинному обучению, устойчивому развитию и информационной безопасности.
Более продвинутый тест Digital Human предлагает современные варианты профессий, анализируя согласованность ценностей и интересов испытуемого. Тест Икигай содержит 24 вопроса на определение склонностей человека, профессионального типа его личности и профессий, которые ему подойдут. Результаты таких тестов можно прикладывать к резюме как качественные аналитические сведения.
Другой метод профориентации — опросы. С ним часто работают профориентологи, которые задают открытые вопросы. Они анализируют ответы и дают человеку обратную связь. Опросы для взрослых довольно объемные — 40-50 вопросов о причинах выбора текущей специальности, желаемой компании для работы, о профессии, которой бы хотели заниматься, даже если бы за нее не платили. Ответы также помогают определить сильные стороны человека, его желания.
Еще для профориентации подойдут проективные методики вроде «Хочу – Могу – Надо». При использовании этого метода профориентолог определяет интересы и склонности, умения, навыки, возможности, ожидания окружения кандидата. Отдельно как метод можно использовать анализ резюме. В этом процессе важно изучить, какие навыки, компетенции, опыт можно «забрать» с собой в новую профессию. Или даже определить новую профессию, исходя из набора навыков от «старой» специальности. Еще одна методика профориентации для взрослых — «профпробы», то есть знакомство с профессией на практике, а не только теоретическая часть через вебинары и конференции.
Не все эти методики подходят для самостоятельного профессионального самоопределения, может потребоваться поддержка специалиста. Для его выбора стоит изучить биографию профориентолога и опыт на рынке труда. А также пообщаться на предварительной консультации, полистать его страницы в профессиональных соцсетях, чтобы понять, одинаковые ли у вас ценности, какое у него отношение к жизни, к профессии, к клиентам. Важно работать с человеком, с которым будет комфортно. Многим важен и уровень образования, наличие отработанной методики. Отдельно стоит проверить, состоит ли специалист в профильных сообществах, участвует ли в профессиональных форумах и конференциях. В Москве стоимость услуг специалиста с опытом работы более пяти лет — от 3500 руб. в час. В среднем его работа стоит 10 000 руб. в час.
Итогом любого метода профориентации должно быть понимание своих сильных сторон, перспективы переработки резюме, осознание своего потенциала и подходящих под него вариантов профессий. В результате человек, намеревающийся сменить профессию, сформулирует свои цели, а также шаги на пути к их достижению и достаточно быстро получит понятный результат.