Читайте также
Делать добро: как участвовать в благотворительности руками, ногами и головой
Духовное благо: как хобби помогают избежать выгорания на работе?
Открылась выставка «Политехнический музей: приближая будущее»

Фатима Мухомеджан: «Помогать – это тоже искусство»

Директор благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» – про женский взгляд на благотворительность в искусстве и культуре
Предоставлено пресс-службой фонда «Искусство, наука и спорт»
Предоставлено пресс-службой фонда «Искусство, наука и спорт»

Директор фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан в интервью «Ведомости. Городу» рассказывает, чего ожидают благотворительные фонды от 2024 г., каким должен быть современный меценат и как принимается решение, кому помочь.

– Насколько важна креативность в благотворительности?

– Очень важна. Чаще всего фонды заходят в неизведанные сферы, с которыми никто не знает, как надо работать, – без креатива никак не добиться результата. Сначала возникает эмоция, которая трансформируется в желание помочь, потом проводишь «мозговой штурм». У нас в фонде всегда командная работа, обсуждаем все идеи вместе. В этот момент я стараюсь «выключать» руководителя. «Включаю» я его уже позже, на этапе реализации, потому что бывают нюансы, которые можно увидеть только «выйдя из процесса».

– Почему были выбраны эти три направления: спорт, наука и искусство? Как они связаны в вашем понимании? 

– Это был выбор основателя фонда – Алишера [Бурхановича] Усманова. На его взгляд, это базовые направления развития человека и общества. Опыт реализации проектов фонда подтверждает выбор основателя и позволяет мне утверждать, что все эти сферы тесно связаны между собой, особенно в вопросе комплексного влияния на личность.

– В своих интервью вы часто упоминаете человекоцентричность. Что вы вкладываете в это понятие?

– Человек – это социальное существо. Как только ты это осознаешь, ты начинаешь жить не только для себя, но и для других. Тех, кто рядом, вокруг или далеко – все зависит от масштаба личности. Для меня человекоцентричность – это ощущение важности другого рядом с тобой. Именно ощущение, то есть принятие сердцем, а не какое-то разумное понимание.

– Как вы выбираете благополучателей?

– Если мы говорим о крупных, закрытых грантах на десятки миллионов, то решение принимает наш основатель. И я уверена, что он выбирает сердцем. Наш фонд во многом не похож на другие фонды. Мы, и наш основатель в первую очередь, занимаемся благотворительностью в ее классическом понимании, в основе которой традиции меценатства в России. Меценатство – это про поддержку таланта, усиление его роли в развитии культуры общества. В современном мире понятие меценатства стало гораздо шире, сейчас – это не только про искусство, но и про образование, науку, айти, спорт – все сферы, которые формируют развитое общество.

– Как усиление роли государства повлияет на сферу благотворительности?

– Я считаю, что государство должно участвовать в формировании трендов и ценностей. Мы видели, к чему может привести его самоустранение. Появляется безответственность, которая никак не регулируется и приводит к перекосам, особенно среди молодежи, у которой может, например, «пропасть» идеал правильной семьи. 

Что касается влияния государства на благотворительность – здесь речь идет о доверии государства сектору, когда благотворительные организации становятся партнерами государственных институций в решении социальных задач.

– Вы много работаете с молодежью?

– Да, наши региональные проекты сформировались в ответ на запрос общества. Мы работаем в Старом Осколе, Губкине и Железногорске. Одна из наших основных задач – чтобы молодежь в своем городе чувствовала возможности и перспективы для развития. Началось все с организованных нами гастролей и концертов, а дальше уже сформировался диалог с местным сообществом.

– Вы можете сказать, что вы изменили к лучшему какой-то город?

– Наверное, не изменили, а продолжаем менять. В прошлом году мы сделали оценку социального воздействия наших проектов и получили очень хорошие результаты. Например, нам удалось популяризировать современное искусство в Белгородской области. При нашей поддержке в прошлом году в Старом Осколе был открыт первый в регионе Центр современного искусства «Быль», который за 10 месяцев работы посетили уже 17 000 человек. А в Губкин мы привезли уличный театр. Фестиваль уличных театров «Иллюзион», который мы там проводим, посещают почти 4000 человек, на него приезжают жители соседних регионов. После первого фестиваля в городе появился свой театральный коллектив «Табу», который на втором фестивале представил собственный проект. 

В Железногорске мы ежегодно проводим арт-фестиваль «Трансформация», который вызывает особый интерес у молодежи и дает шанс начинающим художникам проявить себя. Благодаря этому проекту в рабочем городе появился паблик-арт. По результатам проведенной оценки, более 86% опрошенных жителей отмечают положительные изменения в культурной жизни городов. А 70% участников наших проектов отмечают профессиональный и творческий рост.

К сожалению, в малых городах России отток населения начинается даже не с молодежи: уже маленькому ребенку родители рассказывают, что, когда он вырастет, ему надо отсюда уехать. Почему это происходит? Потому, что люди не удовлетворены качеством своей жизни.

Так вот, в «наших» городах инфраструктура сделана на очень высоком уровне: наш партнер, компания «Металлоинвест», максимально социально ориентирована. А фонд подключился, чтобы научить жителей ею пользоваться, почувствовать себя частью своего города, начать жить активно, «разорвать» сформировавшиеся шаблонные установки. Например, уже пять лет работает проект #ВСЕНАСПОРТ.рф. Мы не только привозили именитых тренеров, проводили массовые спортивные мероприятия и забеги, но и запустили образовательную программу для всех желающих. Участники смогли научиться тренерскому мастерству или повысить свою квалификацию. Сейчас это один из масштабных спортивных проектов страны.

– Вы предлагаете поменять свою жизнь только молодежи?

– У нас получают гранты люди любого возраста. Старшее поколение не менее активное. Вроде у них и взгляды устоялись, и работа привычная – а тут они бесплатно получают возможность научиться чему-то новому. Начинают общаться с экспертами, которые помогают сделать первые шаги в реализации собственного проекта, побороть страх. А если проект победит в грантовом конкурсе, на него еще и дадут деньги. И мы видим, что люди становятся смелее, а проекты – разнообразнее.

– Например?

– В первые годы на грантовый конкурс по программе «Культурный дом» подавались только институции – например, музеи, которые хотели обустроить свою территорию или по-другому подать экспозицию. Потому что в этой категории гранты на большие суммы, и сначала людям было страшно, не хватало уверенности в собственных компетенциях. Но с каждым годом мы получаем все больше заявок от физических лиц: люди стали смелее и профессиональнее. Хочу отметить, что физлицам, да еще и без «послужного списка», в России мало кто дает гранты. А у нас заявку на программу «Арт-окно» может подать кто угодно, единственное условие – проект должен быть реализован в «нашем» городе: Железногорске, Старом Осколе или Губкине.

– Как люди узнают о ваших грантах?

– Сейчас активно работает сарафанное радио: города ведь не очень большие, до 100 000 человек. Люди, объединенные общими устремлениями, всегда находятся где-то рядом. Плюс мы даем стандартную рекламу, на которую реагируют активные люди из других регионов страны. Фонд работает в Железногорске, Старом Осколе или Губкине уже 15 лет. Нас многие знают и ценят присутствие фонда в своей жизни. Но, как только ты «раскапываешь» новую нишу, все равно сталкиваешься с опасливым отношением. Доверие людей в регионах заработать непросто, даже тогда, когда ты ничего от них не требуешь, а только даешь. Может быть, еще накладывается своеобразное отношение к москвичам. Поэтому, приезжая в регион, надо снимать столичную «шапочку» и говорить с людьми так, чтобы они тебе поверили.

– Какие направления благотворительности кажутся вам особо перспективными в 2024 г.?

– Все, которые мы уже реализуем. Они не сильно меняются из года в год. Мы предпочитаем наращивать собственную экспертизу, расширять уже имеющиеся направления, а не гнаться за «модными» благотворительными идеями. Нам очень важно выверять наши действия. Если мы о чем-то говорим, то только тогда, когда мы на 200% убеждены в правильности наших действий. Задача создать какой-то «шум» или пиар перед нами не стоит. Мы спокойно и стабильно занимаемся своей работой, приносим пользу людям. Мы консервативны.

– Существовал ли в вашей голове идеальный образ благополучателя и поменялся ли он со временем?

– Среди наших благополучателей были и есть очень корректные люди, которые цивилизованно выстраивают взаимоотношения. Например, у нас был долгий опыт партнерства с музеем «Гараж». Эта институция взяла для себя западные модели взаимодействия, с ними было очень легко. Еще могу отметить современный подход к работе у Театра на Бронной.

– Который у вас «переманил» другой благотворитель?

– Это новый выбор театра. Вообще, люди, созвучные по мыслям и по уровню культуры, всегда собираются вместе. У нас, наверное, все благополучатели такие. Сложновато приходится с институциями, которые мыслят и ведут себя «по старинке», по-чиновничьи. Но и их мы уже подучили.

– Есть ли между фондами «конкуренция» за статусных благополучателей?

– Мы такого ни разу не видели, чтобы фонды боролись за благополучателей. Скорее наоборот. Мы видим и можем утверждать из опыта, что деньги нужны всем. Хотя государство у нас много вкладывается в культуру, тоже выделяет гранты, но надежный партнер в лице фонда, как наш, – это очень важно. Ни один грант не дает устойчивости. С ним можно «стартануть», как-то развиться, но постоянно рассчитывать на гранты ты не можешь. Партнерство с фондом дает больше возможностей, пример этому – трансформация Театра сатиры, которую [с нашей помощью] затеял Сергей Газаров.

– Брать деньги стыдно или нет?

– Это зависит от того, как ты их даешь. Можно дать как подачку, а можно – сделать благодеяние. Люди, которые получают от нас деньги, понимают, что мы видим ценность в их деятельности, и это их никак не принижает. Давать деньги – это тоже искусство. Оно говорит не только об уровне возможностей, но и об уровне сознания, уровне развития благотворителя.

– Если бы одним словом охарактеризовали 2024 г., что это было бы за слово?

– Интересный – мне интересно, как будут разворачиваться события. Никакого напряжения нет – может быть, потому, что мы все-таки существуем в отдельном мире – мире созидания.

– Наше интервью выходит в преддверии 8 марта. Чего бы вы пожелали женщинам?

– Любви. В самом широком смысле – не только весенней влюбленности, но и любви к жизни, миру, мелочам, которые тебя окружают. Это созидающее чувство, это то, что нашу жизнь наполняет смыслом, помогает нам выпрыгнуть из воронки повседневности. 

Нашим благополучателям и партнерам мы на 8 марта подарим… аромат весны – аромадиффузоры, созданные незрячими парфюмерами. Идея подарка возникла из нашего опыта работы над выставками Музея русского импрессионизма, с которым мы находимся в активном партнерстве в рамках программы поддержки незрячих людей «Особый взгляд». Если вы бывали на этих выставках, то могли видеть рядом с картинами тактильные «станции» с ароматами, которые помогают незрячим посетителям «погрузиться» в царящую на холсте атмосферу.     

Самое популярное
Городская недвижимость
Москва вошла в топ-3 регионов по стоимости суточной аренды квартир
Столицу в рейтинге в сентябре обогнал Владивосток
Городская недвижимость
Жилье и инфраструктура: что построили в Москве с начала года
Всего введено в эксплуатацию 7,4 млн кв. м недвижимости
Наш город / Галерея
Новые ветки и технологии: как изменилось московское метро за четверть века
В ближайшие годы столичную подземку ожидает значительное расширение
Наш город
Собянин: Москва делает упор на отечественных инвесторов
По словам мэра, иностранные производители вводили россиян в заблуждение
Наш город
Более 1 млн иностранных туристов и новые дома вместо аварийных – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Пассажиропоток на Троицкой линии метро увеличился на 16%
Самые популярные станции – «Университет дружбы народов» и «Новаторская»
Наш город
Для профессионалов и любителей: Собянин рассказал о развитии спорта в столице
Новые объекты появляются на месте пустырей и промзон
Культурный город
Куда пойти в выходные 26-27 октября
Самые интересные события в Москве
Культурный город
От Льюиса Кэрролла до русских импрессионистов: главные выставки осени
«Ведомости. Город» выбрал самые яркие проекты сезона
Умный город
Московские разработчики представили свои видеоигры на выставке в Индонезии
Также был презентован будущий инновационный кластер в «Сколково»
Горожане
Александр Петров: «Вся Москва стала моим местом силы»
Гуляем по столице со звездой «Текста» и «Полицейского с Рублевки»
Наш город
Город на рельсах: как за 25 лет изменилось московское метро
Столичная подземка приросла линиями, станциями и получила новые технологии
Наш город
Из Поднебесной в Белокаменную: граждане КНР лидируют по турпотоку в Москву
Число гостей из дальнего зарубежья выросло на 70%
Наш город
Центр преображается: Собянин рассказал об итогах благоустройства в ЦАО
В порядок приведены несколько знаковых объектов столицы
Наш город
Инструкция по гостеприимству: как открыть отель в Москве
Мостуризм подготовил рекомендации для развития туриндустрии