Александр Петров: «Вся Москва стала моим местом силы»
Гуляем по столице со звездой «Текста» и «Полицейского с Рублевки»Звезда франшизы «Лед» Александр Петров переехал в Москву из Переславля-Залесского в 2000-е гг., и за это время столица стала для него домом. Во время прогулки он рассказал «Ведомости. Городу» о лучших локациях Мещанского района, любимых местах для отдыха и мечтах о собственном арт-пространстве
Знакомство с городом
Впервые Александр Петров оказался в Москве в 1990-х гг., когда был школьником. У его родителей был небольшой бизнес в Переславле-Залесском, и, бывало, всей семьей они приезжали в столицу за товаром на Черкизовский рынок. В то время город поразил Александра своим масштабом, а карта метро и вовсе казалась головоломкой. Но настоящее знакомство с Москвой произошло, когда будущий артист поступил в ГИТИС в мастерскую Леонида Хейфеца.
«По воскресеньям я ездил на подготовительные курсы, – вспоминает Петров. – Хорошо помню раннюю Москву. Как прибывал на Щелковский вокзал, потом добирался до Арбатской и длинным путем шел по старинным и совершенно пустым улочкам в ГИТИС. Это было очень атмосферно».
Когда Александр был студентом, большую часть времени он проводил в доме № 6 в Малом Кисловском переулке, где в историческом здании XVIII в. располагается ГИТИС. Именно там с ним случились многие знаковые встречи, повлиявшие на всю оставшуюся жизнь. В многочисленных кафешках у ст. м. «Арбатская» переписывались конспекты, учились тексты и выполнялась домашняя работа.
«Этот район до сих пор особенное место для меня. Сейчас, если прохожу или проезжаю мимо, испытываю теплые чувства. Малый Кисловский – моя внутренняя крепость», – признается актер.
Петров жил в разных местах: на Тверской, Кутузовском проспекте, рядом с Патриаршими прудами, около ст. м. «Улица 1905 года», за городом. В итоге артист пришел к выводу, что идеальное место для жизни в Москве – это не оживленная улица, а незаметный тихий переулок.
Свои места в столице
Спустя годы жизни в Москве восприятие города у актера изменилось. Сегодня Александр описывает ее как «маленькую, компактную, любимую и домашнюю»: «Вся Москва стала моим местом силы. Особенно это ощущается, когда приезжаешь со съемок из другого города. Уже с первых минут чувствуешь: класс, я дома!»
Петрову есть с чем сравнить. Когда он снимался у режиссера Романа Полански в картине «Дворец», то некоторое время провел в Европе, и, по словам актера, во многих городах его поразили грязные улицы: «В Москве такого нет – все убирают, и это как будто дисциплинирует всех вокруг. А какое количество разнообразных удобных сервисов появилось, причем многие есть только в Москве! Я лично очень люблю самокаты и часто их использую. Всегда приятно самостоятельно проехаться по центру из одной локации в другую».
И хотя Петров давно живет в столице, Москва продолжает его удивлять, в том числе тем, как меняется, рассказывает актер: «Какая красота сейчас в «Лужниках»! Как сильно все поменялось. Маленьким мальчиком я приезжал в «Лужники» на рынок, а сейчас играю там в футбол и поражаюсь, как стало чисто и удобно. Какие появились дорожки, парковки неподалеку. И сколько же москвичей реально занимается спортом! Все поля, корты расписаны на много дней вперед».
Петров называет себя увлекающимся человеком, в какой-то момент его затянул и спорт. Когда представляется возможность, Александр приезжает в «Лужники» погонять мяч в составе футбольной команды кинокомпании «Водород» (с ее основателями – продюсерами Александром Андрющенко и Михаилом Врубелем – Петров работал над трилогией «Лед»). Каждую неделю артисты, сотрудники, а также друзья «Водорода» собираются на поле, чтобы сыграть матч.
Не так давно Александр воплотил на экране легендарного игрока московского «Торпедо» Эдуарда Стрельцова. В жизни актер болеет за московский «Спартак» и посещает культовый паб болельщиков «Свинья и роза». Это, к слову, один из любимых районов актера для пеших прогулок. «Мне тут комфортно и спокойно. Гуляю с удовольствием – меня нечасто узнают. Здесь столько популярных мест – например, «инстаграмный» (соцсеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена. – «Ведомости. Город») фасад в Цветном переулке, где постоянно снимают фото и сторис. Мне нравится, что, свернув с большого шумного проспекта, ты попадаешь в узкие извилистые улочки со старинными зданиями. Обожаю старую Москву», – рассказывает актер.
«Я стал домоседом»
В последнее время Петров гуляет реже, поскольку стал, как признается он сам, домоседом: «Зову друзей к себе, иногда мы выезжаем компанией за город или идем в баню. Бывает, ходим в кино с женой – предпочитаем кинотеатр «Москва».
Свободное от съемок время артист любит проводить в атмосферных заведениях, особенно если в них есть веранда или вид на город. В его топ-листе – крыша отеля The Carlton на Тверской и внутренний дворик отеля Stella di Mosca на Большой Никитской.
«Также я часто бываю в Probka, Folk, Smoke BBQ, Ikura Izakaya. На Патриках классно, но иногда там слишком много людей. По этой же причине я перестал ходить в Сандуновские бани. Все-таки иногда хочется от всего отвлечься, а когда с тобой кто-то заговаривает, волшебство улетучивается. Но в целом в Москве люди уважают личное пространство», – делится Петров.
В музеи Александр ходит довольно редко. Предпочитает фотогалереи – камерные, стильные, где «есть на что посмотреть и можно найти интересные вещи».
«У меня нет коллекционерской жилки, но иногда я что-то покупаю. Это может быть фотография, книга, картина. В будущем хотелось бы создать свое арт-пространство – с фотогалереей, со сценой для поэтических вечеров, с магазином сувениров и кафе», – мечтает актер.
Рефлексия о себе в стихах
Первый шаг к мечте о собственном арт-пространстве уже сделан. Актер основал Клуб поэзии Александра Петрова, у которого пока нет постоянной площадки. На 22 и 23 ноября намечены первые «клубные» показы его собственного поэтического спектакля на сцене арт-холла «Музосфера». Название вечера – «Двадцать пять ноль один» – отсылает к дате рождения актера. На счету Петрова уже несколько поэтических шоу – «Заново родиться», «Планета Максимус», но, по его словам, в «Двадцать пять ноль один» будет даже больше стихов, чем обычно.
Грядущий поэтический спектакль станет своеобразной рефлексией о себе, говорит Петров: «Впоследствии программа будет меняться по содержанию, но не по своим смыслам. Этот спектакль посвящен событиям, которые переживает каждый. Декорацией станет автобусная остановка – своеобразная метафора, предложение остановиться, поразмышлять о жизни и ответить на действительно важные вопросы. Ответить стихами».
На идею создать Клуб поэзии Петрова вдохновили творческие вечера артистов, популярные в советское время: «Это же потрясающая концепция! Актер говорит со сцены о себе самом. Сейчас такого живого общения со зрителем нет, а я бы с удовольствием сходил на творческий вечер Константина Хабенского, Олега Меньшикова, Сергея Безрукова, Владимира Машкова, Юры Борисова, Вани Янковского».
Чтения в камерной атмосфере предполагается сделать регулярными, причем звучать будут стихи как самого актера, так и его любимых поэтов: Владимира Маяковского, Сергея Есенина. Членом клуба может стать любой, кто хочет писать или читать стихи, а также желает творческого общения в комфортной обстановке.
«Идея проста: зритель приходит не только чтобы посмотреть перформанс или поэтический спектакль, но и чтобы провести время в уютной атмосфере среди людей, близких по духу», – объясняет Петров.
Помимо кино актер активно играет и в театре. Успех Петрову принесли его роли в Театре Ермоловой, где он играл Гамлета и Лопахина.
«Мне одинаково нравится быть и перед кинокамерой, и на подмостках театра, – признается он. – Но настоящее волнение я все же испытываю, когда выступаю перед небольшой аудиторией. В большом зале ты чувствуешь энергию толпы, а в маленьком – буквально видишь эмоции каждого зрителя».
Математика выбора ролей
Ближайший кинопроект Петрова – комедия «Василий» Дмитрия Литвиненко, релиз которой намечен на январь 2025 г. В картине Александр играет сразу две роли – братьев-близнецов, идентичных внешне, но различных по характеру.
«Сами съемки были технически довольно сложными. Чтобы показать сразу двух братьев в одном кадре, мы использовали различные приемы, дублеров, графику. У нас была большая предварительная подготовка, чтобы грамотно распределить смены: так, в один день я играл одного персонажа, в другой – второго. Но случалось так, что приходилось переодеваться, менять грим и вживаться в шкуру другого героя прямо в течение одного дня», – делится Петров.
По его словам, во время просмотра фильма можно будет и поплакать, и посмеяться, потому что «в историю встроен наш генетический код»: «Это приключения русских людей в экзотической Мексике. Мы действительно два месяца снимали там, и страна по духу оказалась очень близка России – в плане ментальности, открытости и эмоциональности. Мексиканцы не высокомерные, очень гостеприимные. Мы работали в настоящих фавелах, у нас была охрана, вокруг полиция. Но местные вели себя дружелюбно: фотографировались с мексиканскими звездами и с нами, даже не зная, кто мы. Меня поразила их искренность, чистота».
Актер отмечает, что за годы его принцип выбора проектов не изменился: «Конечно, должна быть определенная математика. Некоторый просчет. Нужно учитывать, что лично тебе самому интересно, а что полезно для карьеры. Но я считаю, что надо оставлять какое-то место в жизни на волшебство. Бывают фильмы, когда все само собой естественно складывается. И интуиция говорит «да», и график съемок сходится, и сценарий нравится».
Петров активно развивает и международную карьеру. На его счету роли и в боевике «Анна» Люка Бессона, и в трагикомедии «Дворец» Романа Полански, и в драме «Человек божий» американки Елены Попович, где на одной площадке Александр встретился с Микки Рурком.
«Если говорить о проектах мечты, – продолжает Петров, – я бы, конечно, хотел сняться у Квентина Тарантино. В нем есть самобытность, он ни на кого не похож. Мне кажется, мы близки по духу».-