Эрнест Мацкявичюс: «Если ты не медийный, считай, тебя нет»
Телеведущий – о том, как обучают современных журналистов и где искать работу в сфере медиаCегодня работа в медиа – одна из самых привлекательных профессий. Но не все выпускники профильных вузов правильно понимают, какие требования к ним предъявляют современные СМИ, которым, в свою очередь, непросто найти квалифицированных специалистов. Телеведущий и журналист Эрнест Мацкявичюс рассказал «Ведомости. Городу», как обучают современных журналистов и чем поможет молодым кадрам сотрудничество с федеральными СМИ.
– Это инстинкт продолжения рода в духовном смысле слова. Долгое время я не соглашался идти преподавать: казалось, что, как только начинаешь кого-то учить, перестаешь учиться сам. Но когда 12 лет назад я пришел к своим первым студентам, то вдруг обнаружил, что вынужден формулировать и обращать в правила свои представления о профессии, которые существовали на уровне умозрительном или даже на уровне вдохновения. Сначала я анализировал природу успеха репортера, потом ведущего. Почему кто-то более убедителен, а кто-то менее? Почему один вызывает доверие, а другой раздражение и его хочется «выключить» или хотя бы приглушить звук? На студентах я смог отточить методики, отсечь все лишнее и уже применять это на практике.
Кроме того, я давно заметил, что ребята, которые приходили устраиваться на работу к нам на телеканал, катастрофически не соответствовали тем запросам, которые предъявляет к ним рынок и современная медиасфера. Приходилось тратить много времени на то, чтобы их переучить. А переучивать в бою достаточно сложно. Журналист, к которому на время практики прикреплен стажер, успевает что-то объяснить, но вообще-то ему есть чем заняться, и все остальные знания стажер вынужден приобретать по случаю, буквально «подбирать с пола».
Сам пройдя этот путь, я понял, что нужно создать систему, в которой студенты могут получать практические навыки уже с первого курса, а будущий работодатель – присматривать кадры еще в учебной аудитории.
Биография
Родился в 1968 г. в Вильнюсе. В 1994 г. окончил газетное отделение факультета журналистики Московского государственного университета. Карьерный путь начал еще будучи студентом, с работы корреспондентом и ведущим программы в телекомпании «ВИD». С 1991 г. по начало 2002 г. трудился на «Первом канале Останкино», телеканалах НТВ и ТВ-6. С февраля 2002 г. продолжил деятельность телеведущего на телеканале РТР (ныне «Россия»). С сентября 2008 г. ведет программу «Вести» в 20:00. С 2011 г. Мацкявичюс начал образовательную деятельность. В 2017 г. основал «Первую академию медиа» Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС). С 2021 г. Первая Академия медиа вошла в состав РЭУ им. Плеханова. С 2022 г. также руководит институтом медиа Высшей школы экономики.
– Именно из-за этой проблемы появился проект «Первая академия медиа» (институт в составе РЭУ им. Г. В. Плеханова), а позже – Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). «Первую академию медиа» мы запустили в 2017 г. на базе Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС). Тогда мы собрали небольшую, но крепкую новую модель образования, в которой журналист получает практические навыки с первого курса. Мы погружали студентов в среду, где они могли заводить новые знакомства, создавать студенческие медиа на базе вуза и имели возможность пойти на практику на федеральный канал, на радиостанцию или еще куда-нибудь. Эта модель заработала. Наш проект поддержал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Мы стали масштабировать эту модель, переехали из МИРБИС в Плехановку. Через год я получил предложение от НИУ ВШЭ реформировать их систему подготовки кадров по направлениям «журналистика» и «медиакоммуникации».
– Поменялось очень многое и продолжает меняться буквально у нас в руках. Проблема заключалась в том, что долгое время журналистике учили люди, которые давно не работают в этой сфере, либо никогда в ней не работали, либо были изгнаны за профнепригодность. В результате знания, которые получали студенты, были искаженными, устаревшими или не связанными с реальным положением дел и запросами рынка – ни с точки зрения компетенций, ни с точки зрения технологий, ни с точки зрения смыслов. Хотя сами требования к профессиональному журналисту не менялись с позапрошлого века. Журналист – это человек, жадный до всего, что происходит вокруг, неравнодушный, умеющий проходить сквозь стены, выполняя задание, работать в команде и брать на себя ответственность. Потому что скорость принятия решений, например, в нашем телевизионном деле порою гораздо важнее, чем их качество.
Но с точки зрения главного смысла профессии журналист – это врач-диагност, который ставит диагноз обществу или отдельным его представителям, а потом доносит этот диагноз до аудитории, порою очень широкой. И конечно, имеет большое значение, какие ценности исповедует этот врач, насколько он компетентен, образован и щепетилен в своих оценках или прогнозах, помнит ли главный принцип – не навреди? Понимает ли разницу между диагнозом пациенту и приговором? Важно, чтобы это был не законченный, алчный циник, главное для которого – хайп, лайк, подписка, монетизация, причем любой ценой. Нет, безусловно, медиа – это тоже бизнес, а бизнесом занимаются, чтобы зарабатывать, но только бизнес, в котором присутствует миссия, будет успешным и сможет функционировать вдолгую. В противном случае это не бизнес, а лохотрон. Ну и конечно же, журналист не может не быть гражданином, в особенности тогда, когда его стране нелегко, – достаточно вспомнить Илью Эренбурга и Константина Симонова.
– Нужно уметь систематизировать информацию, работать с текстом и, конечно, с картинкой. Сегодня миром правит картинка, зритель ею избалован. Мы все снимаем друг друга на телефон, в каждой машине стоит видеорегистратор, крупные города нашпигованы камерами. Ни одно событие, ни одно ЧП, ни одно преступление уже почти невозможно скрыть. Не случайно самыми популярными соцсетями стали те, что работают с визуальным контентом. А ведь когда-то бал правил ЖЖ!
Ну и конечно, особую роль играет образ того, кто к нам приходит с экрана. В 1989-м, поступив на журфак МГУ, я записался на газетное отделение, потому что не верил в возможность попасть в телевизор. В те годы считалось, что в кадре может работать только строгий мужчина сильно за 40, с морщинами, лысиной или сединами, с усталым лицом, потому что только такой человек способен вызвать доверие у советского зрителя. Когда мне было 23 года и я уже имел опыт репортерской работы, один известный на весь Союз журналист сказал, что в кадре я появляться не должен, потому что слишком молодо выгляжу.
Правда, через полгода я пришел в только что образованную телекомпанию НТВ, где репортеров буквально заставляли в каждом сюжете записывать стендап и отвечать за каждую тему лицом и фамилией. И через каких-то несколько месяцев мы, совсем зеленые и неопытные, но дерзкие и креативные, превратились в матерых «корров в законе», которых узнавала страна и которые по праву могли считать себя субъектами ее внутренней политики. А при определенных обстоятельствах – и внешней. Вообще, запрос на новый образ ведущего появился во второй половине восьмидесятых, когда советский эфир взорвала программа «Взгляд». Любимов, Листьев, Политковский, Захаров: обычные парни в майках и джинсах из соседнего подъезда, такие же, как мы, ну, может, немного умнее, – немедленно стали своими для миллионов зрителей. Потому что они не вещали, а разговаривали. С тех пор именно журналист, умеющий это делать, имеет все шансы на успех и популярность.
Любой публичный оратор – будь то телеведущий, шоумен, политик, актер или батюшка – сможет достучаться до аудитории, только если вызовет у нее доверие. А для этого следует не вещать, а разговаривать. У нас полстраны говорит с телевизором, и мы должны вести себя так, будто этим людям отвечаем. Даже в формате новостей, который предполагает сухую, динамичную подачу, нужно немного отпускать вожжи и добавлять разговорных человеческих интонаций, у нас их еще называют «авторскими».
– Существует такой схоластический спор: деловая журналистика – это b2b или b2c? Я уверен: и то и другое. Есть узкоспециальные форматы, где мы публикуем котировки акций и глубокую бизнес-аналитику, которую читают исключительно профессионалы. Но миссия журналиста все-таки и информировать, и просвещать, постаравшись избавиться от снобизма, тем более что мы заинтересованы в расширении аудитории. А значит, наши темы и термины должны быть понятны максимально широкому кругу читателей или зрителей. Иначе ты не журналист, а финансовый аналитик.
– Безусловно, жду, но не только этого. Журналисты в мастерской будут учиться собирать информацию, пользоваться источниками, перерабатывать текст, проверять факты. Последнее особенно важно, потому что современный зритель или читатель буквально тонет в океане сообщений и каналов, по которым к нему течет информация. Вот только каналы начали превращаться в нарезные стволы, из которых наносятся залпы по потребителю. И если у тебя нет защиты, если ты не умеешь отделять зерна от плевел – погубишь себя и нанесешь тяжелый ущерб своей аудитории, которая, между прочим, может исчисляться десятками миллионов – в твоем эфире или сетевом ресурсе.
Наши студенты, которые работают в мастерской газеты «Ведомости», в конце курса должны будут выпустить цветное приложение. И если у них получится, выпуск может стать регулярным. Несмотря на повсеместное доминирование картинки, сила печатного слова по-прежнему велика и издания на бумажных носителях сохраняют своих преданных читателей, привыкших к тактильным ощущениям. Причем, как показывает опыт «Ведомостей», речь не только о «глянце».
- Ученые, конечно, бывают чудиками, но не больше, чем все остальные: политики, бизнесмены, врачи, педагоги, сотрудники СМИ. В одной из наших творческих мастерских в ВШЭ научную журналистику преподает Сергей Малоземов. Его методика заключается в том, чтобы попробовать научить ученого легко и внятно рассказывать о сложных, только ему понятных вещах, а не погружать журналиста в глубины, скажем, ядерной физики. Поэтому записаться в его мастерскую могли студенты, магистранты и аспиранты со всех факультетов ВШЭ.
Также, думаю, никто не сможет научить человека писать лучше, чем писатель. Поэтому у нас в Плехановке в Первой Академии медиа заработала мастерская Олега Роя, автора 70 романов для взрослых и 150 книг для детей. Кстати, Олег создал еще 11 успешных мультипликационных проектов и этим опытом тоже готов делиться. Вадим Такменев научит наших студентов не только уверенно держаться в кадре, но и с нуля создавать свой телепродакшн, занятия уже идут – это в Вышке. А в РЭУ я тоже начал вести мастерскую по тележурналистике, хочу из ребят, уже умеющих снимать репортажи, писать и монтировать, подготовить профессионалов, которых не стыдно будет предлагать на разные солидные каналы, когда там возникнут вакансии. А, например, агентство ТАСС в формате индустриальной мастерской само готовит из наших студентов потенциальных сотрудников и даже зарубежных собкоров, и это – абсолютно реальная перспектива.
- Еще пять-шесть лет назад у нас в профессии, действительно, существовал кризис перепроизводства молодых журналистов. Чуть ли не в каждом вузе открылся свой журфак, который штамповал студентов с дипломами, а индустрия не знала, куда их девать, потому что «телевизор не резиновый!». Но за последние годы очень многое поменялось. Произошел взрывной скачок популярности социальных сетей, интернет-журналистики, появились форматы и средства доставки контента, о которых мы раньше не подозревали. Чего стоит один Телеграм, превратившийся за два года в полноценную разновидность СМИ. Интернет – это открывшийся нам безбрежный океан, в котором есть все: впечатления, пища, акулы, пираты, новые материки и мусорные острова из пластиковых бутылок. Он опасный и манящий, в нем можно погибнуть, а можно с успехом его покорять. В любом случае, это океан возможностей, где место найдется для всех.
- Сегодня, если ты не медийный, считай тебя нет. Невозможно развиваться успешно, если ты не превратился в СМИ. Причем неважно, кто ты: завод, вуз, цветочный ларек, самозанятый или средство от натоптышей. И тебе не надо, как раньше, выигрывать конкурс на частоту, получать лицензию, нанимать многочисленный персонал и платить социальные взносы. Достаточно просто зарегистрировать свой аккаунт в социальной сети. Вопрос только, что делать дальше. Вот сейчас ответ на этот вопрос и должны давать выпускники двух моих институтов. Кто-то будет продвигать свой собственный бренд, кто-то поможет другим, тем, кто этого не умеет – за зарплату, а кто-то, как я, по-старинке – пойдет работать на телевидение, на федеральный канал.
Кстати, руководители наших мастерских – и в Вышке, и в РЭУ – особенно не скрывают, что пришли не только как педагоги, но и как хедхантеры, которые ищут свежую кровь для своей команды. Студенты же ищут себе работу, а если получится, то и судьбу. Они сами выбирают свою карьерную траекторию, свою специализацию в профессии и приходят к тому, в кого верят, кого хотят видеть своим учителем. Это союз по любви и чуть-чуть по расчету. А значит, результат неизбежен. И наши выпускники, если, конечно, не будут лениться, получат отличный шанс – всего через несколько лет стать успешными и даже счастливыми.