«Спорт забирает детство, но это не мой случай»: чемпион мира по спортивной гимнастике Никита Нагорный
Никита Нагорный о жизненных навыках, которые дала ему гимнастика, и семейных ценностяхВ рубрике «Городские истории» известные предприниматели, спортсмены и деятели искусства рассказывают о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи и многое другое. Гость этого выпуска — трехкратный чемпион мира, восьмикратный чемпион Европы и Олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Никита Нагорный.
Никита Нагорный родился в Ростове-на-Дону. Мама была гимнасткой, а дед — футболистом, играл в «Ростсельмаше» и сборной Армении по футболу. Неудивительно, что оба этих вида спорта с детства были в его жизни. В 15 лет Нагорный переехал в Москву, где продолжил активно заниматься спортивной гимнастикой в училище олимпийского резерва. У спортсмена множество наград — он трехкратный чемпион мира, шестикратный чемпион Европы в личных и командных дисциплинах, чемпион Олимпийских игр (взял две бронзы — в упражнениях на перекладине и личном многоборье — и золото в командном первенстве на Олимпиаде в Токио в 2021 г.). В 2018 г. он женился на чемпионке мира и Европы по спортивной гимнастике Дарье Спиридоновой. Тогда же открыл собственный гимнастический клуб «Академия чемпионов», в котором сегодня занимаются уже порядка 200 воспитанников. С 2020 года спортсмен является начальником главного штаба детско-юношеского движения «Юнармия». В интервью «Ведомости. Город» Никита Нагорный рассказал о том, почему гимнастика — это база для любого вида спорта, и какие традиции присущи семье атлетов.
Столица меня встретила не очень дружелюбно. В Москву из Ростова-на-Дону я приехал в 15 лет вместе со своим приятелем Дмитрием Ланкиным, с которым мы вместе тренировались со 2 класса. До этого я был в столице проездом и видел лишь ее парадную часть — Воробьевы горы, Красную площадь. На вокзале нас никто не встречал и нам надо было добраться до училища олимпийского резерва самостоятельно.
Мы сели в метро, сделали пересадку и заплутали. Телефоны разрядились, мы вышли из подземки и не понимали, что делать дальше. Холод, ветер, метель, денег нет. Мы еще в легкой одежде, потому что в Ростове-на-Дону зима теплая, как местная осень. Мы стали подходить к таксистам, просить о помощи. В итоге третий водитель, к которому мы обратились, согласился бесплатно нас отвезти. До пункта назначения мы доехали буквально за пять минут. Такое вот было знакомство с городом. Общежитие при училище находилось в Первомайском районе, на Парковой улице. Здесь я прожил больше четырех лет.
В Москве я стал самостоятельным
Конечно, я скучаю по родному городу, всегда по возможности стараюсь приехать. Возвращаясь в Ростов, я чувствую себя по-настоящему дома, здесь мои самые близкие и родные люди. Все пропитано моим детством — будь то бабушкины перемячи (татарское блюдо — жареные пирожки с мясной начинкой. — Прим. ред.) или магазинчик, где я брал чипсы в долг, а мама потом на меня ругалась.
Но в Москве я, наконец, стал самостоятельным. Я всегда хотел быть ответственным за себя. Я даже немного завидовал ребятам, с которыми тренировался в Ростове. Они жили в интернате при спортшколе, и после занятий были предоставлены сами себе, я же был под опекой и контролем родных.
Говорят, что профессиональный спорт забирает детство, но это не мой случай. Боюсь представить, где бы я был и какой бы была моя жизнь, если не спорт. Я всегда был коммуникабельным и никогда не чувствовал себя одиноким. В общежитии я приобрел много друзей. В здании было четыре этажа, на каждом жили спортсмены определенных дисциплин. Например, на втором — борцы, дзюдоисты, боксеры, на третьем — гребцы, легкоатлеты. Я дружил со всеми и бегал по этажам — то с одним боксирую, то с другим борюсь. Такой обмен спортивным опытом. Это была целая эпоха.
Точки притяжения
Прежде чем обзавестись собственным жильем, я с товарищем снимал квартиры в районе Курской и Белорусской. Мы могли, например, арендовать жилье на неделю — в перерыве между соревнованиями.
В 2016 г. мы с моей женой Дарьей Спиридоновой привезли серебро с Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Вернувшись домой, мы поняли, что жизнь крепко связывает нас с Москвой, и решили, что пора купить свое жилье. Мы взяли квартиру в Павшинской пойме, для нас это было невероятное событие. Тогда там не было ничего — пустырь, где местные гуляли с собаками, жарили шашлыки. Сейчас это целый город с инфраструктурой, в котором есть все — от спортивных площадок и велодорожек до уютных кафе. Через дорогу метро, торговый центр «Вегас», фитнес-клуб, в котором мы проводили кучу времени. Летом у них есть открытый бассейн, и на юг ехать не надо. Павшинская пойма — одно из самых дорогих мест для меня.
Год назад мы переехали в собственный дом. Мы начали строить его во время пандемии, когда отменились все соревнования, поэтому финансово было тяжело. Но свой дом — мечта всей моей жизни.
Дело жизни
Обычно мой день начинается c тренировки. Я еду на спорт-базу под Лобней, а на обратном пути пару раз в неделю заезжаю в «Академию чемпионов». Это мое детище, которое существует с 2018 г. На первом этапе я вложил туда порядка 10 млн руб. и продолжаю это делать. На моменте запуска у меня была только четверть суммы — приходилось брать взаймы. Первый человек, который мне дал в долг 2,5 млн руб., была моя жена, причем тогда еще мы не были расписаны.
В Академию я вложил не только деньги, но и душу. Через наш клуб прошло уже больше 1000 детей, а сегодня у нас на постоянной основе тренируются около 200 детей — есть те, кто уже получил разряд и выступает на соревнованиях. Гимнастика — это базовый вид спорта для становления любого человека. Неважно, чем вы будете заниматься дальше. Гимнастика дает возможность каждому полноценно развиваться и совершенствоваться.
Еще одна точка в Москве, где я часто бываю, — Лефортово. Здесь находится главный штаб «Юнармии», который я возглавляю. Движение существует пять лет, и у нас уже более 1 млн человек. Дети сами приходят к нам, осваивают новые специальности на практике, это помогает легче определиться с новой профессией. Если мы хотим, чтобы дети были полезны своей стране, в них нужно вкладывать только хорошее.
Семейные традиции
У нас с женой есть воскресный ритуал. Воскресенье — это ленивый день, когда можно поспать подольше, выгулять собаку, собраться и поехать бродить по центру. Два-три раза в месяц мы бронируем столик в одном из двух любимых кафе и едем туда завтракать. Это Friends forever и Breakfast — они находятся рядом, буквально в одном доме на Малой Никитской, и в любое время дня там подают завтраки. Напротив есть храм Большое вознесение у Никитских ворот. Пока заказ готовится, мы идем в церковь, чтобы поставить свечки. Я верующий человек, и для меня это важно.
Всегда говорят, что Москва — это суета, здесь люди злые. Но это зависит от вашего восприятия. Здесь есть и прекрасные, расслабленные места. Я очень люблю маршрут от Кузнецкого моста до парка «Зарядье». Люди сюда приезжают отдохнуть, послушать музыкантов, посидеть в кафе. Я сам все чаще и чаще туда приезжаю, хожу от кафе к кафе, останавливаюсь, подпеваю музыкантам, в этом всем чувствуется настоящая жизнь.