Интерьерная лихорадка: как изменится облик столичных квартир
Дизайн домов и квартир может стать проще и демократичнееРяд зарубежных магазинов строительных и хозяйственных товаров приостановили или завершили свою работу в России. Среди них ИКЕА, OBI, и JYSK. Дизайнеры интерьеров уверены, их уход с рынка не критичен. В моду войдут демократичные интерьеры, и люди начнут давать вторую жизнь старым вещам, в новом исполнении. Как изменятся облик столичных домов и квартир — в материале «Ведомости. Город».
Московский рынок всегда был разнообразен на дизайн, что позволяло клиенту даже при небольшом бюджете выбирать из множества вариантов, говорит дизайнер интерьеров Надежда Кузина. Среди особенно популярных стилей был расслабленный и неформальный mid-century. «Для него характерна свободная планировка, мебель не прижата к стенам, низкие предметы — кресла, тумбы, а также яркие и абстрактные принты», — добавляет Кузина.
Не меньшей популярностью пользовался стиль контемпорари. «Городской стиль без явных отсылок к каким-либо историческим течениям. Основная идея в том, чтобы не пытаться повторить какой-либо выверенный стиль. Это спокойные интерьеры с примесью авторских предметов, которые сложно отнести к другим стилям», — объясняет дизайнер.
В пандемию также появились тренды на скандинавский стиль и джапанди, добавляет эксперт, поскольку они стремятся к простоте и к гармонии с миром. В случае с первым — это уютные и подчеркнуто простые домашние интерьеры без пафоса. Для него характерны простые формы, чаще из 50-х годов, светлые тона дерева, белые стены, минимум текстиля, акцент на фактуры, а не на орнамент. «Простые формы мебели, воздушные тона, часто добавляется песочный, голубой цвета», — поясняет специалист.
Джапанди же смешивает в себе скандинавский и восточный стили. Его отличает наличие черных акцентов, пустота и прямые линии, геометричность, асимметричность и природные цвета материалов (коричневый, оливковый, яшма).
«Если воплощать только визуальную часть этих двух стилей — смотреть на картинку, а не на то, из чего сделано, — эти стили помогают экономить. Клиент получает хороший, чистый дизайн, при этом тратит меньше, чем если бы делал эклектику, например», — поясняет дизайнер.
Демократичнее и проще
Скандинавский стиль и джапанди продолжат пользоваться популярностью у москвичей, считает Надежда Кузина. Их, по словам дизайнера, легко повторить и без тех вещей, которые продавали IKEA и OBI. Сейчас многие магазины в разных ценовых сегментах предлагают лаконичную мебель. «Из недорогих, например, SK design, стулья Top Concept, чуть дороже — Cosmorelax, Inmyroom», — добавляет она.
Но из-за нарушения логистических цепочек и небольшого ассортимента товаров интерьеры могут стать однотипными, предполагают эксперты. «Срываются поставки и отлаженная логистика европейской и американской интерьерной продукции — мебель, отделочные материалы, декор, ткани. Складские остатки в Москве просто разметают», — объясняет основатель и директор онлайн-галерии SMART Наталья Хацела.
Чтобы разнообразить проекты, дизайнерам придется играть с цветом, рассуждает дизайнер интерьера Екатерина Волкова. По ее словам, санкции могут притормозить развитие рынка дизайна интерьеров в России и «новых интерьерных фишек» не будет.
Другого мнения придерживается Надежда Кузина. По ее словам, люди будут уходить от использования ярких цветов и отдавать предпочтение бежево-кремовым, природным оттенкам. «Дело не только в цене воплощения. Когда клиент думает, что выбранный интерьер останется с ним навсегда, он отдает предпочтение самым универсальным и нейтральным оттенкам», — объясняет дизайнер.
Из-за стремления к простоте и нейтральности москвичи также могут отказаться от орнамента в обоях. Сейчас, по словам Кузиной, люди выбирают обои под покраску, либо просто красят стены. «Но если же хочется орнамента, то выбирают абстрактные обои. Набирают обороты орнаменты fluid art и тонкая линейная геометрия», — объясняет дизайнер.
Обычно обои закупали в Великобритании. Например, один из популярных брендов в среднем ценовом сегменте — York, добавляет Надежда Кузина. Рулон этих обоев можно было купить за 6000-8000 руб. «Но из-за логистических проблем компании пока не принимают заказы на York. Ценники на них сейчас убрали с сайта», — говорит эксперт.
Эти обои, по словам дизайнера, может заменить российская марка Loymina. Их стоимость варьируется от 6000 до 11 000 руб. за рулон. «Они в два раза шире стандартных, поэтому средний чек такой же, как ранее был у York, в этом плюс», — уточняет Кузина.
Помимо Loymina на замену английским обоям может прийти отечественный бренд Milassa. «Летом такие обои стоили порядка 5000-6000 руб. Сейчас мы видим по 6800 руб. Количество дизайна не такое широкое, как у York, но у Loymina и Milassa тоже есть из чего выбрать», — подчеркивает Кузина.
По словам специалиста, при желании обои с необходимым дизайном можно изготовить у фресочников. Один квадратный метр в среднем обойдется в 3000 руб.
Екатерина Волкова считает, что сейчас москвичи начнут заменять натуральные материалы имитацией. «Вместо натурального камня — искусственный или керамогранит. Вместо массивной доски на полу — ламинат или паркетная доска, вместо клинкерного кирпича на стенах могут использовать обои с рисунком под кирпич», — поясняет дизайнер.
Сюрпризы рынка
Из-за роста цен часть дизайнерских проектов временно заморожена, но потребность в комфорте, эстетике и интеллектуальном наполнении своего дома остается, особенно в элитных кругах, говорит Наталья Хацела из SMART, поэтому работа продолжается.
По словам генерального директора маркетплейса мебели и декора Inmyroom Галины Цыбуля, средний чек увеличился примерно на 20%. Маркетплейсу пришлось оперативно выстроить систему быстрого пересогласования с покупателем в случае изменения цены поставщиком на оформленные заказы. Это очень энергозатратная схема, но покупателям сейчас важно не только получить товар, но и зарезервировать его до очередного повышения цен, говорит эксперт. По ее словам, в большинстве случаев клиенты спешат доплатить разницу, чтобы получить заказ. В случае если повышение цены для покупателя неприемлемо, интернет-магазин возвращает деньги.
В свою очередь, российские поставщики решают производственные проблемы, наполняя склады необходимыми комплектующими. «Крупные производства закупили материалы, чтобы бесперебойно работать 3-4 месяца», — добавляет Евгения Жданова.
Происходящее на рынке интерьеров может сказаться и на цене ремонтных работ, говорит Надежда Кузина. Исходя из своего опыта эксперт делит проекты на три категории: эконом, средний уровень и бизнес. В первом случае москвичи крайне редко нанимают дизайнеров или же отдают предпочтение новичкам. Стартовая цена за квадратный метр останется на прежнем уровне — 20 000 руб. — ниже не будет, предполагает эксперт. «Возможно, решения будут временными: ремонт на ближайшие пару лет, а дальше посмотрим. Либо же будут делать ремонт без наполнения: унитаз есть, а кровать купят на «Авито» или оставят старую», — поясняет она.
В среднем сегменте раньше ремонт мог обойтись от 80 000 до 200 000 руб. за квадратный метр. За эту сумму, по словам дизайнера, можно было бы получить микс из качественных и недорогих материалов. Например, на распродажах купить американский свет или обои и отдать предпочтение кухне из «Икеа». Сейчас же, по словам Кузиной, придется покупать товары отечественного производства.
В бизнесе же стоимость проектов варьировалась от 200 000 до 300 000 руб. Здесь чаще всего использовались европейские отделочные материалы, например испанский керамогранит, европейская электрика — ABB, Jung, Berker и сантехника Bette, Kaldewei, Laufen, Hansgrohe. Мебель, как правило, создавалась на заказ в России, отдельные предметы — стулья, кресла — иногда покупались в Европе. В сравнении с прошлым годом ремонт бизнес-уровня стал дороже: цена на отечественную продукцию увеличилась на 30%, а на европейскую — от 50% до 70%, объясняет Кузина.
Эксперты сходятся во мнении, что происходящие события могут стать толчком для развития отечественных производств, поскольку спрос необходимо удовлетворять. Такое уже случалось во время кризиса в 2014 году, когда евро вырос до 100 руб., отмечает Евгения Жданова. «Тогда создали производства, ориентированные на замену импортных товаров. Здесь можно говорить о столярных производствах, производстве мебели, предметов освещения, отделочных материалов», — объясняет дизайнер.
Так в интерьерах московских домов и квартир могут появиться национальные мотивы: активнее начнут развиваться промыслы и ремесла, говорит Евгения Жданова. «На базе наших традиций можно создать большое количество декоративных предметов, акцентной мебели, красивых предметов для дома. Сейчас время хендмейд вещей», — поясняет она.
По мнению специалиста, грядет период «тюнинга» — люди начнут давать вторую жизнь старым предметам: «Старые вещи начнут переделывать и наделять новым смыслом, новыми свойствами, у предметов начнут появляться новые декоративные образы».
Кроме того, у российских дизайнеров интерьеров есть опыт создания авторской мебели и предметов освещения совместно с отечественными производителями. По мнению Ждановой, такое сотрудничество может вновь набрать обороты. Переход на отечественную мебель позволит потребителю быстрее сделать ремонт или реставрацию в случае необходимости. К тому же, замена бракованных изделий у импортных производителей — это сложный и многомесячный процесс, а в России вопросы замены дефектов решаются быстро, говорит она.
В целом же, по ее мнению, у России получится заменить зарубежную продукцию на отечественную, но на это потребуется время. «Здесь можно говорить о периоде становления и выруливания ситуации на понятные рельсы, думаю, через 4-6 месяцев, когда будут решены вопросы поставки всех комплектующих, когда выстроят новые товарные цепочки и системы сбыта», — заключила Жданова.