Поймать вдохновение. Как генерировать новые идеи
Советы экспертов и предпринимателей для развития креативного мышленияВ век жизни на высоких скоростях креативное мышление считается одним из ключевых навыков. Оно помогает быстро реагировать на возникшие проблемы и находить выход из сложных ситуаций в разных областях, а также быть конкурентоспособным.
В начале прошлого века социальный психолог Грэм Уоллес на основе опыта художников и ученых создал одно из первых описаний стадий креативной деятельности. Большую роль в описании играли озарение и бессознательные процессы. Позднее, в 1950 г., президент Американской психологической ассоциации Джой Пол Гилфорд призвал ученых исследовать когнитивные механизмы в основе креативности. Так ее стали изучать как личностную характеристику, которая дана каждому человеку.
Современные исследования в сфере когнитивной и социальной психологии говорят о том, что главное влияние на развитие творческих способностей, в том числе креатива, оказывают не врожденные данные, а среда и воспитание. Это означает, что креативность как навык можно развить.
Востребованный навык
В 2016 г. авторы доклада The Future of Jobs, который представили на Всемирном экономическом форуме в Давосе, прогнозировали, что к 2020 г. работодатели в большинстве случаев будут ценить в сотрудниках критическое мышление, умение комплексно решать проблемы и креативность. Прогнозы подтвердились. В 2020 г. аналитики LinkedIn опубликовали исследование Workplace Learning Report, сделанное на основе данных специалистов в области обучения и развития персонала, учащихся и менеджеров, ответственных за внедрение образовательных технологий по миру. Выяснилось, что креативность – самый востребованный мягкий навык при приеме на работу.
Как свидетельствует опрос, проведенный компанией интернет-рекрутмента HeadHunter в конце 2021 г., навык креативности среди российских работодателей вошел в десятку самых востребованных. «Под креативностью в широком смысле подразумевается способность действовать в ситуации неопределенности, решать нестандартные задачи такими же нестандартными способами. Чаще можно встретить и требования к наличию креативного мышления», – объясняет Олеся Плотникова, руководитель направления подбора и адаптации персонала hh.ru.
В 2021 г. креативность упоминалась в 187 000 вакансий, опубликованных на hh.ru. Для сравнения: в 2020 г. такие требования упоминались в 98 000 вакансий. «В 2021 г. чаще всего креативность встречается в вакансиях, связанных с маркетингом, рекламой, PR (76 000), продажами (47 000), IT (33 000), искусством, развлечением, масс-медиа (29 000), а также для студентов и молодых специалистов без опыта работы (14 000)», – добавила Плотникова.
Бизнес может существовать и без креатива, говорит проректор по финансам и развитию бизнеса Московской школы управления «Сколково» Александр Ким. Но тогда срок его жизни будет ограничен. «Наше время предъявляет новые требования ко всем индустриям и отраслям, даже традиционным, – поясняет Ким. – Креативные решения в бизнесе всегда давали конкурентные преимущества. Сейчас каждый день подкидывает новые вызовы и неопределенность, формируя безграничный спрос на креативность».
Развить нетипичное мышление
Как считает автор образовательных программ по развитию креативного мышления Михаил Герасимов, на успешную генерацию идей влияют разные факторы — от настроения до организационной структуры компании. Инновационному мышлению сотрудников способствует автономия в принятии решений, ощущение важности своей работы, доступ к различным ресурсам, поддержка рабочей группы. В то же время чрезмерная нагрузка, жесткая оценка идей создают препятствия.
Креативность мышления может повысить пешая прогулка или путешествие. «Она сохранит эффект, даже когда вы вернетесь в офисное кресло. Или можно отправиться в путешествие: ученые выдвигают гипотезу, что физическое дистанцирование от проблемного поля может привести к новым решениям», – объясняет Герасимов.
Чувства тоже влияют на возможность находить новое. Страх сковывает мышление, а предчувствие положительного результата – наоборот, улучшает креативность. «Слишком сильный стресс мешает строить длинные ассоциативные цепочки в поисках идей и затруднит работу с памятью в процессе разработки, – добавляет Герасимов. – Умеренный стресс может повысить вовлеченность и приведет к оптимальному использованию когнитивных ресурсов».
Способность креативно мыслить зависит и от восприятия себя. «Люди с верой в то, что они способны добиваться определенного творческого результата, лучше проявляют нестандартное мышление. Также в креативности успешны люди с высоким эмоциональным интеллектом и умением описывать свои собственные эмоции», – объясняет Герасимов.
Куратор группы компаний ИКРА, основатель креативного бюро «Штурмовая», тренер креативного мышления Андрей Стифеев рекомендует креативить в хорошем настроении. «Вы должны быть максимально открыты тому новому опыту в идее, который сами же и сгенерируете. Во внешней среде все просто: подготовьте место, куда будете записывать идеи, пригласите друзей или коллег, это вам поможет».
Средовые факторы тоже оказывают влияние на способность мыслить креативно. В частности, помогают слабые связи – общение с людьми не из своего стандартного окружения. Это дает доступ к разнообразному опыту и знаниям.
Процесс разработки идей можно выстроить при помощи различных методов. По данным немецких исследователей, если дать группе несколько поддерживающих стратегий и подчеркнуть, что решения должны быть оригинальными, креативная продуктивность участников вырастает.
В этом поможет метод декомпозиции, считает Герасимов: «Вы разбиваете задачу на разные направления разработки, каждое из которых может повлиять на решение проблемы. Здесь важно переключить мозг с генерации конкретных решений на категории решений. Когда составили список заранее разных направлений разработки, можно устроить десятиминутные сессии на разработку каждого из них последовательно».
По словам эксперта, декомпозицию можно использовать как в рамках брифинга группы, с которой вы хотите подумать над свежими решениями, так и индивидуально.
Для продуктивной генерации идей Герасимов предлагает использовать чередование режимов, поскольку классический мозговой штурм часто дает сбой с точки зрения результативности: «Если у вас был мозговой штурм на десять человек, то вы наверняка обращали внимание на то, что через пару минут кто-то замолкает, не в силах дождаться своей очереди. Чтобы нивелировать эту проблему, лучше добавить смешанные и гибридные форматы мозговых штурмов».
При смешанном мозговом штурме каждый член группы вначале работает индивидуально. Через 10 минут генерации участники по очереди зачитывают свои идеи, вычеркивают повторы и предлагают усиления по понравившимся вариантам. «На втором этапе, когда идеи у всех уже записаны, начинается классический мозговой штурм. Из-за отсутствия контактов членов группы между собой на первом этапе уменьшается вероятность того, что команда будет думать в одном направлении. За счет этого повышается гибкость мышления», – объясняет Герасимов.
К гибридным форматам можно отнести брейнрайтинг 6-3-5. Он подразумевает работу группы из шести человек, где каждый должен написать три идеи за пять минут на отдельном листе бумаги. Через пять минут лист передается соседу справа. После каждый член группы пишет три новые идеи, отталкиваясь от того, что ему передали. Можно писать и новые идеи. Так происходит шесть раз, пока лист с идеями не вернется к первоначальному автору. «При благоприятном исходе через полчаса работы на столе будет 108 идей. Метод работает через постоянное стимулирование новыми неожиданными идеями от соседей и постоянно выбивает вас из вашего седла мышления», – говорит эксперт.
Если в генерации идей произошел тупик, ситуацию можно решить двумя способами. Первый – использовать случайные стимулы (найти любой стимул, никак не связанный с проблемой, и попытаться от него оттолкнуться). «Например, мы хотим, чтобы сотрудники реже брали больничные и больше занимались спортом. Возьмем что-нибудь не связанное с этим, например музей. Ждем, пока наш мозг начнет подсказывать решения, – объясняет специалист. – Музей может привести к выставке спортивных достижений сотрудников или к розыгрышу билетов на культурные мероприятия за шаги, которые ты пройдешь в этом месяце. Любое слово или картинка создают пучок новых ассоциаций, которые могут подтолкнуть к новому витку мыслей».
Второй – расфокусированное мышление. Необходимо задействовать память и вспомнить, чем занимались, когда вдруг приходило неожиданное и яркое решение. «Скорее всего, делали что-то отвлеченное. Когда мы перестаем напряженно решать задачу, мозг по инерции продолжает над ней думать и задействовать другие участки памяти, искать идеи в разных неожиданных направлениях и подбрасывать их нам, когда мы ничего от себя не ждем», – рассказывает специалист.
Герасимов порекомендовал начать креативить с декомпозици, затем выбрать классический, смешанный или гибридный мозговой штурм, а если идея не найдена, то переходить на случайные стимулы. Позже дать себе время, когда будете делать нечто отвлеченное, чтобы включилось расфокусированное мышление.
В свою очередь Андрей Стифеев порекомендовал использовать методологию CRAFT, которая помогает находить оригинальные идеи с помощью формирования новых отношений между аудиторией продукта и самим продуктом.
«Например, вы создаете барбершоп. Вы знаете, что рынок перенасыщен одинаковыми и хотите создать уникальный. Что может отталкивать аудиторию от барбершопов? Долгие стрижки, часто это занимает полтора-два часа просиживания в кресле. Как мы можем придать еще больше пользы? Можем синтезировать формат барбершопа с лекторием и приглашать экспертов на бесплатную стрижку, а они будут читать свой материал пока их стригут, остальные гости будут слушать. А чтобы увеличить пользу не только для аудитории, но и для самого барбершопа, приглашать мы их будем в непопулярные часы».
Если придумать что-то нужно здесь и сейчас, то следует прибегнуть к использованию базового алгоритма креативного мышления, считает Стифеев. «Он состоит из трех простых шагов: фокусировка, генерация, фильтрация. Сначала формулируем задачу на придумывание. Далее генерация – она предполагает, что в течение некоторого времени вы будете записывать все идеи, какие приходят в голову. Неважно, подходят они или не подходят, записывайте все, работая на количество. Третий этап – «фильтрация»: сформируйте список объективных критериев отбора и отфильтруйте идеи», – объясняет эксперт. Самое главное, по словам Стифеева, выполнять все шаги отдельно друг от друга.
Тактики управленцев
Сооснователю и директору по развитию медико-генетического центра Genotek Артему Елмуратову развивать креативное мышление помогает чтение. «Я стараюсь в свободное время изучать что-то, не связанное напрямую с работой. Например, читаю труды философов или смотрю онлайн-курс об истории мифов. Когда ты узнаешь мир с разных сторон, это влияет на креативность», – рассказывает он. Помогает и включение в работу над некоммерческими проектами, которые требуют свежего взгляда. «Мы с группой единомышленников из числа предпринимателей и топ-менеджеров безвозмездно составляем стратегию развития для одного из городов в Ивановской области», – делится предприниматель.
Вдохновляет Елмуратова посещение популярных творческих локаций столицы. Среди них центр дизайна ArtPlay и музей современного искусства «Гараж», Московская школа управления «Сколково».
Городское пространство вдохновляет и Кима. «Я выделяю Новый Арбат. Есть какое-то ощущение широты и стремительности, особенно летним утром в выходной день. Клубное пространство Noodome в Романовом переулке. На верхнем этаже с выходом на террасу можно почитать в тишине книгу и спокойно подумать. И кампус Московской школы управления «Сколково», по сути, воплощение духа креативности со своей энергетикой», – рассказывает он.
Над своим креативным мышлением Ким продолжает работать, используя несколько способов. Он предпочитает обсуждать вопросы или кейсы с разными людьми, в том числе и в формате брейнсторминга. Это позволяет найти интересные решения и варианты, а также формирует среду для сочетания разных мнений и вариантов решений.
Помогает в развитии креативности и чтение книг, считает Ким. «Особенно фантастики и исторических произведений, – объясняет он. – Авторы очень интересно определяют будущие тренды». Изучение различных бизнес-кейсов тоже дает возможность посмотреть на ситуации под другим углом. «Очень часто, разбирая на программе Executive MBA различные кейсы, ты понимаешь, что не нужно изобретать велосипед и можно чуть-чуть адаптировать уже существующее решение для текущей ситуации», – уточняет Ким.
Ресторатору, шеф-повару Buro Tsum и Grace Bistro Владимиру Чистякову в развитии креативного мышления помогает насмотренность. «Путешествия, люди, взгляды на еду, на жизнь, на какие-то ароматы, возможно не связанные с едой», – рассказывает он. Также Чистякова вдохновляет город. «Китайгородские холмы – район, по которому я очень люблю гулять, дворики. Люблю Пречистенскую набережную – она суперсвободная, воздушная, там очень много пространства и объема, что позволяет погрузиться в мысли, помедитировать и отключиться от работы, подумать о красках, вкусах», – объясняет ресторатор.
К развитию своих сотрудников Чистяков подходит ответственно. Это, по мнению ресторатора, одна из задач шеф-повара.
«Есть задачи, которые ставлю перед ними: реализовать мои идеи, как они их видят, с моих слов придумать какую-то форму, еду, вкусы, – поясняет Чистяков. – Наоборот, мою еду пересобрать, сделать более интересную подачу, со своим взглядом. В процессе объясняется, что правильно, что неправильно, как должно быть, как не должно, чтобы они искали свой стиль».
Насмотренность, по мнению ресторатора, важна не только для шеф-повара, но и для его команды. Чистяков отправляет своих сотрудников в другие заведения: «Чтобы они ходили, смотрели, называю какие-то места, что и где им надо попробовать, чтобы что-то отзывалось, или же мы ходим вместе».
Основатель Детской международной школы программирования и дизайна Coddy Оксана Селендеева в развитии креативности не использует каких-то специальных методик. Ей помогает любопытство. «Я изучаю и анализирую бизнес-модели и креативы предпринимателей из разных сфер, – говорит она. – Обращаю внимание на интересные коллаборации, продукты, сервисы и кросс-функциональное взаимодействие внутри холдинга или компании. Меня вдохновляют люди, которые многого достигли в своем развитии – личностном, профессиональном, социальном».