Михаил Тройник: «Обычно я долго разгоняюсь, но потом меня не остановить»
Интервью с актером театра и кино – о том, как выбраться из «типажа провинциала»В ноябре на экраны вышла приключенческая семейная комедия «Папаша в бегах». Исполнитель главной роли актер Михаил Тройник рассказал «Ведомости. Городу», как новый фильм, возможно, подготовил его к будущему отцовству.
Михаил Тройник известен зрителям по фильму «Вызов», сериалам «Иванько», «Чики», «Библиотекарь». В новом проекте он играет сибиряка Толю, который узнает, что его жена (в исполнении Ирины Горбачевой) беременна – и сбегает на вахту. А потом, сам того не желая, становится «похитителем» подростка-беспризорника и скрывается с ним по лесам и болотам от полицейской погони, пробираясь из Тюмени в Когалым.
– Вначале меня действительно часто приглашали играть провинциалов. Но в последнее время, к счастью, пошли уже другие роли. Говоря о разнице между формой и содержанием, можно вспомнить спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская» по пьесе польского драматурга и писателя Витольда Гомбровича в Театре наций, где я играл, там эта тема прекрасно отражена. Сам Гомбрович выглядел как аристократ, но при этом разговаривал как абсолютный маргинал, что подтверждают сохранившиеся аудиозаписи. Вот это, по-моему, яркий пример двойственности. У меня, кажется, по-другому.
Есть актеры с однозначными природными данными, а у меня они пластичные. Хочется не надоесть зрителю и самому не застрять в одном амплуа. Я хочу работать с самыми разными жанрами: участвовать и в суперандерграундных проектах, и в массовых. Чтобы были и фильмы интересные, и сериалы.
– Константин Аркадьевич – это про абсолютную преданность искусству, про служение, про то, что роль надо играть честно. Вот тебя предал друг – так и играй с этой болью, без иронии, напрямик. Железная дисциплина, способность хоть в пять утра мгновенно включаться в работу, быть собранным всегда, делать много дублей – это все я получил от моего учителя. И тому, что любая импровизация должна быть хорошо подготовленной. Райкин – мастер, выбравший меня из сотен других абитуриентов, человек, открывший дверь в профессию. До сих пор веду с ним внутренний диалог, когда возникает необходимость, – он уже со мной навсегда. В «Гоголь-центре» я испытывал счастье от свободы творчества, когда спонтанно рождались идеи. Там был такой гармоничный кокон, в котором мы существовали. Знаете, я уверен, что, выходя на сцену или на съемочную площадку, мы попадаем туда не одни, а вместе со своими учителями, несем то, что они нам передали.
Сейчас я играю в премьере Театра наций «Последнее лето».
– Да, беру мелодии, с которыми пережито нужное настроение. Порой даже на контрапункте, противопоставлении выходит. Например, готовясь к спектаклю «Мертвые души» в «Гоголь-центре», слушал шансон – коллеги очень удивлялись. А для постановки «Последнее лето» я в Нижнем Новгороде купил на блошином рынке фотографию белого офицера, с подписью «25 июля 1916 г.» – как раз то время, когда происходит действие пьесы.
Порой требуется даже физическое присутствие, ощущения. Для роли священника в сериале «Чики» ездил на Афон. Когда на первом курсе нужно было показывать животных в театральном училище, то я стал чуть ли не завсегдатаем Московского зоопарка и долго простаивал у клетки белоголового сипа – хищная птица уже смотрела на меня с подозрением.
– Хочется попробовать – написать сценарий, затем его реализовать. Хочется, чтобы это была понятная человеческая история – негромкая, лирическая, с паузами – вроде «Осеннего марафона». Пока слишком занят актерством, но я все равно не оставлю эту затею и сейчас снимаю этюды, монтирую. В принципе, у меня много амбиций, но я о них не говорю вслух, берегу в себе.
– Отчасти да. То, что происходит со мной сейчас, обнадеживает. Однозначно процент везения в этом присутствует. Правда, все происходит совсем иначе, чем ри- совало мое воображение когда-то. Но это еще лучше, поверьте, и я ловлю радость в сегодняшнем дне. С удовольствием играю в Театре наций, снимаюсь в сериале «Дайте шоу», в полнометражном фильме «В баню!». Жду выхода сериалов «Первый класс», «Дело Германа» и «Этерна» в будущем сезоне. И на прошлой неделе на экраны вышел фильм «Папаша в бегах».
– Ярослав – талантливый парень, мы без проблем нашли общий язык. Тем более что и с командой нам повезло – воодушевление буквально исходило от каждого члена съемочной группы. Режиссер Алексей Южаков шесть лет занимался своим детищем, и у всех была настолько искренняя вера в проект, что это физически чувствовалось. Плюс в Тюмени не только природа удивительная, но и народ замечательный!
Вообще, все проекты, в которых принимал участие, меня раскрывали как человека, а еще случаются сюрпризы, когда вдруг ты совершаешь для себя открытия там, где совсем не ожидал. В «Папаше в бегах» я открыл для себя тему отцовства.
– Наверное, желание впечатляться. Я это качество берегу в себе. Могу просто идти по улице и обратить внимание на колоритную пару в кафе, или на смешную собаку, или на красивый пейзаж. Театральный сюжет меня способен задеть за живое, и кино тоже, даже если это мейнстрим, как, например, фильм, который нравится всем – «Интерстеллар», он меня потом долго не отпускал. Жаль, что из-за плотного графика я уже не могу смотреть такое громадное количество фильмов, как раньше. Часто путешествовать тоже уже не получается. Раньше мог вырваться спонтанно на один день, к примеру, на Алтай, а теперь это стало сложнее.
– Задушевное Замоскворечье, улицы рядом с метро «Китай-город» настолько милые, древние, и все эти холмы, церкви... После окончания института я арендовал комнату на Покровке в Потаповском переулке и был по-настоящему очарован местной аурой. Знаю, что там же, в Потаповском, когда-то жил Борис Пастернак... Мне нравится заходить в симпатичные кафе на Солянке, в эти чудесные подвальные книжные магазины. Это как путешествие в прошлое.