Британский полтергейст и опасные незнакомцы: новые триллеры осени
Тем, кто хочет испугаться как следует – обзор новых страшных фильмов и сериалов«Кошки-мышки» (Cat Person)
Для кого-то плохое свидание и странный ухажер означают испорченный вечер или новую тему для сплетни с подругой. Для автора The New Yorker Кристин Рупениан это стало поводом для целого рассказа под названием «Кошатник». Героиня истории Кристин, 20-летняя студентка Марго, познакомилась с довольно милым молодым человеком Робертом – и по мере их сближения все меньше внимания обращала на то, как сильно расходится виртуальный образ мужчины с реальностью. Даже тот милый факт, что он держит кошку, оказался ложью – но узнала Марго об этом лишь оказавшись у Роберта дома на первом серьезном свидании.
На этой детали строит свое кино «Кошки-мышки» и режиссер Сюзанна Фогель (сериал «Бортпроводница», фильм «Шпион, который меня кинул»). Она превращает рассказ про недопонимание между полами в сатирический триллер про доверчивых женщин и опасных мужчин, которые прикидываются кошатниками чтобы показаться безобидными.
В начале на экране появляется эпиграф – цитата писательницы Маргарет Этвуд: «Больше всего мужчины боятся, что женщины будут над ними смеяться. А женщины боятся, что мужчины могут их убить». Фогель словно бы дает отмашку – нас ждет кино про притеснение слабого пола, возможна поножовщина. И тут же обманывает ожидания: оба ее главных героя одинаково нелепы и следуют чужим шаблонам поведения вместо того, чтобы быть друг с другом честными. Марго старается быть удобной и не замечать оскорблений мужчины, потому что «девочки должны быть милыми». Роберт разрывается между образами скромного гика и мачо из порнофильмов.
В какой-то момент эти игры полов перестают быть безобидными и приводят к сумбурной и довольно жесткой концовке (в отличие от рассказа, где был открытый финал). Фильм хочется досмотреть даже из банального любопытства – до какого абсурда все дойдет. Прямо как во время плохого свидания.
В прокате: с 26 октября
«Энфилдский полтергейст»
Скромно обставленный пригородный домик на задворках Лондона мало похож на жилище призраков, но именно там в 1977 г. произошло, пожалуй, самое мистическое событие в жизни британской нации. На протяжении двух лет загадочный дух терроризировал мать-одиночку Пегги Ходжсон и двух ее дочерей Джанет и Маргарет: незваный полтергейст кидался мебелью, стучал в стены и разговаривал с девочками скрипучим голосом. На помощь был вызван исследователь паранормальных явлений Морис Гросс, который записал те самые стуки, крики девочек и много чего еще.
По этим аудиозаписям и ведет следствие режиссер нового документального сериала для Apple TV+ «Энфилдский полтергейст» Джерри Ротуэлл. Хотя документальным этот проект можно назвать с натяжкой: все шепоты и вскрики со знаменитых аудиозаписей воспроизводят актеры. Но ужас девочек и их мамы воспроизводится так достоверно, что и испуганный зритель будто оказывается на тесной кухоньке среди летающих поварешек и шкафов.
Но для аудитории «Энфилдского полтергейста» заготовлены не только «спецэффекты». Режиссеру, по большому счету, даже неважно, был этот самый полтергейст на самом деле или нет. Куда интереснее ему передать дух Англии 70-х: ютящейся в социальном жилье и тесных комнатах, угнетенной реформами Тэтчер и напуганной знаменитым фильмом Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» (1973). Невозможность сбежать из этих комнат – главный кошмар маленьких Джанет и Маргарет. Девочки страдают не столько от козней злого духа, сколько от безрадостного детства и развода родителей. Ничего паранормального – обычные бытовые ужасы. И тем они страшней.
Доступен онлайн: с 27 октября
«Синдром»
Режиссер Антон Борматов освоил как жанр спортивной драмы («Околофутбола», 2013), так и исторического детектива («Подкидыш», 2019) и семейной комедии («Ольга», 2016-2023). Теперь же решил взяться за триллер, заручившись поддержкой актеров Оксаны Акиньшиной и Кирилла Кяро, исполнивших в картине главные роли.
По сюжету жизнь супружеской пары после автомобильной аварии, в которой они чудом уцелели, резко меняется. Маша, увлеченная и в меру популярная художница, Кирилл, циничный бизнесмен, который подчеркнуто холоден к интересам жены. После происшествия Кирилл вдруг становится идеальным мужем: сопровождает Машу на каждый вернисаж и посвящает ей все свободное время. Сама же она все чаще видит странные сны и все меньше понимает, что же происходит на самом деле.
Фильм порой даже слишком неспешно подбирается к главному повороту сюжета, давая возможность насладиться сценами из супружеской жизни. Желание сделать паузу можно понять: актеры способны интересно и убедительно отыграть даже «открыточный» брачный союз.
Настоящий экшен же начинается, когда брак трещит по швам: всплывают факты из биографии Маши, которые, чтобы сохранить интригу, лучше не раскрывать. В итоге все проблемы, как и положено в классическом психологическом триллере, тянутся из детства, из ссор родителей и чувства недолюбленности. Жаль только, что режиссер посвящает развязке преступно мало времени. Герои так и остаются недолюбленными, а зрители – неудоволетворенными.
В прокате: с 9 ноября
«Костяной домик» ( Little Bone Lodge)
Живущая в британской глуши мать с дочкой-подростком и парализованным мужем решает помочь двумя братьям, попавшим в автокатастрофу неподалеку от ее дома. Один из мужчин сильно напуган, второй ранен, а у героини за плечами годы работы в больнице. Благородный порыв приводит к катастрофе: незваные гости оказываются беглыми преступниками и берут всю семью в заложники. Но вскоре оказывается, что и обитателям дома есть что скрывать.
Мало известный российскому зрителю немецкий режиссер Матиас Хене занимается, на первый взгляд, неблагодарным делом – воспроизводит избитый сюжет про незнакомцев с секретами, запертых в одном пространстве в британском «нигде». У каждого из героев свой скелет в шкафу, кругом бушует шторм, и остается только терпеливо ждать, пока все сдадут свои карты.
Но это ожидание в «Костяном домике» оказывается на удивление увлекательным: расстановка сил в основной пятерке персонажей (два брата, мать, отец и дочь) за время фильма не раз поменяется, при этом у каждого поступка будут своя мотивация и последствия. Самой разрушительной силой, как ни странно, окажется стремление к тихому семейному счастью. Самым удивительным открытием – построить «рай» можно и на крови, и с букетом расстройств за спиной. Это доказывает солирующая тут актриса Джоэли Ричардсон. Звезда «Патриота» в последние годы редко появляется в кино на сольных ролях, но именно в триллере Хене согласилась на главную роль – и не зря.
В прокате: с 23 ноября