«Футбол – как татуировка». Как судья Пустовойтова вошла в историю российского футбола
Самая известная женщина-арбитр в российском футболе – о хамстве на поле и мечте о дебюте в Российской премьер-лигеМарт 2012 года Анастасия Пустовойтова запомнила надолго. Тогда она стала первой в истории российского футбола женщиной, назначенной арбитром на мужской матч. Ей дали судить московское дерби ЦСКА — «Локомотив» в рамках молодежного первенства страны. Игра выдалась непростой. Футболисты, фанаты и представители обеих команд не хотели воспринимать ее всерьез. С трибун доносилось что-то вроде «баба на поле». Хотя нервы были на пределе, она смогла сконцентрироваться: стала внимательно следить за ходом игры и ежесекундно принимала непростые решения. В результате показала пять желтых карточек и одну красную – игроку ЦСКА Давиду Хурцидзе за нецензурную речь в адрес судьи. Юноша, обиженный на решение рефери, в сердцах стал матом оскорблять ее родителей. «А я их в обиду не дам. Показала красную карточку и общаться с ним дальше отказалась», – рассказывает Анастасия Пустовойтова. Несколько лет спустя она также станет первой женщиной, которая отработала на игре ФНЛ и РПЛ (в качестве резервного арбитра). В послужном списке 40-летней москвички матчи ФИФА и Олимпийские игры. Рассказываем, как ей удалось достичь успеха в «мужском деле» сперва как спортсменке, а сейчас – как арбитру.
Московское детство
Анастасия Пустовойтова родилась в 1981 году в Чехословакии в семье военного. Отец, офицер тогда еще советской армии, с детства прививал дочери ответственность и дисциплину. Эти навыки стали ключевыми в построении ее карьеры футболистки, а затем – судьи. В конце 80-х отца распределили в Москву, там и осела их семья. Интерес к спорту появился благодаря улице. Будучи еще совсем юной, Анастасия с утра до вечера пропадала с ребятами в «коробке»: летом они играли в футбол, зимой в хоккей. Уже тогда приходилось доказывать свое право на игру. «Поначалу меня в дворовую команду отбирали по остаточному принципу: ты – девчонка, значит, слабая», – вспоминает она. Но вскоре парни с района признали ее за свою – Анастасия не любила проигрывать и билась до конца.
В 11 лет стала играть в школьной женской команде в мини-футбол. Каждый раз после уроков ей приходилось ездить на тренировки с Петровско-Разумовской, где она тогда жила, на Щелковскую. Но девочке, страстно увлеченной футболом, было не в тягость. Еще на первом занятии школьный учитель физкультуры Зоя Евгеньевна Бичерова заметила способности Анастасии: «Она владела обеими ногами, для девчонок это очень серьезно, и часто забивала голы с угловых: просто пробивала и попадала в ворота». В школьной секции Анастасия занималась около четырех лет. На одном из турниров по мини-футболу ученицу уже 9 класса заметил тренер спортивной школы олимпийского резерва «Чертаново» (Футбольной Академии «Чертаново») и предложил перейти к ним. «Когда я впервые увидела их манеж и искусственное поле, сразу сказала маме: «Все, я хочу учиться здесь», – рассказывает она.
Недетское увлечение
В «Чертаново» она впервые почувствовала себя профессиональной спортсменкой. «Начались регулярные тренировки, я ездила на матчи и сборы, а не просто пинала мяч с ребятами во дворе, – рассказывает она, – нам даже платили какую‑то небольшую стипендию и выдали экипировку». В 15 лет начала играть в юношеской сборной. Спустя четыре года стала игроком команды Первого дивизиона «Диана», в составе которой вошла в список лучших футболисток России 1999 года и прошла в Суперлигу. После чего получила сразу несколько предложений о переходе в другие клубы.
Ее выбор пал на «Рязань-ТНК», который находился всего в 200 км от Москвы, в отличие от ЦСКА ВВС (Самара). «Мне не хотелось уезжать далеко от семьи», – объясняет она. Согласно условиям контракта, зарплата Пустовойтовой составляла всего 7500 руб., также им платили премию за выигрыш. Но юную спортсменку такие условия ничуть не смущали. Как говорит она сама, в юности финансовый вопрос был для нее не столь важен. Игрокам предоставляли жилье и спортивную одежду. Зарплата в основном уходила на стиральный порошок, мобильную связь и продукты. В команде «Рязань-ТНК» отыграла три года – с 2000 по 2003 г., после – год за «Россиянку» из города Химок. В составе рязанского клуба стала чемпионкой России, затем вошла в национальную сборную и отметилась на чемпионате Европы и первенстве мира в 2001 и 2003 гг. По словам Анастасии, это время было непростым. Клуб «Рязань-ТНК» оказался на грани банкротства. Игрокам подолгу не платили зарплату. «Девчонкам, которые, как и я, играли также за сборную, удалось отложить деньги. На них наша команда какое-то время прожила», – делится она. Женский футбол в нулевых, по ее словам, был «девчачьим и детским». Первый турнир в «Россиянке» она, к примеру, отыграла в кедах, которые донашивала за старшей сестрой.
Непростое решение
В 2004 г. на отборочном турнире на чемпионат Европы женская российская сборная проиграла Франции. Соперники вели жесткую игру. Анастасия приехала домой с фингалом, опухшим глазом, вся побитая и хромая. «На семейном ужине старшая сестра спросила меня: «Насть, ну зачем тебе это надо?», – рассказывает бывшая футболистка. – А я сижу, держу у лица кусок замороженного куриного бедра и думаю: «Блин, а правда, зачем?».
К тому моменту она успела поучаствовать на чемпионате мира, чемпионате Европы (два раза), в кубке УЕФА – «достигла потолка». К тому же сказалось волнение семьи, поэтому в этот же вечер Анастасия написала тренеру, что заканчивает футбольную карьеру. «В 23 года я казалась себе пожившей», – делится она.
За время футбольной карьеры ей удалось накопить $3000. На эти деньги она беззаботно прожила полгода. А после устроилась на позицию консультанта-продавца в «Спортмастер» в «Меге» на Теплом стане. «Нужно было как-то зарабатывать. Я не знала, куда идти и что делать», – делится она. Но не смогла проработать там и месяца: «Это был адский труд: работала два через два, проводила на ногах по двенадцать часов и еще нужно общаться с покупателями, которые зачастую хамили». У нее даже были порывы вернуться в футбол, но в силу характера смогла сдержаться. Этот опыт дал ей понять, что к каждой профессии нужно относиться с уважением.
По ту сторону баррикад
В 2005 году ей удалось устроиться администратором офиса в футбольный клуб «Динамо». Там Анастасия проработала 13 лет. За это время доросла до должности начальника проведения соревнований. Хотя офисная работа приносила в ее жизнь стабильность, мысли о футболе все равно не отпускали. Как-то ей нужно было найти в интернете информацию о судейской бригаде, которая обслуживала игру «Динамо». В процессе наткнулась на объявление о наборе учеников в Школу футбольного арбитра в Москве и решила попробовать. Осенью Анастасия, уверенная в собственных знаниях, приехала на первое занятие: «Я же мастер спорта, правила знаю. Ну что вы мне тут расскажете? Свистеть посвищу, флагом помашу, если надо». Но спустя несколько минут от ее решительности не осталось и следа. Оказалось, быть по ту сторону баррикад не так-то просто: «В судействе слишком много нюансов и деталей».
Курс подготовки в Школе футбольного арбитра включает в себя семинары, которые ведут действующие и бывшие рефери, занятия по физической подготовке и практическое судейство контрольных матчей детских и юношеских команд спортивных школ и команд КФК. Например, на теоретических занятиях изучают проблемы современного арбитража, проводят разбор игровых моментов. Основной цикл обучения футбольных арбитров длится три года. После каждого курса слушатели сдают теоретический экзамен по Правилам игры и методике судейства, а также спортивные нормативы, среди которых тест Купера (за 12 минут женщины должны пробежать 2450 метров, мужчины – 2950 метров), интервальный тест ФИФА на дистанции 12 кругов, Йо-Йо тест на выносливость при интервальном беге. Ученики, которые не сдали хотя бы один из экзаменов, отчисляются из школы. Пересдача экзаменов не допускается. Обучение платное. Зачисление осуществляется на основании присланных анкет.
Занятия проходили по вечерам, поэтому Анастасия Пустовойтова могла совмещать обучение с работой в «Динамо». Как и другие новички, начала судейскую карьеру с детских матчей – турниры среди женских и мужских футбольных команд до 19 лет. Набравшись опыта, стала получать вызовы на судейство женских футбольных турниров первого дивизиона, затем суперлиги. За пять лет смогла дорасти до уровня арбитра ФИФА и стала судить международные женские турниры. Сперва молодежные – среди которых были Универсиада 2009 г., чемпионат Европы — 2010 года до 17 лет, отбор на юношеский чемпионат Европы 2012, затем взрослые – чемпионат Европы по футболу среди женщин 2012 и 2017 гг. Попутно хватала награды на родине как лучший судья России среди женщин.
До января 2017 г. она не относилась к профессии арбитра всерьез, но после в «Динамо» произошла смена руководства и ее уволили: «Им было все равно, что я работала уже 13 лет. Мне просто вручили увольнительный лист». А через два дня рефери получила вызов от ФИФА на международный турнир Algarve Cup, перед которым нужно было еще месяц готовиться. Новое руководство не отпустило бы ее на такой длинный срок, поэтому она решила, что «все произошло вовремя». Пустовойтова схватилась за судейство и стала больше времени уделять тренировкам. «Если упустишь шанс, придет другой арбитр ФИФА из другой страны, лучше тебя, – говорит о конкуренции Анастасия Пустовойтова, – ФИФА оплачивает не только матчи, но и все дни пребывания, так что это еще и финансово выгодно». После чего она вместе с ассистентом Екатериной Курочкиной попала в кандидаты в судьи на чемпионат мира 2019 г. по женскому футболу во Франции, отбор на который длился три года (судьи со всего мира показывали себя в деле и проходили семинары и турниры под эгидой ФИФА). В 2017 г. вошла в топ-10 лучших женщин-рефери в мире (которые судят женские футбольные матчи).
Мужская доля
Мужчинам, по ее словам, построить карьеру футбольного арбитра сложнее. Прежде чем выйти на международный уровень, им нужно отсудить много турниров: юношеские соревнования, второй дивизион (ПФЛ – профессиональная футбольная лига), первый дивизион (ФНЛ – футбольная национальная лига), затем высший дивизион (Российская премьер-лига). Причем, чтобы совершить переход из одной лиги в другую, на протяжении нескольких лет необходимо показывать хорошие профессиональные результаты (судить без ошибок). «В советской школе арбитража, там, по-моему, даже было прописано: нужно было провести чуть ли не 5 лет в одном дивизионе, – объясняет она, – к тому же у мужчин конкуренция гораздо выше: женщин сейчас около 30 человек, а мужчин – как минимум в два раза больше».
Судейская бригада состоит из главного арбитра, двух ассистентов и резервного арбитра. За свой карьерный путь рефери может пройти все ступени в судейской команде. В течение сезона он проходит постоянные проверки. На каждом матче судейскую бригаду сопровождает делегат или инспектор РФС, который следит за качеством судейства. По итогу каждой встречи арбитрам выставляется оценка. Полученные баллы напрямую влияют на дальнейшие назначения. За высокие оценки на протяжении сезона арбитр может быть назначен на топ-матчи, за ошибки и низкие оценки – понижен до судейства матчей ФНЛ, а иногда и вовсе отстранен.
Пустовойтова сравнивает судей с дирижерами, без которых музыканты, как и футболисты, не смогут выполнить свою часть работы. Рефери может повлиять на исход игры и даже всего турнира. Он должен всегда четко следовать футбольным правилам, справедливо трактовать эпизоды на поле и быть беспристрастным, а также – психологически устойчивым. Каждый раз он сталкивается с огромным давлением на поле со стороны болельщиков, футболистов, тренеров – все кричат и доказывают свою правоту. При этом на принятие решения у него есть считанные секунды. «Я должна провести матч так, чтобы был порядок. У меня должны быть и педагогические, и психологические, и управленческие качества: с ней или с ним я должна быть построже, с кем-то мягче. Нужно соблюдать баланс. Быть и подругой, и врагом. Игра может быть абсолютно спокойной, а потом раз – и все пошло наперекосяк», – говорит Пустовойтова.
Через тернии к звездам
Фатальный момент в ее карьере произошел на матче сборных Швейцарии и Исландии на ЧМ по женскому футболу 2017 г. Анастасия совершила ряд судейских ошибок, в том числе на 6-ой минуте не удалила игрока за нарушение. Этот эпизод еще долго «крутили» в качестве обучающего ролика для судей. В то время ей хотелось все бросить, но поддержка близких помогла переосмыслить ошибки и продолжить строить карьеру судьи.
Еще один переломный момент пришелся на март 2012 г. Тогда она впервые стала судьей мужского матча на молодежном первенстве между ЦСКА и «Локомотивом». За год до этого руководителем департамента судейства РФС стал Роберто Розетти [работал с 2011 по 2013]. «Он вызвал женщин ФИФА на сбор с мужчинами, сразу нас уравнял, как в Европе. Такие прецеденты были, но не так часто. И стал нас вовлекать в мужской футбол. Мой первый опыт был не очень удачным», – вспоминает Пустовойтова. На том матче она удалила игрока ЦСКА Давида Хурцидзе за нецензурную речь в адрес судьи. По словам Анастасии, столкнувшись резко с мужским футболом, она поняла, что это тяжело: «У мальчиков хорошая физическая подготовка, к ним нужно готовиться. Они не агрессивные, просто не сильно готовы воспринимать женщин-судей. Мы не такие авторитетные для них. Но судья же не виноват, если кто-то не может с трех метров забить».
По сравнению с женским, мужской футбол более контактный и интенсивный, считает Виктор Кашшаи, глава судейского департамента Российского футбольного союза (РФС): «Динамика и, в частности, атмосфера напряжения на таких матчах также усложняет работу судей». По его словам, РФС стремится предоставлять возможности женщинам судить мужские матчи (но после опыта в женских). После того случая Пустовойтова написала Роберто Розетти, что не готова дальше работать на мужских матчах, и продолжила судить только женские турниры вплоть до 2018 г. Сейчас Анастасия признает, что ее карьера развивалась бы куда быстрее в мужском футболе: «Судить мужские матчи престижнее. Если женщина-арбитр будет судить в своей стране только женские чемпионаты, ей будет сложнее пройти отбор в крупные международные соревнования», – объясняет она.
Новый поворот
Перемены в отношении женщин-судей, по словам рефери, начались чуть более двух лет назад. После видеоинтервью на YouTube-канале «КраСава» с Евгением Савиным (вышло в апреле 2019) к Пустовойтовой пришла не только слава (на данный момент ролик посмотрели более 2 млн человек), но и карьерные успехи в мужских турнирах. А спустя два года вышло ее интервью на YouTube-канале «Скажи Гордеевой». «Благодаря этим передачам игроки меня знают. До этого были случаи, когда я выходила, а из-под трибун на поле выкрикивали: «О, баба». Хотя я еще даже не отсудила матч», – делится Пустовойтова.
Новый карьерный поворот случился в марте 2020 г. Анастасия Пустовойтова получила вызов на матч Российской премьер-лиги между «Локомотивом» и «Ахматом» в качестве резервного судьи. А в апреле 2021 г. стала первой женщиной, ставшей главным судьей матча Футбольной национальной лиги между «Чертаново» и «СКА-Хабаровск». На первой минуте показала желтую карточку, на 16-й поставила пенальти. Тот матч выиграли хабаровчане со счетом 4:0. Тренер «СКА-Хабаровск», Сергей Юран, высоко оценил ее работу и предложил назначать Пустовойтову почаще.
Виктор Кашшаи из РФС в первую очередь отмечает, что Анастасия – сильная личность: «На поле она лидер и не боится принимать непопулярные решения». Этим летом она вошла в список судей (всего четыре арбитра из Европы), которые обслужили матчи женского футбольного турнира Олимпийских игр в Токио. До нее из российских судей подобной чести не удостаивался никто. «Это большой успех отечественной судейской школы. В конце прошлого года мы запустили масштабную реформу, и я уверен, что в будущем наши арбитры будут не только назначаться на главные турниры, но и обслуживать их финалы», – цитирует РФС слова руководителя судейского комитета Ашота Хачатурянца.
Шрам на сердце
РФС начал активно развивать женское судейство и привлекать арбитров на мужские матчи. Например, судейский комитет и Департамент судейства РФС запустили проект по поддержке женщин-рефери в России. Их цель – привлекать как можно больше женщин-судей к работе на женские футбольные турниры. А также ввели систему ежемесячных выплат: 30 000 руб., в месяц получают арбитры ФИФА, 15 000 руб. – ассистенты ФИФА и судьи Суперлиги, 10 000 руб. – ассистенты Суперлиги. До этого постоянная зарплата была только у мужчин-арбитров, женщины получали гонорары за проведенным матчи. Например, дежурная ставка главной судьи за игру, которая судит матчи женских команд, – 15 000 руб. (для сравнения: в РПЛ – 115 000 руб.). При этом больше двух матчей в месяц отработать крайне сложно. «Освещение проблем дает плоды. Мы уже ощущаем всю эту поддержку. Заработная плата – это средства, которые можно потратить на восстановление, на витамины, на те же тренировки», – говорит Пустовойтова.
Вызов на Олимпийские игры для нее лишь очередная ступень на большом карьерном пути. В 2023 г. она хочет попасть на ЧМ в Австралию и Новую Зеландию. Ее мечта – стать Валентиной Терешковой в Премьер-лиге. Но в мужском футболе, как говорит Анастасия, все зависит от нее самой: «Нужна хорошая физическая подготовка, чтобы справиться с мужскими нормативами и выдержать нагрузки». Футбол она сравнивает с татуировкой, которую как ни своди – шрам останется. «Он со мной на всю жизнь. Я не думаю о завтра, но точно хочу остаться в футболе».