Важно только расстояние?
Что влияет на решение горожанина, куда сходить за кофе и где купить продуктыВсе мы слышали, что мобильные телефоны собирают множество информации о нас, передавая ее третьим лицам, преследующим какие-то не очень понятные, но, несомненно, коварные цели: завалить нас рекламой, отследить все наши перемещения и т. д. При этом производители в один голос утверждают, что эти данные используются исключительно во благо – например, для научных исследований. Но каких именно? Журнал Nature опубликовал статью, в которой как раз приводится пример научной работы, в которой в качестве исходных данных использован трекинг мобильных телефонов.
Ученые Массачусетского технологического института изучили ежедневные перемещения людей на четырех разных континентах. Они пытались выяснить, влияет ли расстояние до некоего объекта интереса на желание посетить этот объект. Большинство крупных городов сегодня построены приблизительно по одной и той же схеме: в центральной части сосредоточены крупные магазины, лучшие рестораны, музеи и развлекательные центры, а окраины отданы под жилую застройку. Исследователи хотели выяснить, как такое распределение точек притяжения влияет на их посещаемость.
Ученые систематизировали анонимные данные мобильных телефонов крупных провайдеров связи в городах нескольких стран мира: Бостон (США), Абиджан (Кот-д'Ивуар), Брага, Лиссабон, Порту (Португалия), Дакар (Сенегал) и Сингапур. Эти данные содержали геотрекинг – карты перемещений, составленные с помощью GPS, но не привязанные к конкретным абонентам: о том, кто именно поехал из точки A в точку B, информации не было.
Несколько месяцев исследователи изучали места, которые предпочитают посещать 4 млн человек, живущих на разных континентах. Причем система игнорировала офисные центры, фабрики и прочие предприятия: понятно, что к месту своей работы человек поедет, даже если оно расположено очень далеко. Фокус был сделан на магазины, бутики, лавки, развлекательные центры, кафе и т. д.
Как и предполагалось, от города к городу сохранялось одно и то же «обратное правило» посещений, и диаграммы это подтверждали: частота посещений снижалась на больших расстояниях, а районы с более высокой плотностью были заполнены людьми, которые чаще всего не совершали долгих поездок. Проще говоря, чем дальше от вас музей или магазин косметики, тем меньше вероятность, что вы туда поедете, даже если все информационные каналы забиты рекламой. Это назвали «универсальным законом посещений и мобильности людей». Главный фактор посещения – расстояние, а вовсе не престижность, низкие цены, широкий ассортимент и т. д.
На первый взгляд это кажется очевидным, но до последнего времени научного подтверждения этой теории не существовало. Теперь же полученные данные будут использовать для создания умных городов, а также для формирования обычной городской инфраструктуры. Можно считать доказанным, что, например, предприятиям торговли выгоднее не строить один большой магазин, а организовать сеть из мелких точек, распределенных по разным районам города, – так прибыль будет гораздо выше.
Авторы исследования даже предложили концепцию «15-минутного города». Согласно ей, районы вокруг жилых массивов следует реорганизовать так, чтобы до большинства объектов инфраструктуры житель мог бы добраться за 15 минут пешей прогулки или поездки на общественном транспорте. Согласно выведенному «закону посещений и мобильности людей», увеличение этого времени даже на 10 минут ведет к снижению количества посещений в несколько раз.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.