Точка сборки: как креативные индустрии влияют на развитие городов
Превратив промзоны в кластеры, можно перезапустить городВ США, Великобритании, Германии, Китае и многих других странах доля креативных индустрий в национальном ВВП достигает 8–12%. В России этот показатель всего 2,23%. Такая разница обусловлена в том числе низким уровнем предпринимательской активности за пределами крупных городов.
Креативный потенциал городов
К креативным индустриям относят искусство, дизайн, архитектуру, музыку, кино, ТВ и анимацию, разработку игр – по разным оценкам, всего от 10 до 14 отраслей. Согласно Концепции развития креативных индустрий, утвержденной правительством РФ в сентябре 2021 г., долю творческих отраслей в экономике России к 2030 г. планируется увеличить до 6%. В том числе за счет использования сильных сторон специализации регионов и создания территориальной инфраструктуры креативного предпринимательства.
По данным исследования Calvert 22 & PwC, проведенного в 2019 г., в топ-10 городов России с наибольшим креативным капиталом входят Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Владивосток, Новосибирск, Тюмень, Краснодар, Калининград и Великий Новгород. Креативный капитал исследователи оценивали по пяти индикаторам: город, люди, бизнес, власть и бренды. Если посмотреть на список самых привлекательных для переезда городов России, то можно увидеть пересечения, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Калининград и Краснодар. Это наблюдение подтверждает Ричард Флорида, американский экономист и автор теории креативного класса: города с высокой концентрацией людей креативных профессий демонстрируют более высокий уровень экономического развития.
В России лидером по доле креативных индустрий в экономике города остается Москва. По данным департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, на креативные индустрии приходится 6,3% ВРП, что более чем в 2 раза превышает средний показатель по России. В мировых мегаполисах этот показатель выше: в Берлине – 8,5%, в Лондоне – 11,1%.
Первым креативным кластером в России был Центр дизайна Artplay, основанный в 2003 г. Сегодня в районе Курского вокзала сформировался целый арт-квартал, где помимо Artplay расположились «Винзавод», «Арма» и ЦТИ «Фабрика», которые в 2019 г. объединились в Союз креативных кластеров.
Сценарий превращения промзоны в креативное пространство характерен для Москвы и Санкт-Петербурга. По данным FlaconX, креативные кластеры созданы в 28 городах России. Больше половины из них сосредоточено в Москве, 17% – в Петербурге. В регионах кластеры, как правило, появляются рядом с основными достопримечательностями.
Часто роль креативного хаба или кластерообразующего проекта выполняет университет. Например, Стэнфордский университет в Кремниевой долине или Массачусетский технологический институт в инновационном районе Kendall Square. В Москве – Сколковский институт науки и технологий («Сколтех»), МШУ «Сколково» и Российская экономическая школа на территории инновационного центра «Сколково», а также университет креативных индустрий Universal University в Artplay.
Драйверы развития территорий
Сложно рассчитать, как креативные индустрии влияют на развитие территории. Качественными показателями могут быть повышение туристического потенциала, создание новых рабочих мест, благоустройство территории, развитие других секторов экономики, таких как общепит, ритейл, спортивная сфера, логистика. За счет креативных индустрий город может интегрироваться в глобальный контекст.
Перезапуская территории через креативные индустрии, важно понять, какие предпосылки существуют для развития той или иной творческой отрасли. У каждого региона может быть своя специализация – IT, ювелирный дизайн, кино или мода, и для этого на первом месте должны стоять работа с локальным сообществом и создание экосистемы развития талантов и их бизнесов. Для привлечения и удержания талантов из других городов нужно создать благоприятную среду – условия для бизнеса, инфраструктуру, образование на территории местных университетов в приоритетной сфере. Как показывает опыт, создание такой среды и эффективной платформы для развития способствует миграции профессионалов и кластеризации профессионального сообщества.
Например, Калининград сосредоточил свои усилия на развитии геймдева (от англ. game development). В Калининградской области планируется отменить валютный контроль для игровых компаний, адаптировать программу релокации для профессионалов гейминдустрии (на каждого сотрудника можно получить 0,5 млн руб.) и создать игровой кластер. Якутия приняла свою Концепцию развития креативной экономики до 2025 г. Республика занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга по объемам кинопроизводства и активно формулирует себя в поле креативных индустрий через кино и ювелирный дизайн.
Креативный кластер – это сообщество творческих предпринимателей, которое может жить на конкретной территории, а может и существовать в экосистеме, не обязательно заземленной в конкретном месте. Объекты, построенные в центре города на территории бывших промзон, часто помогают вывести городские районы из депрессивного состояния. Прямая выгода от кластеризации для резидентов – сокращение издержек, возможность построить коллективный бренд и создать общую событийную программу. Креативные пространства способны перезапустить город – превратить промзону в центр культурной жизни и стать новой точкой сборки для бизнеса, жителей и туристов.
Территории вокруг творческих кластеров открывают возможности для девелоперов, становятся привлекательными для строительства и влияют на стоимость недвижимости. Кластеры становятся «третьим местом» – частью общественного пространства, не связанного с домой или работой, – и новой точкой притяжения.