Читайте также
Туда и обратно. Как построен космический туризм
Речные прогулки по Москве
Приблизить Германию в Москве

Что может предложить современная индустрия космического туризма?

15 минут в космосе обойдутся в несколько сотен тысяч долларов, но уже в недалеком будущем позволить себе побывать на орбите смогут не только миллионеры

Впервые о коммерциализации космоса как туристического объекта заговорили в прессе еще в далеком 1967 году. В течение нескольких десятилетий космический туризм рассматривали исключительно на теоретическом уровне. Только в начале нового века на смену теории пришла практика: в период с 2001 по 2009 г. в космос за свои деньги слетали семь человек из разных стран мира, первым из них был американский мультимиллионер Деннис Тито. Полеты совершались на Международную космическую станцию (МКС) и продолжались 10–14 суток.

Чаще всего экипажи на МКС работают по несколько месяцев, поэтому турист прилетал на станцию с одним экипажем, а возвращался на Землю уже с другим. Чтобы поднять туристов в космос и вывести на низкую околоземную орбиту, использовали достаточно мощную и дорогую ракету-носитель. За космический тур счастливчикам пришлось заплатить десятки миллионов долларов. А также пройти специальную подготовку в Звездном городке, где их не только проверяли на соответствие определенным медицинским требованиям, но и готовили к возможным аварийным ситуациям.

Тогда коммерциализация туров на МКС вызвала волну обоснованной критики со стороны профессионалов космической отрасли: ведь каждый турист на станции – это минус один специалист, который бы мог ставить эксперименты, развивать науку и т. д. Кажется, в этом году история повторится, правда, гражданских планируют отправить не просто посмотреть космос, а снять кино на МКС.

Уже осенью режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд должны полететь на станцию для съемок фильма с рабочим названием «Вызов». Один из них, как сообщается, сможет совершить выход в открытый космос в сопровождении профессионального космонавта. Узнав об этом, многие космонавты и специалисты «Роскосмоса» выступили против. Их можно понять. МКС – это в первую очередь научный объект, а жертвовать наукой в пользу развлечений недопустимо. Турполеты и космические киносъемки совсем другая сфера, ею должны заниматься – и уже занимаются – частники.

Частная территория

Если говорить об освоении космоса в целом, желтая майка лидера по праву принадлежит Илону Маску. Его энергия в продвижении космических проектов и технологий, доступных «здесь и сейчас», внушает огромное уважение. А одержимость идеей построить колонию на Марсе, которая пока еще из области фантастики, буквально завораживает.

Если же сосредоточиться на космическом туризме, то главным ньюсмейкером можно назвать Джеффа Безоса. Он в отличие от Маска, который получает финансирование от NASA, развивает космический туризм за свой счет. Его компания Blue Origin наиболее близка к началу суборбитальных полетов. В таком случае корабль посещает космическое пространство, начинающееся, по определению Международной авиационной федерации, на высоте в 100 км над уровнем моря. Эта граница называется линией Кармана. Именно на этом допущении и строится суборбитальный туризм, который чем-то похож на обычный космический в миниатюре: экипаж несколько минут находится в невесомости и наслаждается впечатляющими видами из иллюминаторов, а затем возвращается на Землю. Полет длится всего 10–15 минут по принципу «туда-обратно» и не требует использования мощных и дорогих ракет.

Blue Origin
Blue Origin

Например, Blue Origin разработала и построила многоразовую ракету New Shepard, высота которой составляет 15 м и диаметр – 6 м, с капсулой, оснащенной шестью посадочными местами для экипажа, крупными иллюминаторами и тремя парашютами для приземления. Ступень ракеты после достижения космическим кораблем необходимой высоты отсоединяется, возвращается на космодром на собственных двигателях, а сам корабль приземляется на парашютной системе и тоже используется повторно.

Первый тестовый полет Безос планирует совершить уже 20 июля – очевидно, показать, что достигнута полная уверенность в безопасности ракеты и корабля. Вместе с ним в космос отправятся его брат Марк и победитель аукциона, отдавший за место на корабле $28 млн. После чего суборбитальные полеты Blue Origin должны стать регулярными.

Британский бизнесмен Ричард Брэнсон планирует опередить Безоса и полететь в ближний космос на девять дней раньше, для чего подал заявку в Федеральное управление гражданской авиации (FAA) США. Вместо ракеты и космического корабля его компания Virgin Galactic использует самолет-разгонщик WhiteKnightTwo, который поднимается до отметки в 16 км над уровнем моря и отпускает космолет SpaceShipTwo. Космолет, используя собственные двигатели, добирается до линии Кармана, а затем возвращается обратно. Весь полет занимает 2,5 часа, пассажиры могут находиться в невесомости около шести минут.

Ожидается, что стоимость билета на Blue Origin составит в районе $200 000–300 000. Компания Брэнсона Virgin Galactic уже провела предпродажу билетов, ориентируясь на этот диапазон цен. При этом Blue Origin и Virgin Galactic признают, что пока не могут гарантировать космическим туристам полную безопасность. Каждому потенциальному участнику полетов предстоит подписать отказ от материальных претензий к их организаторам в случае возникновения нештатных ситуаций.

Blue Origin
Blue Origin

Не только миллионеры

Первые автомобили тоже считались когда-то небезопасной роскошью, но годы спустя перешли в разряд общедоступных средств передвижения. То же самое будет происходить и с космическим туризмом: уже в недалеком будущем позволить себе побывать на орбите смогут не только миллионеры, но и люди с достатком выше среднего.

По данным аналитического агентства Research аnd Markets, к 2027 г. мировой рынок космического туризма вырастет до $1,7 млрд. В 2020-м он оценивался всего в $651 млн, поэтому годовой прирост составит в среднем 15,2%. Примечательно, что $1,5 млрд из этой суммы придутся на долю суборбитальных экскурсий. Из-за разницы в цене рынок суборбитального космического туризма (Virgin Galactic, Blue Origin и т. д.) будет расти значительно быстрее орбитального (полеты на МКС).

К 2027 г. стоимость доставки человека в космос существенно снизится, что сделает космос доступным для более широких слоев населения. Тут уже вполне можно ожидать появления на орбите частных космических станций, на борту которых можно будет провести несколько дней.

Поначалу условия размещения постояльцев будут спартанскими: недостаток комфорта будет компенсироваться избытком экзотики. Однако вряд ли этот период затянется надолго. Как только на орбитальных объектах создадут искусственное тяготение, ситуация изменится кардинально: космические туристы получат уровень комфорта, сопоставимый с земными отелями.

Предполагаю, что на этом этапе к индустрии космического туризма подключатся не только энтузиасты, но и лидеры сферы гостеприимства. На орбиту придут Hilton, Marriott, Sheraton и другие ведущие отельеры, которые принесут с собой стандарты комфорта, обязательные для земных отелей. А может быть, и превосходящие их.

Самый непростой вопрос касается сроков. Делать прогнозы в такой сложной и быстро меняющейся отрасли, как космическая, – неблагодарное занятие. С одной стороны, любое прорывное научное открытие может радикально ускорить процесс. С другой – новая пандемия или другой непредвиденный фактор способны серьезно его затормозить. Можно быть уверенным только в одном: первые космические отели примут постояльцев уже в этом веке. Может быть, не нам, а нашим детям посчастливится стать их первыми гостями.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%