К 2027 году более 80% трамваев в Москве будут беспилотными
Разработка является уникальной и принадлежит столичному правительствуМэр Москвы Сергей Собянин 23 мая открыл в столице Центр перспективных разработок московского транспорта. Тогда же был дан старт тестированию первого в России беспилотного трамвая в городских условиях, сообщает портал mos.ru. Всего за неделю трамвай проехал более 100 км по маршруту № 10 – от ул. Кулакова до станции метро «Щукинская», сообщил 30 мая заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, чьи слова также приводит портал mos.ru. Как устроена разработка, зачем Москве такой транспорт и когда беспилотники начнут курсировать по столице, обсудил с экспертами «Ведомости. Город».
Столичная разработка
Технология беспилотного трамвая – уникальная для Европы разработка, которая принадлежит правительству Москвы, рассказал начальник Центра исследования и разработки беспилотного транспорта Московского метрополитена Павел Бокша. Созданием программного обеспечения и усовершенствованием системы занимаются сотрудники центра. Сегодня в команде 30 человек – это лучшие разработчики, которые трудились в ведущих российских и мировых IT-компаниях. Представитель Московского метрополитена уточнил, что штат центра планируется расширить до 80 человек.
Сейчас трамвай проходит первый этап тестирования. За пультом находится водитель, а искусственный интеллект дублирует практически все его действия, уточнил Бокша. Работает технология так: в салоне и на поверхности транспорта расположена система камер, радаров и лидаров (радары, которые благодаря сенсорам используют световой импульс в виде лазерного луча для восприятия окружающей среды). Они позволяют максимально точно получить данные о местоположении трамвая и обеспечивают обзор на 360 градусов. Датчики передают данные для принятия решений искусственному интеллекту. Это помогает улучшать точность и безопасность при движении в любое время суток и при любой погоде. Во время движения трамвай собирает данные для обучения нейронной сети, что позволяет усовершенствовать распознавание автомобилей, пешеходов, светофоров и дорожных знаков, а также исключать возможные ошибки.
Трамвай завершит обучение с водителем предположительно до конца 2024 г. Сразу после этого начнется второй этап тестирования. Тогда транспорт самостоятельно будет управлять процессом движения и принимать решения, а водитель – подстраховывать его. Бокша добавил, что до конца 2025 г. в планах запустить полностью беспилотный трамвай на маршруте № 10 с пассажирами и без водителя за пультом.
«К 2027 г. планируется оборудовать более 80% подвижного состава столичных трамваев автоматизированной системой управления», – уточнили в Московском метрополитене.
Бокша также отметил, что разработанная правительством технология полностью безопасна как для автомобилистов и пешеходов, так и для пассажиров. Благодаря системе датчиков искусственный интеллект моментально реагирует на непредвиденные ситуации. Беспилотные трамваи будут иметь плавный ход, комфортную систему ускорения и торможения.
Мировые масштабы
По словам председателя Совета Фонда развития цифровой экономики, сопредседателя Совета по развитию информационных технологий и цифровой экономики Торгово-промышленной палаты РФ Германа Клименко, в мире насчитывается более 20 стран, где существует рельсовый беспилотный транспорт. Первой в мире полностью автоматизированной железнодорожной линией считается Port Liner в Японии, связывающая аэропорт города Кобэ со станцией Санномия в центре города. Линия была открыта для общественного пользования в 1981 г. и функционирует до сих пор. В 1983 г. во французском Лилле было запущено полностью автоматизированное легкое метро, использующее технологию автоматического управления VAL, разработанную Университетом Лилля и французской компанией Matra. Первой полностью автоматизированной линией парижского метро стала линия 14, запущенная в 1998 г., в 2012 г. этот же процесс был завершен на линии 1. В сентябре 2022 г. четыре беспилотных состава начали курсировать по линии 4, в декабре 2023 г. ее автоматизировали полностью, проект обошелся в 480 млн евро, писало британское специализированное издание Railway Gazette International. Наземное беспилотное метро существует и в ОАЭ.
Первое в мире тестирование беспилотного трамвая состоялось в 2018 г. в немецком Потсдаме. Управляемый искусственным интеллектом Combino проехал по маршруту протяженностью 6 км. В начале 2020 г. в Кракове прошло тестирование первого в Польше беспилотного трамвая: транспортное средство, разработанное польской компанией Newag, преодолело более 3,4 км. Летом 2022 г. в Санкт-Петербурге начали эксплуатировать систему активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot на основе ИИ, разработанную компанией Cognitive Pilot – дочерним предприятием «Сбера» и Cognitive Technologies. Системой оснастили трамваи, следовавшие по маршрутам № 24 и № 60. За первый год реализации проекта число умных трамваев в Петербурге достигло 82. На маршруте № 24 транспортные средства прошли более 50 000 км.
Применение ИИ в управлении трамваями позволило сделать транспортный поток более безопасным, минимизировать заторы, отрегулировать скоростной режим на более комфортный, сократить время ожидания трамваев на 5–10%, отмечалось в пресс-релизе Cognitive Pilot. «За счет контроля скоростного режима срок жизни инфраструктуры, по мнению экспертов, может увеличиться на 30–40%. Кроме того, экономия бюджетных средств на ремонт вагонов составит до 15%», – утверждалось в пресс-релизе.
Транспорт будущего
Беспилотные технологии в городском транспорте – это новый этап развития системы обслуживания пассажиров, говорит Бокша. Помимо испытания беспилотного трамвая сейчас на Некрасовской линии метро тестируется собственная сеть LTE (стандарт беспроводной связи) для технических нужд метрополитена. Она работает на частоте в диапазоне 360–380 МГц. После испытаний сеть развернут на всю Некрасовскую линию, в перспективе расширят на весь метрополитен. Это позволит автоматизировать многие процессы управления поездами, улучшит связь машинистов с диспетчерами и повысит качество информирования пассажиров. «В перспективе можно будет говорить о беспилотном движении метрополитена. По предварительным оценкам, к полностью беспилотному управлению поездами удастся перейти после 2030 г.», – заключил представитель Московского метрополитена.
Автоматизация транспортного процесса – неизбежное и вполне закономерное явление, уверен Клименко. Уже сейчас искусственный интеллект может лучше, четче и эффективнее человека выполнять однообразные механические действия. На его решения не влияют эмоции или стрессы, он не устает. Людям же можно найти более полезную и интересную работу, говорит эксперт. Планируется, что ввод в эксплуатацию беспилотных трамваев к 2030 г. в том числе сократит на треть количество непунктуальных рейсов, отмечает представитель Московского метрополитена.
Клименко считает, что начинать развитие масштабной системы беспилотного транспорта в столице разумнее и лучше всего именно с рельсовых его видов. «Трамваи и метро являются прекрасным полигоном для таких испытаний», – говорит Клименко, поясняя, что здесь уже давно и благополучно сложилась определенная инфраструктура. Например, навигация по рельсам, система регулировки движения и проч. С этим согласна директор партнерских программ CM International Ольга Ахсянова, отмечая, что «у трамвая есть отдельная полоса и он несколько изолирован от остальных участников дорожного движения».
Беспилотные транспортные средства на полностью обособленных путевых конструкциях, как в метро, не имеют при сегодняшних технологических возможностях каких-либо препятствий к использованию, кроме ситуации на рынке труда, считает научный руководитель факультета городского и регионального развития Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
«При высоких зарплатных требованиях профсоюза машинистов в зарубежной практике немедленно вводятся беспилотные технологии; при невысоких – проще сохранить рабочие места машинистов-людей», – констатирует он. В случае, когда обособление путей частичное, например трамвайные пути отгорожены от трафика, но встречаются с общим потоком транспортных средств на пересечениях, либо обособления нет вовсе, проблем много, отмечает Блинкин. Это могут быть, например, сугубо технологические сложности, связанные с гарантиями безопасности перевозок, говорит эксперт.
Каждая страна и каждый город должны идти к развитию беспилотного транспорта своими путями, уверена Ахсянова: прежде всего необходимо учитывать запросы и комфорт пассажиров. «Сегодня у нас работают удобные банковские приложения, технологии в сфере оказания государственных услуг, сервисы доставки с роботами-доставщиками. Появление беспилотного общественного транспорта – логичное продолжение развития технологического и современного мегаполиса», – заключает Ахсянова.