Читайте также
Москва и нервы: в столице откроются центры ментального здоровья
Более 60 парков и озелененных территорий облагородят в Москве в этом году
Новый Гай Ричи и психолог под прикрытием: шесть фильмов проката

Творческое место: за пять лет в Москве удвоилось число креативных кластеров

Как они влияют на развитие творческих индустрий и культурную жизнь города
Пресс-служба Агентства креативных индустрий

За прошедшие пять лет количество креативных кластеров в столице увеличилось почти в два раза, сообщил в середине мая мэр Москвы Сергей Собянин в своем Telegram-канале. По его словам, сейчас в городе свыше 30 таких пространств. В ближайшее время в столице появится еще несколько креативных кластеров: например, в Марьиной Роще на площадке бывшего завода «Борец» собираются создать креативно-производственный кластер, а на территории предприятия ВНИИМетмаш на Рязанском проспекте – построить к 2030 г. кинокластер полного цикла «Метмаш». «Ведомости. Город» разбирался, как креативные кластеры влияют на город и развитие креативных индустрий и нужно ли столице такое количество культурных пространств.

Художники под одной крышей

Последнее десятилетие стало временем активного развития креативных индустрий в Москве, утверждает заместитель генерального директора по партнерскому взаимодействию Агентства креативных индустрий (создано правительством Москвы в 2020 г.) Дарья Шамрай. Она приводит данные: сейчас эта сфера создает 9,1% валового регионального продукта столицы, в ней работает 106 500 организаций, всего в творческом бизнесе города занято более 1 млн человек. «За 2019–2022 гг. общая выручка организаций из сферы креативных индустрий выросла на 30% и составила 4,4 трлн руб.», – говорит Шамрай.

Поддержка развития креативных индустрий города – одна из основных функций креативных кластеров, отмечают опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. «Кластеры создают рабочие места в сфере культурных индустрий: музеи, мастерские и т. д.», – поясняет ведущий аналитик компании по развитию городской среды CM International Григорий Арзаманов. Такие пространства позволяют диверсифицировать экономику города и создавать целые новые отрасли, наукоемкие и требующие квалифицированных кадров, говорит доцент Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Иван Митин.

Субъекты креативных индустрий, работающие на территориях кластеров, в среднем развиваются быстрее, чем те, что осуществляют свою деятельность в местах, не связывающих себя с этой сферой деятельности, утверждает директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова. Эффект от кластеризации в экономике в целом известен давно благодаря американскому ученому, профессору Гарвардской школы бизнеса Майклу Портеру, напоминает она. «Креативные индустрии не исключение, хотя и имеют свою специфику. Здесь результат возникает благодаря синергии и «перекрестному опылению»: как правило, управляющие компании подбирают состав резидентов-арендаторов так, чтобы они могли сотрудничать, взаимодействовать и совместно создавать продукты», – объясняет Филиппова.

Пресс-служба Агентства креативных индустрий

Есть и финансовый фактор, добавляет Филиппова: в креативных кластерах якорные, профильные резиденты могут снимать помещение по более низким ценам, чем в других местах. Внутри кластера это тоже работает: как правило, цены для профильных арендаторов ниже, чем для непрофильных, т. е. не относящихся к креативным индустриям, отмечает эксперт. Например, на «Фабрике» разница в ставках для профильных арендаторов по сравнению с другими может доходить до 30%, приводит данные Филиппова. «Если речь идет о программах поддержки представителей конкретных креативных индустрий, в случае «Фабрики» – художников, то мастерские предоставляются бесплатно», – говорит она.

Вдобавок в кризисных ситуациях креативные кластеры готовы идти своим резидентам навстречу. Зачастую ставки аренды офисных площадей в рамках креативных кластеров ниже ставок качественных офисных зданий, расположенных в том же районе, отмечает партнер консалтинговой компании NF Group Мария Зимина. «Основные факторы значительной разницы – состояние помещений, возраст зданий и качество реконструкции зданий кластеров, а также наличие и характеристики паркинга», – поясняет эксперт. В районе м. «Курская» средневзвешенные запрашиваемые ставки аренды составляют 27 500 руб./кв. м в год в классе А и 20 800 руб./кв. м в классе B, приводит пример Зимина (цены даны без учета OPEX и НДС). При этом в креативном кластере Artplay, расположенном немного южнее Курского вокзала, запрашиваемые ставки аренды находятся в диапазоне 15 000–20 000 руб./кв. м в год без учета OPEX и НДС, делится данными Зимина.

Больше половины креативных кластеров Москвы расположены на территориях бывших промышленных предприятий, многие из которых имеют уникальную архитектуру, отмечал в своем блоге Собянин. «Размещение тяжелого производства в черте города нецелесообразно из-за экологии, поэтому этим территориям обычно нужен редевелопмент», – говорит Арзаманов. По его словам, у участков, где обычно расположены креативные кластеры, низкая коммерческая емкость и иные функции там будут не востребованы. «В таких пространствах размещаются креативные резиденты – например, культурные и образовательные институции – с низкой доходностью, до 2–3% против 10–15% у чисто коммерческих резидентов вроде кофеен», – поясняет он.

Использование вторичного фонда в нецентральных локациях позволяет сократить объем капитальных вложений в такие проекты в два-три раза и значительно снизить издержки на аренду в сравнении с более престижными локациями с высоким трафиком. Развитие креативных индустрий в заброшенных и недействующих промышленных помещениях в центральных или близких к ним районах крупнейших городов – общемировая практика, указывает Митин. Например, креативное пространство Base Milano в Милане было создано на месте бывшей фабрики машиностроительного концерна Ansaldo. LX Factory в Лиссабоне возникло на месте крупного промышленного комплекса.

Помимо создания рабочих мест кластеры становятся местом отдыха, связанного с культурой и искусством, указывает Арзаманов. «Вокруг креативных пространств формируется собственная культурная программа, позволяющая жителям проводить досуг, посещать выставки, кинопоказы, творческие мероприятия, не выезжая из своего района», – говорит Шамрай.

Например, в расположенном на Ходынской улице Центре «Зотов», открывшемся в ноябре 2022 г. и посвященном изучению конструктивизма, посетителям доступны выставки, кино, специальные события, образовательные мероприятия, досуг с детьми. «Зотов.Кино» – единственный кинотеатр в Пресненском районе и его окрестностях, который предлагает программу от международных новинок проката до показов архивного кино, рассказала «Ведомости. Городу» генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова. В «Зотове», помимо прочего, уже было поставлено четыре авторских театральных проекта, открылось пять выставок, а в 2025 г. планируется открытие постоянной экспозиции. С момента открытия центр посетило около 200 000 человек, приводит данные Дарья Филиппова. «Рост нашего потока колеблется: если усреднять, то он увеличивается на 12% в месяц. Приток посетителей растет во время открытия новой выставки, запуска новых программ и экскурсий», – отмечает она.

Пресс-служба Агентства креативных индустрий

По словам Аси Филипповой, на мероприятия, проходящие на «Фабрике», съезжаются люди из разных районов. В целом здесь развиваются несколько долгосрочных программ – поддержка актуального искусства России и других стран, развитие локальных сообществ и партнерство. «На наших площадках показывают актуальное искусство, таких мест не так много», – говорит она. Помимо этого, в кластере есть специальный проект – музей «Войти и разрешить», посвященный локальной истории района. «На уровне района мы сотрудничаем с проектом «Басмания» – виртуальным музеем, который давно существует, но не имеет собственной площадки и регулярно проводит в пространствах «Фабрики» свои мероприятия», – добавляет Ася Филиппова.

Резидентов хватит для всех

В числе открывшихся за прошедшие пять лет креативных кластеров – культурно-деловой кластер «Суперметалл», «Товарищество Рябовской мануфактуры», центр городской культуры «Графит». В 2021 г. правительство Москвы приняло постановление «О реализации пилотного проекта по созданию в Москве креативных кластеров и креативных пространств». Первым статус креативного кластера в рамках этого проекта получил Московский дворец молодежи.

Рост числа креативных кластеров полезен для города, считают опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. Вклад креативного сектора в валовой региональный продукт Москвы – 9,1% – все еще в значительной степени уступает другим секторам городской экономики, поясняет Арзаманов. Для сравнения – в 2021 г. доля обрабатывающей промышленности в структуре ВПР Москвы составляла 15,6%, доля строительного сектора – 18,8%. Такие данные озвучивал в июне 2023 г. в ходе XXVI ПМЭФа заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов (на тот момент занимал пост заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений).

Креативных кластеров должно быть больше, считает Арзаманов. «Это способствует диверсификации московской экономики и обеспечивает развитие устойчивого сегмента «городской экономики услуг», в которой важная часть продукта состоит в оказании услуг жителями друг другу», – поясняет он. Но к вопросу развития креативных кластеров надо подходить комплексно – создавать не только площадки, но и готовить кадры, поддерживать спрос, иначе есть риск создания невостребованных продуктов, не интересных горожанам, считает Арзаманов.

Москва – огромный город, если креативных кластеров будет больше, то они не будут друг другу мешать, считает Ася Филиппова. «Риск оттягивания друг у друга аудитории и арендаторов невелик: креативные индустрии развиваются быстро, резидентов на всех хватит. Тем более если кластеры, которые сейчас создаются, будут специализированными – например, кинокластер «Метмаш», – говорит она.

Сегодня проблема коммерческой неэффективности для московских креативных кластеров не стоит остро, констатирует председатель Союза креативных кластеров Илья Токарев, куда входят в том числе московские «Фабрика», «Винзавод» и Artplay. «Но все кластеры несут большие издержки, особенно на стадии запуска, когда необходимо вкладывать большие средства в ремонт и реконструкцию помещений», – признает он. По словам Токарева, такие расходы могут составлять до 80% первичных расходов, что с учетом последующих больших трат на содержание территории и зданий, работу с резидентами и реализацию культурно-общественной программы может растянуть срок окупаемости проекта на 10 и более лет. Это делает данный вид девелопмента низкомаржинальным, а значит, менее привлекательным для инвестиций, поясняет он.

Пресс-служба Агентства креативных индустрий

Ася Филиппова считает, что эффективной мерой поддержки со стороны города стало бы введение специального вида разрешенного использования земельных участков – «креативный кластер». «Для этого вида должны быть установлены льготные ставки аренды земли, земельного и имущественного налогов, по аналогии с тем, как раньше такие льготы имели производственные площадки», – говорит она и добавляет, что вопросы земельного и имущественного налога могут становиться критическими для креативных кластеров. В случае наличия преференций, аналогичных технопаркам (для управляющих компаний и собственников недвижимости технопарков это, например, пониженная ставка налога на прибыль в 13,5%, освобождение от уплаты налога на недвижимость, пониженная ставка земельного налога в размере 0,7% суммы налога. – «Ведомости. Город»), сэкономленные средства могли бы быть направлены на программы развития креативных индустрий и повысили бы инвестиционную привлекательность самих кластеров, считает Токарев.

Митин отмечает другую проблему московских креативных кластеров – места их размещения. «В центре Москвы, как правило, неактуальна проблема отсутствия ярких уникальных образов локаций, поскольку там много достопримечательностей, – поясняет он. – Но именно в этих местах в дополнение к уже имеющимся достопримечательностям наиболее активно возникают креативные кластеры». Подобных точек роста, создающих новые смыслы своих районов, не хватает на периферии столицы, в локациях, которые многие привыкли считать спальными и безликими. Но в таких районах часто не было промышленных предприятий, которые подошли бы для размещения креативных кластеров, поясняет эксперт: «Получается, что потенциал креативных кластеров в деле формирования привлекательности московских районов востребован на периферии, а раскрывается пока только в центре».-

Самое популярное
Наш город
К станку: Москва поможет подросткам определиться с будущей профессией
Открылась запись на второй поток проекта «Лето моей карьеры»
Свободное время
21 столичный ресторан попал в американский винный рейтинг
Участники списка Wine Spectator Restaurant Awards рассказали, как далась им эта победа
Свободное время
Лапы и хвосты: в Москве прошли мероприятия цикла «Друг, спасатель, защитник»
На площадках проекта в 46 районах побывали более 16 000 горожан
Городская недвижимость
Редевелопмент и не только: как преображается пространство мегаполиса
Современные проекты развивают городскую среду и сохраняют локальную идентичность
Благотворительность
Мастер-классы, пикник и маркет: в Москве пройдет фестиваль «Город неравнодушных»
В саду имени Баумана на выходных состоится масштабная благотворительная акция
Горожане
«Умение управлять стихией»: что общего у бизнеса и яхтинга
Основатель сети бутиков мужской одежды Frame Moscow Андрей Саввиди рассказал о своем хобби
Культурный город
Собянин подвел итоги четырех лет работы Агентства креативных индустрий
За это время оно реализовало более 170 проектов в творческих сферах
Свободное время
История о вдове Клико и драма об аномальной жаре в Риме: шесть фильмов проката
Самые интересные кинопремьеры июля
Свободное время / Галерея
Сад в сердце столицы: как проходит фестиваль цветов в ГУМе
Специально для мероприятия вырастили 227 400 растений
Наш город
Пошла жара: температура в Москве бьет рекорды
Воздух в ближайшие дни прогреется до 33–35 градусов
Свободное время
Таганка, Раменки, Вешняки: в 77 районах Москвы пройдут бесплатные экскурсии
Для горожан и гостей столицы проведут 230 тематических прогулок
Культурный город
На сцене и за кулисами: завершился проект «Золотая маска. Послесловие»
Акция включала пять тематических маршрутов и объединила более 30 столичных театров
Умный город
Территория техно: как технопарки способствуют развитию Москвы
Подобные площадки должны появиться в 10 округах столицы
Культурный город
От реставрации до грантов: как поддерживают театры в Москве
Столичные спектакли ежегодно посещает около 5 млн зрителей
Умный город
Роботы и аэроавто: эксперты предположили, какой будет Москва через 25 лет
Паблик-ток о столице будущего прошел во время международного молодежного фестиваля