Читайте также
Создатель концепции освещения сталинских высоток: «Такой проект выпадает раз в жизни»
«Высотность — она в головах у людей»: главный архитектор Москвы
Смогут ли высокие технологии заменить живого врача

Чем помогут городу светящиеся растения и дороги, «дающие» электричество

Человечество постоянно ищет новые технологии для освещения мегаполисов
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Современный городской житель даже не задумывается о том, насколько сильно освещены города по ночам. Иногда даже хочется, чтобы света в мегаполисах было еще больше, но стоит немного задуматься – и выяснится, что больше просто некуда.

На каждой улице стоят фонари. Причем чаще всего – двумя комплектами: одни освещают проезжую часть, другие – тротуары. Остановки общественного транспорта и рекламные конструкции излучают призывный свет. Многие здания, особенно исторические, оборудованы подсветкой. У каждого автомобиля есть фары, поворотники и стоп-сигналы, каждый светофор посылает световые сигналы, в каждом подземном переходе висят десятки ламп.

Везде светло даже самой темной ночью. Сияют улицы, торговые центры, заправки, киоски, квартиры, транспорт, вывески, дорожные знаки... За одну длинную зимнюю ночь в одной только Москве на освещение уходит 1,5 млн кВт ч электроэнергии.

Но если количество источников света увеличить уже практически нельзя, то их яркость растет постоянно. Все дело в прогрессе. Когда-то внутри уличных фонарей тускло горели масляные светильники, потом их заменили на более яркие газовые, затем настала эра ламп накаливания, а после появились газоразрядные дуговые лампы – в основном ртутные или натриевые. Именно они дают тот самый желтовато-оранжевый свет, хорошо знакомый жителям городов. Но в последние десятилетия им на смену пришли светодиоды – яркие, экономичные источники света с огромным сроком службы. Именно поэтому городские улицы в последние годы стали светлее, а количество энергии, потраченной на освещение, при этом не увеличилось. Кстати, если посмотреть из космоса на ночной Берлин – город, поделенный во время холодной войны на западную и восточную части, – можно увидеть, что его районы освещены по-разному. Восточная часть до сих пор светится желтым, а западная, в которой переход на светодиоды начался намного раньше, – белым.

Ученые постоянно ищут новые технологии, которые помогли бы снизить энергозатраты на городское освещение. Например, британец Питер Хьюз предложил получать электричество от проезжающих по дороге автомобилей. По его проекту на дорожном полотне нужно расположить специальные рампы, напоминающие «лежачих полицейских». Машины, наезжающие на эти искусственные неровности, своим весом приводят в движение генераторы, вырабатывая за один раз от 5 до 50 кВт энергии. Все это электричество идет на питание светофоров, дорожных знаков и уличных фонарей. Пешеходы тоже могут вносить свою лепту: британский инженер Лоуренс Кембелл-Кук предложил выложить тротуары генераторной плиткой, а полученную «натоптанную» энергию пустить на освещение.

Встречаются и совсем необычные проекты. Исследователи из Массачусетского технологического института активно работают над созданием светящихся растений. Ученые насыщают растительные клетки наночастицами люминофора, и те после непродолжительной «световой зарядки» способны несколько минут излучать довольно яркий свет. К сегодняшнему дню в осветительные приборы превращены листья кресс-салата, базилика и табака. В будущем авторы разработки планируют продлить время работы живых фонарей и насытить люминофором деревья, чтобы можно было высаживать их вдоль дорог. Тогда за световой день липы и клены могли бы впитывать фотоны, а ночью освещать проезжую часть. Для самих растений такой дополнительный функционал абсолютно безвреден.

Людям всегда был нужен свет. Со времен костров в первобытных пещерах постоянно придумываются новые технологии, идет поиск новых источников энергии и способов сделать окружающее пространство светлее. Человечество уже может легко превратить ночь в день и не делает этого только потому, что нуждается и в темноте тоже.

Самое популярное
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%
Наш город
«Уголок дедушки Дурова»: в знаменитом московском театре пройдет реконструкция
После обновления около 400 животным создадут более комфортные условия