Смогут ли высокие технологии заменить живого врача
«Медицина движется в сторону предупреждения заболеваний – с помощью специальных приложений»Во время визита к врачу уходит в два раза больше времени на заполнение бумаг, изучение анализов и записей более ранних визитов, чем на осмотр пациента. Как бы выглядел идеальный прием, если бы пациент приходил к врачу со своей персонифицированной историей, зафиксированной в приложении о здоровье к смартфону, с готовыми, систематизированными в наглядную историю анализами, с оцененным риском развития серьезных заболеваний?
Health tech – термин, который охватывает любую современную технологию медицинского обслуживания. В пандемию стали востребованными те сферы медпомощи, которые смогли «эмигрировать» в онлайн, снижая социальные контакты: разработка и доставка лекарств и вакцин, процедуры и системы, предназначенные для снижения затрат и повышения качества помощи, статистика, генетические тесты, диагностика заболеваний. Обороты использования искусственного интеллекта в здравоохранении выросли до порядка $7 млрд, в среднем этот сегмент увеличивается на 20% в год.
Телемедицина – один из главных трендов и наиболее быстрорастущий сегмент health tech. Пациенты могут связываться с врачами на расстоянии, получать профессиональную помощь, напоминания. Врачи имеют возможность мониторить состояние пациента и даже осуществлять удаленную госпитализацию. Общение врача и пациента происходит в видеочате, диагностика проводится при помощи искусственного интеллекта, доставка лекарств осуществляется бесконтактно.
В США количество пациентов, перешедших на телемедицину, увеличилось на 50% по сравнению c допандемийным периодом. К началу 2021 г. количество удаленных приемов там достигло 1 млрд. В России проконсультироваться с врачом можно через приложение, по скайпу или по телефону. Такие проекты запустили Сбербанк и «Яндекс» – «СберЗдоровье» и «Яндекс.Здоровье». В 2020 г. услугами телемедицины в России воспользовалось более 10 млн человек. Например, «СберЗдоровье», где можно получить медпомощь на платной основе, используют 7,5 млн человек. Ведутся работы над внедрением оплаты телемедицины за счет средств ОМС в некоторых субъектах РФ – на Сахалине, в Татарстане, Нижнем Новгороде, Ульяновской и Ивановской областях.
Медицина движется в сторону предупреждения заболеваний – с помощью специальных приложений. Пользователи приходят в клиники с уже готовыми и собранными в цифровом виде результатами анализов, которые можно посмотреть в динамике: например, как менялся холестерин за последние несколько лет. Так, приложение Ornament, которое используется в России, США, Турции, Бразилии, СНГ, странах Европы, позволяет вести персонализированную историю здоровья, отслеживая изменение параметров годами и десятилетиями, сигнализируя о проблемах. Обнаружив высокий риск развития заболевания, приложение помогает пройти полную диагностику, подготовиться к визиту к профильному врачу (копии оцифрованных данных пациент может получить в любое удобное время).
Гаджеты в виде часов, колец, подкожных датчиков, умеющие считать шаги, калории, пройденные расстояния, следить за сном, измерять пульс и температуру тела, которые могут в несколько пикосекунд оценить любое изменение состояния здоровья, становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. К 2023 г. Минздрав России планирует запустить систему поддержки принятия врачебных решений на базе искусственного интеллекта.
К обозначенному сроку половина медучреждений может перейти на использование этой базы. «Лечащая» медицина – серьезное экономическое бремя для любого государства. Стоимость койко-дня, препаратов, оплата больничных, лечение осложненных форм, инвалидизация, восстановление после заболевания – невосполнимые затраты. В то же время профилактика и предупреждение заболеваний требуют меньших затрат.
Превентивная система здравоохранения и оказания медицинской помощи в Канаде, Швеции, Франции, Германии, Великобритании и Японии доказала свое превосходство над моделью страховой лечащей медицины. В этих странах почти нулевой процент материнской и младенческой смерти, а также низкая детская и общая смертность.
Одобренный в 2016 г. план преобразования системы здравоохранения в Швеции к 2025 г. будет полностью адаптирован в e-health модель. Врачи сами рекомендуют своим пациентам использовать медицинские приложения, чтобы те не приходили лишний раз в клинику и могли самостоятельно следить за здоровьем, предупреждая болезни. В США стали популярны специальные приложения, которые предупреждают, если какие-то из прописанных разными врачами лекарств несовместимы друг с другом.
В больницах Сингапура используют виртуальные системы: медсестра регистрирует в системе подробную информацию о состоянии здоровья пациента, а компьютерный алгоритм устройства рекомендует необходимые тесты и консультации со специалистами.
Но если предупреждение заболеваний можно отдать health tech, то в лечащей медицине врача заменить нельзя. Врожденные заболевания, беременность, роды, иммунизация, неотложная помощь требуют врачебного присутствия. Однако цифровые решения существенно модернизируют и облегчают рутинную работу медиков.