За полгода в столице отреставрировали 50 объектов культурного наследия
До конца текущего года планируется обновить еще 150 объектовЗа первые шесть месяцев 2024 г. в Москве отреставрировали 50 объектов культурного наследия, сообщил в своем блоге мэр города Сергей Собянин. В числе зданий – дом Лопатиной, бывший доходный дом Шугаевой и палаты Гребенщиковых. По словам Собянина, сохранение истории и культурного наследия города – важная часть работы московского правительства. «С 2011 г. она ведется непрерывно, и за это время мы отреставрировали уже более 2000 памятников, среди которых усадьбы, храмы, фонтаны, станции метро и даже старейший чугунный павильон трамвайной остановки», – отметил мэр.
В своем блоге Собянин подробно рассказал о работах, которые проводились над завершенными объектами. Например, в доме Лопатиной в Гагаринском переулке отреставрировали фасады – специалисты расчистили белокаменный цоколь, восполнили деревянные декоративные элементы, удалили отошедшую штукатурку, отреставрировали лепной декор, привели в порядок бревенчатые колонны. Само здание, усадьба начала XIX в., было известно на всю Москву благодаря «лопатинским средам» – собраниям, на которые хозяин дома, судебный деятель и публицист М. Н. Лопатин, приглашал видных деятелей науки и искусства. Среди гостей были, например, Афанасий Фет, Федор Тютчев, Лев Толстой и Иван Бунин. Сейчас в здании находится одно из отделений Российской академии художеств.
В усадьбе XVIII–XIX вв. в районе Зюзино на Перекопской улице специалисты привели в порядок кирпичную кладку, штукатурку, белокаменные колонны и цоколь, заменили столярные заполнения, инженерные коммуникации, кровлю, стропильную систему, напольное покрытие. «Задачей специалистов было не только вернуть зданию вид, которое оно имело триста лет назад, но и приспособить его для современного использования», – пояснил в своем блоге Собянин. Сейчас в усадьбе работает обновленный Музей Зюзинской волости, а в ближайшем будущем на первом этаже разместится кинотеатр. В главном доме городской усадьбы Ф. А. Остермана – частном доме Мясницкой полицейской части в Хитровском переулке – реставраторы заменили инженерные коммуникации, поменяли уличные металлические двери на деревянные филенчатые, а пластиковые стеклопакеты – на более аутентичные деревянные окна из хвойных пород. По фасадам провели работы по белому камню – очистили, восполнили утраты, обработали специальными составами и покрасили. Внутри здания специалисты демонтировали более поздние перегородки, очистили стены, столбы и своды от цементной штукатурки, отреставрировали дореволюционный паркет, гипсовые литые карнизы и лестницу. В одном из помещений в цоколе нашли небольшой участок с метлахской плиткой предположительно конца XIX в. Ее расчистили и сложили заново. Сейчас здесь находится административное здание Высшей школы экономики.
В палатах Гребенщиковых XVIII в. на Таганской улице, некогда принадлежавших основателю первой русской керамической фабрики, выпускавшей курительные трубки, посуду и статуэтки, Афанасию Гребенщикову, специалисты очистили стены и своды от поздней штукатурки, воссоздали разрушенные ступени лестницы спуска в подвал, отреставрировали сохранившуюся белокаменную кладку, раскрыли печное зеркало в стене и камин в одном из залов. На главном фасаде привели в порядок лепной декор, восстановили наличники окон и базы пилястр первого этажа. Сейчас в здании расположен ресторан.
На Садовой-Самотечной улице отреставрировали бывший доходный дом Анны Шугаевой. Его фасады украшают скульптуры львов и барельефы крылатых львов, а главная особенность здания – статуя опирающегося на меч рыцаря в латах, расположенная на уровне седьмого этажа. Специалисты отреставрировали архитектурно-лепной декор, в том числе маскароны львов и статую рыцаря, а также привели в порядок металлические рамы, окна и двери, очистили стекла и вернули исторический облик ступеням главной лестницы и металлическим ограждениям маршей. «В наши дни дом по-прежнему остается жилым», – отметил Собянин.
В Новомосковском округе в доме отдыха «Архангельское», расположенном в усадебном комплексе XIX в., специалисты сделали отмостки и провели гидроизоляцию, отремонтировали кровлю и цоколь, расчистили отходящие участки штукатурки, заполнили сколы, трещины и утраты, усилили кладку стен и декоративных элементов. Сейчас здесь, как и раньше, работает оздоровительный комплекс.
В работе у реставраторов находится еще 500 памятников архитектуры, сообщил мэр Москвы. Это, например, усадьба Останкино, где работы ведутся в Египетском и Итальянском павильонах и на фасадах центральной части дворца-театра, здание Савинского подворья и доходный дом XIX в. в стиле эклектики в Кропоткинском переулке. До конца года специалисты планируют завершить обновление еще порядка 150 объектов культурного наследия, отметил Собянин.
Одной из основных технических сложностей при реставрационных работах опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты называют трудности с материалами и специалистами. Если говорить о реставрации фасадов, необходимо применять оригинальные материалы, здание должно полностью соответствовать первоначальному проекту, указывает архитектор, основатель архитектурно-градостроительной компании «Яуза» Илья Заливухин. «Такие материалы найти довольно сложно: должны быть использованы соответствующие технологии», – констатирует он. При применении деревянных материалов не каждый специалист умеет работать с ними в той технике, которая использовалась в прошлые века, добавляет председатель правления фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков.
Огромный дефицит специалистов – сейчас в целом проблема реставрации, говорит вице-президент Союза реставраторов России Сергей Куликов: наблюдается в том числе нехватка исследователей, проектировщиков, мастеров. «Отсюда возникает вопрос времени: как провести работы – чуть дольше и получить желаемый результат или просто быстро, лишь бы был факт исполнения с не всегда понятным итогом», – отмечает он. По планировке сложность заключается в том, что это здание эксплуатируется обычно не так, как первоначально задумывалось, и собственник может быть против изменения внутренних планировок в соответствии с оригинальными, указывает Заливухин. «Если все же меняется внутренняя планировка, то оригинальные характеристики здания меняются. Сложность и основная задача в том, как отреставрировать здание с приспособлением под современное использование: если там другая функция, то она требует изменения планировочных решений», – говорит он.
В целом сам факт того, что город работает с наследием, – положительный, отмечает Куликов. «Для города памятник архитектуры – это история, цивилизационный код, идентичность. Город должен быть узнаваемым», – подчеркивает он. Расходчиков указывает, что есть понятие «уникальности объекта» – такие объекты пользуются туристическим спросом и создают особую атмосферу места. «Соответственно, они помогают экономике – люди приходят в эти места, тратят деньги на сувениры или в кафе, если в историческом здании расположено кафе», – поясняет он. Эксперт добавляет: с одной стороны, есть претензии, когда какие-либо исторические здания сносятся или некорректно реставрируются. С другой – Москва действительно приводит в порядок очень большое количество исторических объектов, и те работы, которые проводятся, позволят этим объектам стоять десятилетиями или даже дольше и приносить пользу городу.