В темноте вкуснее. Как цвет, звуки и освещение влияют на наше питание
Кому нужно есть в тишине и чем поможет белая тарелкаЕда – важная составляющая жизни. Она может быть источником удовольствия, принести пользу или нанести вред. «Ведомости. Город» поговорил с диетологами, нутрициологами и психологами о том, как цвет, звук и свет влияют на пищевое поведение человека.
Шумовой фон может воздействовать на вкус еды, гласит исследование австралийских ученых, опубликованное на научном портале ScienceDirect в январе этого года. Например, еда под расслабляющую музыку участникам эксперимента казалась вкуснее. Шум ресторана и дорожного движения снижали привлекательность пищи: чем выше становились окружающие звуки, тем менее вкусной она казалась. Специалисты разных стран давно изучают то, как внешние факторы влияют на пищевое поведение. И как показывают эксперименты, управляя цветом, светом и звуком, можно увеличивать или уменьшать аппетит.
Цвет и объем
По словам Анны Коробкиной, врача-диетолога израильского госпиталя Hadassah, человек испытывает на себе воздействие цвета. Имеет значение даже контраст. В 2006 г. в США был проведен эксперимент с участием 60 добровольцев, которых пригласили за шведский стол. Одним дали пасту с красным соусом на белых тарелках, другим – с белым соусом на красных и наоборот (белое на белом и красное на красном). Те, кто ел с тарелок с меньшим контрастом (белое на белом, красное на красном), съели на 30% больше. На контрасте с белым лучше виден объем продуктов. В 2018 г. ученые из Университета Хаджеттепе (Турция) опубликовали исследование о влиянии красных, белых и черных тарелок на аппетит у женщин. Меньше всего съедали те, кто ел с белых тарелок. Этот фактор работает в столовых – там люди всегда едят с белых тарелок и так им легче объективно оценивать порцию, говорит Мария Кардакова, зарегистрированный нутрициолог Association for Nutrition в Британии, автор книги «Сначала суп, потом десерт».
Детям, как правило, предлагают разноцветные тарелки, но так их можно дезинформировать. У взрослого человека достаточно натренированные глаз и мозг, чтобы видеть и оценивать объемы. У детей эта функция еще не развита, поэтому лучше сервировать им еду на белой тарелке. По словам Кардаковой, моделируя цвета у себя на тарелке, можно повышать или снижать аппетит. Например, принцип, которым пользуются производители конфет, – разноцветная оберточная бумага. В ней сладости становятся более привлекательными, особенно для детей. Чтобы себя каким-то образом стимулировать на более здоровое питание, можно готовить и выкладывать на тарелку полезные цветные продукты. Этот принцип хорошо освоили в азиатской кухне. Например, блюда из лапши с разными наполнителями: курица, морепродукты, разноцветные овощи, зелень, специи.
Холодные оттенки цветов снижают аппетит, а теплые – повышают, отмечает клинический психолог Юлия Павлова. Например, для детей-малоежек столовые советуют оформлять в теплых тонах. Это обусловлено работой вегетативной нервной системы человека, которая состоит из двух составляющих: симпатической и парасимпатической (первая отвечает за мобилизацию человека и его действия, вторая, наоборот, за спокойствие, торможение, ступор). Красный, желтый и оранжевый возбуждают в большей степени симпатическую нервную систему и немного подавляют работу парасимпатической. Фиолетовая, сине-зеленая гамма, более холодная, наоборот, повышает работу парасимпатической.
«Еда обязательно должна быть цветной, красивой и радующей глаз. Нам важно получать удовольствие от еды, чтобы ее правильно и хорошо усвоить с физиологической точки зрения», – уверен психолог, специалист по пищевым расстройствам Егор Егоров. Некрасивая, бесцветная еда не приносит человеку вкуса. Обращая внимание на вкус, цвет и свойства еды, можно и удовольствие получить, и раньше остановиться.
Свет и аппетит
Широкое распространение искусственного освещения изменило не только общемировой график работы, но и питание: люди перестали ориентироваться на дневной свет при приеме пищи. По большей части именно искусственный свет становится причиной нарушения метаболических процессов и приводит к перееданию и ожирению, выяснили ученые из Амстердамского университета, чье исследование опубликовано в журнале Кембриджского университета.
«Приглушенный свет возвращает нас в полутрансовое состояние и младенчество: люди начинают проваливаться в самую раннюю стадию развития, которая называется «оральная стадия». Это возраст от рождения до года. Тогда единственным удовольствием, которое получал ребенок, была еда. И в таком состоянии человек очень часто переедает. Приглушенные тона успокаивают нашу нервную систему, и мы можем долго сидеть и есть», – объясняет Павлова.
По мнению Кардаковой, очень многое зависит от темперамента и от того, как и в каких условиях работает человек в течение дня в офисе – с искусственным освещением или при дневном свете. Имеет значение и режим дня: если человек не завтракает или не обедает, вечером ему захочется что-то быстро съесть.
«Я рекомендую экспериментировать. Например, устроить пикник в поле при дневном свете. Прислушаться к себе: как хочется организовать прием пищи? Хочется ли смотреть по сторонам, замедляться или, наоборот, есть ощущение похода и нужно быстрее все съесть, закинуться энергией и двигаться дальше», – рассказывает Кардакова. Также она предлагает экспериментировать с едой в темноте. Это хорошая практика для тех, кто мог потерять ощущение разнообразия вкусов, ест просто ради того, чтобы есть, и не получает удовлетворения даже от любимых ранее продуктов. Так можно расширить чувствительность к вкусам (начать различать более разнообразные оттенки, кроме ярко-соленого, ярко-сладкого, горького, кислого).
«Темнота заставляет еще больше фокусироваться на вкусе и отсекать другие раздражители. В таких условиях люди редко объедаются, – подтверждает Егоров. – За счет грамотной работы со светом и звуком рестораны высокой кухни делают из приема пищи аттракцион. Все в них организовано таким образом, чтобы у человека повышалось удовольствие». В ресторанах быстрого питания, наоборот, все нацелено на то, чтобы клиент съел много и быстро.
Звук и скорость
Если в ресторане включить быструю музыку, то люди будут есть быстрее, чем в зале, где играет медленная спокойная мелодия. В декабре 2020 г. ученые из Орхусского университета (Дания) выяснили: чем медленнее музыка, тем медленнее человек ест и меньше съедает, гласят данные ScienceDirect. При этом наличие любой мелодии значительно увеличивает продолжительность приема пищи по сравнению с едой в тишине.
Органы чувств, зрение и слух – это воспринимающие органы, которые влияют на вегетативную нервную систему, рассказывает Павлова. Например, к ритму быстрой музыки человек подстраивается, и вместе с яркими цветами в ресторанах фастфуда это приводит к эффекту бессознательного питания, человек не слушает свой организм.
Звуки еды, ресторанов, улицы ускоряют и отвлекают. «Возникает ощущение, что нужно съесть и бежать что-то делать», – рассказывает Кардакова. С громкой музыкой человек перестает слышать себя, свою речь, процессы жевания и, конечно, может совсем отключиться и просто бездумно закинуть в себя еду. А звуки природы, наоборот, замедляют, указывают ученые из Орхусского университета. «Если вы знаете, что переедаете или не умеете есть медленно, можно попробовать поесть под музыку медитации, звуков природы или классическую музыку. Такие практики могут немного вернуть в состояние спокойствия», – говорит Кардакова.
Хотя за восприятие разных типов информации отвечают разные органы и связанные с ними структуры головного мозга, чувства человека все равно работают одновременно, добавляет Коробкина. Это касается и работы вкусовых рецепторов. Шум может нарушить восприятие вкуса: например, сладкая еда покажется менее сладкой и захочется добавить еще больше сахара. Именно поэтому людям, которые следят за весом, советуют есть в тишине.
Индивидуальный подход
Прожектор внимания – одно из немногих, чем можно управлять в своей психике, говорит психолог Егоров. Чем меньше человек обращает внимания на то, что ест, на вкус, на то, как еда выглядит, тем больше переедает. Он советует подбирать окружающую атмосферу индивидуально под себя.
По словам Кардаковой, на пищевое поведение также сильно влияет то, как мы питались в детстве: привыкли есть в стрессе или в спокойной атмосфере либо в принципе нет предрасположенности к влиянию внешних факторов. Есть люди, которые могут сидеть в центре шумного города, недалеко от автобусной остановки и размеренно 40 минут есть круассан.
Если у человека утолен эмоциональный голод, ему не нужно заедать то, что у него внутри, отмечает Павлова. И тогда влияние внешних факторов не будет подавляющим – человек сможет себя контролировать. Но если отношения с едой нарушены, чтобы изменить пищевое поведение, прежде всего нужно понять, что именно человек заедает, какие у него внутриличностные психологические проблемы.
«Если человек хочет изменить что-то в своем пищевом поведении, ему нужно себя хорошо знать. А для этого необходимо экспериментировать и наблюдать», – добавляет Кардакова. Сходить в темный ресторан, где играет музыка, а возможно, наоборот, посетить тихое светлое место. Заказывать примерно одно и то же блюдо и сравнивать свои ощущения. Экспериментальный подход очень важен – нужно стремиться найти для себя максимально комфортные условия для разных жизненных обстоятельств, а не использовать универсальные рекомендации от других людей.