Координаторы в деле: как в столице работает «Социальная служба в больницах»
Сервис помощи пациентам позволяет решать не связанные с лечением вопросыУже три года в Москве работает сервис поддержки и помощи пациентам стационаров – «Социальная служба в больницах». Ее основная задача – освободить врачей от решения немедицинских вопросов и помочь пациентам справиться с трудностями, возникающими во время госпитализации и после
С момента запуска в столице в 2021 г. сервиса «Социальная служба в больницах» его координаторы и психологи оказали пациентам и их близким свыше 250 000 услуг, сообщил в октябре в своем личном блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
Какую помощь сейчас могут получить пациенты столичных больниц от социальной службы, какие услуги наиболее востребованы, а также как сервис будет развиваться в дальнейшем – узнал «Ведомости. Город».
Человеку нужен человек
Идея создания проекта «Социальная служба в больницах» появилась у московских властей после успешного опыта взаимодействия ведомств во время пандемии COVID-19. Тогда во временных госпиталях вместе с медиками работали специалисты социальной защиты, рассказала заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Оксана Шалыгина.
«Представители социальной сферы оперативно справлялись не только с поиском родственников пациентов, но и решали вопросы, которые медикам было разрешить сложно. Например – организация социального обслуживания на дому для одиноких людей, нуждающихся в послебольничном уходе», – пояснила Шалыгина.
Опыт оказался успешным, и в сентябре 2021 г. был запущен проект «Социальная служба в больницах». Сначала он работал в пилотном формате в семи городских больницах, среди которых НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, больницы им. А. К. Ерамишанцева, им. С. С. Юдина и проч., сообщила «Ведомости. Городу» Юлия Макарцева, директор координационного центра по межведомственным проектам (является оператором по предоставлению социальной помощи в больницах) департамента труда и социальной защиты населения Москвы.
Сегодня сервис «Социальная служба в больницах», как уточнили «Ведомости. Городу» в департаменте труда и соцзащиты, работает уже во всех городских клинических детских и взрослых больницах общего профиля, его специалисты – 120 социальных координаторов и около 40 психологов – помогают пациентам решать различные вопросы, не связанные напрямую с их лечением.
Первыми после врачей общение с пациентами начинают социальные координаторы, они выясняют, какая именно помощь требуется. Специалисты берут на себя решение всех немедицинских вопросов, которыми раньше занимались медработники, отметила Шалыгина. Например, координаторы связываются с родственниками, помогают в оформлении необходимых документов, налаживают взаимодействие с различными ведомствами.
Если того требуют обстоятельства, к работе подключаются специалисты Московской службы психологической помощи населению – они проводят консультации и оказывают психоэмоциональную поддержку пациентам и их родственникам, отметила Макарцева. При этом запрос на такую помощь является одной из самых востребованных услуг «Социальной службы в больницах» – за три года было проведено более 50 000 психологических консультаций, добавила Макарцева. На втором месте по популярности у пациентов стала услуга по организации и сопровождению выписки – более 20 000 обращений, на третьем – помощь координаторов в налаживании связей с родственниками, чтобы за пациентом было кому ухаживать уже не в стенах медучреждений, за ней обращались более 17 000 раз.
Еще одно звено «Социальной службы в больницах» – служба сервиса. Она состоит из администраторов – сотрудников координационного центра по межведомственным проектам. Их задача – оптимизировать работу, составить индивидуальный и наиболее эффективный план оказания помощи пациенту, продолжает Макарцева: «Кроме того, служба сервиса обеспечивает взаимодействие с организациями департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по вопросам дальнейшей маршрутизации пациента».
Помимо облегчения работы врачей и поддержки пациентов у «Социальной службы в больницах» есть и сугубо практичная задача – сокращение количества пациентов, не выписанных из медучреждений по социальным показаниям, говорит Шалыгина: «Например, пожилой человек после инсульта не может быть выписан домой, потому что ему нужен постоянный уход, а родственников у него нет».
Социальные координаторы решают эти проблемы: помогают организовать надомную или стационарную социальную помощь. Сегодня пациентов, не выписанных по социальным показателям, по словам Шалыгиной, в московских больницах нет.
Неоценимая помощь
Количество социальных координаторов в больнице зависит от направления и специализации медучреждения, сообщили «Ведомости. Городу» в департаменте труда и соцзащиты. В обычных больницах работают от одного до трех координаторов, а во флагманских центрах экстренной помощи – восемь плюс один старший социальный координатор.
«Не все пациенты, доставленные по скорой, нуждаются в госпитализации, но при этом им может потребоваться соцподдержка. А значит, собрать «социальный портрет» и начать процесс по оказанию помощи нужно максимально оперативно – не более чем за два часа», – говорит Макарцева.
В детских больницах социальные координаторы работают с родителями и другими законными представителями несовершеннолетних пациентов, оказывают им психологическую поддержку, а также консультируют о тех сервисах, которые могут помочь в будущем, добавила Макарцева.
Социальным координатором может стать как опытный, так и начинающий специалист, главные требования – наличие образования по направлению «Социальная работа» и понимание того, как устроена система предоставления социальных услуг в Москве. Плюсом будет образование в области психологии и опыт работы в социальной сфере.
«Конечно, знать все нюансы невозможно. Поэтому в течение трех месяцев социальные координаторы проходят испытательный срок в больнице, во время которого обучаются и погружаются в профессию. В дальнейшем мы планируем запустить программу специального обучения социальных координаторов», – рассказала Макарцева, уточнив, что разработка такой программы уже началась.
Социальные координаторы оказывают неоценимую помощь врачам и пациентам, солидарны опрошенные «Ведомости. Городом» руководители медучреждений Москвы. Фактически они взяли на себя немедицинские задачи, что позволило врачам и медперсоналу все свое время уделять исключительно лечению пациентов, говорит заместитель главного врача клинической больницы им. Вересаева Анна Андреева.
Социальные координаторы помогают в восстановлении утерянных документов, поиске родственников, налаживании связи с ними, даже если близкие находятся в других городах, а порой – и странах, отметила, в свою очередь, заведующая неврологическим отделением клинической больницы им. Буянова Ольга Сажина. По ее словам, сегодня уже сложно представить работу медучреждений без участия социальных координаторов.
«Были разные ситуации, когда поступали неопознанные пациенты. И соцкоординаторы помогали находить их родственников. Случалось даже такое, что соединялись целые семьи. И, конечно, такая работа очень важна для всех», – рассказал «Ведомости. Городу» директор Научно-исследовательского института скорой помощи им. Склифосовского Сергей Петриков.
Пионеры соцподдержки
Социальные службы при лечебных учреждениях существуют в ряде регионов России, но Москва стала пионером в масштабном внедрении данной модели поддержки, отмечает медицинский директор Федеральной сети клиник экспертной онкологии «Евроонко» Андрей Ворыханов. На медперсонал в клиниках, по его словам, порой возлагается множество функций, которые не имеют отношения к оказанию медицинской помощи: «Поэтому, безусловно, очень нужны отдельные специалисты, которые были бы, с одной стороны, глубоко погружены в работу медицинской организации и вообще во всю нашу врачебную тематику. С другой – брали бы на себя решение социальных проблем пациентов, которые порой требуют комплексного и своевременного решения».
Важную работу «Социальная служба в больницах» выполняет и с точки зрения психологической поддержки пациентов, ведь здоровье – это не только отсутствие болезни, но и состояние физического, психического и социального благополучия человека, уверен психолог Антон Кузьминых. И если усилия врачей часто сконцентрированы на физическом благополучии человека, то психологическое и социальное благополучие – это преимущественно забота самого пациента, поясняет психолог: «И как раз в этом вопросе усилия социальных координаторов могут поддерживать и приумножать работу врачей, делать картину здоровья более полной».
Проект правительства Москвы по созданию службы социальных координаторов – это очень позитивная и полезная программа, резюмировал Ворыханов.