Сделай сам: большинство предпринимателей лично продвигают свои продукты
«СберМаркетинг» и «Эвотор» оценили рекламные возможности малого бизнесаВ малых предприятиях часто нет маркетологов. 57% собственников лично занимаются продвижением компаний. 37% предприятий выделяют для этих целей в штате сотрудников. В 23% случаев услуга передается на аутсорсинг. Такие данные были получены в ходе исследования «СберМаркетинга» и IТ-компании «Эвотор», которое проводилось в августе 2024 г.
Аналитики ставили цель выяснить, какие методы используют предприниматели, каким бюджетом располагают и в каком формате хотят осваивать маркетинг. Было проведено 400 интервью среди собственников малого и микробизнеса в возрасте от 18 до 60 лет. Они представляли разные отрасли – от торговли и строительства до образования и общепита. Опрос проводился в городах с населением более 100 000 человек.
Знать и применять
Выяснилось, что 83% предприятий целенаправленно продвигают свой бизнес. При этом используют различные способы популяризации продуктов. Предприниматели знакомы в среднем с 13 инструментами, а используют пять из них.
В тройке наиболее распространенных способов продвижения, известных малому бизнесу, интернет-реклама – ее выбрали 68% опрошенных, рассылки – 63%, освещение в СМИ – 62%. Среди digital-инструментов, которые непосредственно используются, популярнее всего SMM – 34%, интернет-реклама – 29%, CRM-рассылки (рекламные рассылки через email, sms, мессенджеры. – «Ведомости. Город») – 28%, сайт компании – 26%. Женщины-предпринимательницы чаще, чем мужчины, продвигают бизнес через рекламу у блогеров (66% против 48%) и чат-боты (51% против 40%). Мужчины больше используют SEO, т. е. работы по оптимизации сайта под требования поисковых систем (19% против 11%).
В ближайший год представители малого бизнеса планируют внедрять прежде всего интернет-рекламу. В их планах также создание веб-сайта, проведение посевов в соцсетях (размещение нативной рекламы в сторонних группах от имени сообщества или блогера. – «Ведомости. Город») и продвижение в СМИ.
Определились также самые известные инструменты в офлайне: реклама на ТВ – 74%, наружная реклама – 73%, раздача и расклейка листовок – 70%. При этом предприниматели чаще всего используют листовки (32%) и «наружку» (31%).
Найти точки роста
Большинство опрошенных (79%) предпочитают digital-способы продвижения, тогда как офлайновые задействует 71%. Молодые предприниматели чаще применяют оба подхода.
«Как предприниматель, который управлял и развил не один бизнес, хочу подчеркнуть важность маркетинга для роста и масштабирования компании. На начальных этапах развития многие собственники компаний берут на себя роль директора по маркетингу», – комментирует основатель и генеральный директор «СберМаркетинга» Станислав Андреев. По его словам, чтобы бизнес эффективно рос, нужен системный подход к продвижению. Фундаментом для такого подхода являются маркетинговые исследования, которые помогают клиентам находить новые точки роста, подчеркивает Андреев. «Согласно нашему исследованию, 65% собственников готовы уделять час и более в неделю на изучение инструментов продвижения. Это значит, что большинство понимают значимость влияния маркетинга на бизнес», – добавляет он.
Лояльность к покупателю
По мнению организаторов опроса, важно объяснить бизнесу, как правильно использовать данные из клиентской базы для повышения продаж и развивать программы лояльности.
По данным «Эвотора», доля малых и средних предприятий, которые используют программы лояльности, выросла в стране с 2% в 2019 г. до 31% в 2024 г. (проанализировано 350 000 предпринимателей). В несетевом бизнесе программы лояльности наиболее распространены в кофейнях (49%), парфюмерных магазинах (43%), пекарнях, парках аттракционов, магазинах косметики (по 41%), кафе (39%), столовых (38%), зоомагазинах (37%), магазинах товаров для дачи, канцтоваров и ювелирных изделий (по 36%), хозяйственных и кондитерских магазинах (по 34%).
«Просто скидочными программами сейчас пользуются мало, они не мотивируют покупателя вернуться. Предприниматели предпочитают бонусные программы и сгораемые бонусы, чтобы стимулировать повторные покупки», – говорит коммерческий директор компании «Эвотор» Александр Мышкин. Он отмечает, что в то же время многие предприниматели по-прежнему дают скидку по ощущениям, а не системно, не используя программы лояльности.