Полгода под санкциями. Столичный общепит адаптируется к новой жизни
За первое полугодие оборот столичных ресторанов, баров и кафе превысил 244,5 млрд рублейНесмотря на санкции, в Москве продолжает расти число кафе и ресторанов. Если в 2020 г. их было 17 838, то в январе – июле этого года посетителей принимало уже 20 296 заведений. В Москве начали развиваться импортозамещенные бренды. Как сегодня развивается ресторанный бизнес в Москве и какие проблемы до сих пор остаются не решенными? Подробности – в материале «Ведомости. Города».
Новые старые бренды
Открытие российского аналога McDonald’s стало одним из главных событий для ресторанного бизнеса после введения западных санкций. Однако и ребрендинг известной сети кофеен не остался без внимания публики и СМИ. Открытие ребрендированной кофейни на Арбате для прессы прошло 18 августа, а с 19 августа она открыла двери для всех желающих.
До конца сентября планируется открытие 90 кофеен, а также 30 заведений сети в других городах.
Тем временем импортозамещенный MacDonald’s рапортует о новых успехах. Открывшаяся два месяца назад в столице сеть ресторанов быстрого питания разрослась до 500 предприятий по всей России, следует из пресс-релиза организации. Сообщается также, что сейчас предприятие остается крупным работодателем – там трудится порядка 62 000 человек, 10 000 из них работают с 12 июня.
Не все улажено
Ресторатор Алексей Васильчук рассказал «Ведомости. Городу» о том, что за прошедшие полгода ресторанный бизнес в столице успел адаптироваться к новым, санкционным условиям. Вместе с тем остается несколько нерешенных проблем.
«Продуктовая проблема практически решена – правда, есть позиции, которые сильно поднялись в цене... Вторая проблема, которая не до конца решена, – алкогольная. Речь идет о контрактах, которые уходят из страны. Какие-то бренды объявили об уходе, но их продукция есть на складах. Что будет, когда все закончится, никто не понимает», – сказал Васильчук.
По его словам, такая ситуация может дать толчок к развитию российского рынка алкогольной продукции. Кроме того, по словам эксперта, решить другой немаловажный вопрос, связанный с потоком потребителей, в дальнейшем поможет развитие внутреннего туризма. «Все думают, что внешний туризм достаточно ограничен, будет внутренний туризм. Корзина потребления включает в себя походы в кафе, рестораны и т. д.», – рассказал Васильчук.
Основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов, напротив, находит в санкциях и плюсы для рынка. В частности, помог тот же туризм, о котором рассуждает Васильчук. «Как выяснилось, выезжало россиян гораздо больше, чем приезжало иностранцев. Если мы говорим про Москву, многие россияне, выбирая место отдыха, поехали в столицу. Отчасти из-за того, что закрыты границы, отчасти из-за того, что до российского юга сложно добраться», – рассказал в беседе с изданием Миронов.
Следующий плюс от санкций – снижение административного давления. По словам Миронова, у ресторанного бизнеса до этого момента было много всевозможных проверок. «Я об этом как омбудсмен ресторанного рынка Москвы говорю: все проблемы отпали. Количество обращений ко мне снизилось, наверное, в 20 раз», – отметил Миронов.
По его словам, сохранить его бизнес помогла изначальная ориентация на импортозамещение. В приготовлении блюд были использованы только отечественные продукты. «Мы приняли решение работать с российской продукцией. Наши продукты, которые не брали рестораны, остались. Есть кижуч, есть нерка, есть черная треска», – рассказал Миронов.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов так же оптимистично смотрит в будущее ресторанной индустрии. Например, по его словам, перебоев с поставками продуктов в столице вряд ли стоит ожидать. «Рестораторы однозначно выстраивают новые логистические схемы для их закупок, находят новых поставщиков. Возможно, какие-то деликатесы исчезли из меню, тем не менее никаких рисков для их оскудевания я не вижу», – отмечает собеседник «Ведомости. Города».
По словам Хазанова, если владельцы кафе и ресторанов будут чаще заказывать продукты у российских фермеров, то это даст мощный импульс развитию сельского хозяйства и рыбоводства в нашей стране.
Отметим, по данным столичной мэрии, в Москве постоянно растет число предприятий общественного питания. Если в 2020 г. их было 17 838, то в 2021-м это число увеличилось до 18 558. А в январе – июле этого года посетителей принимало уже 20 296 заведений. По прогнозам опрошенных «Ведомости. Городом» экспертов, положительная динамика может сохраниться и в этом году.
Позитивные показатели
По официальным данным мэрии Москвы, за первое полугодие 2022 г. оборот столичных ресторанов, баров и кафе превысил 244,5 млрд руб. Это на 39,5% выше аналогичного показателя 2021-го и более чем вдвое выше показателя первого полугодия 2020 г. Также отмечается рост посещаемости заведений – за первые шесть месяцев 2022 г. количество чеков в ресторанах, барах и кафе Москвы достигло 373,5 млн, что на 24% больше того же периода 2021 г. и на 66,7% – 2020-го. При этом с начала года ценник в заведениях остался примерно на том же уровне. Средний чек вырос с 650 руб. в январе до 692 руб. в июне.
«Последние семь лет столичные меры поддержки и всякого рода коммуникация с правительством Москвы сильно отличаются от того, что было до. Всегда находимся в постоянном контакте с профильным департаментом. Ежегодно раз или два мэр Москвы встречается с рестораторами, выслушивает наши проблемные точки и помогает в их решении», – отметил Васильчук.
В столице после введения санкций действует целый ряд мер поддержки. В их числе – гранты на создание точек быстрого питания. Предпринимателям на эти цели выделялось от 1 млн до 5 млн руб. на одну точку. Программа стартовала 23 марта. Из-за большого числа заявок ее продлили не до 30 июня, как планировалось изначально, а до 31 июля.
Также отраслевые компании могут воспользоваться освобождением от НДС, в случае если оборот составляет до 2 млрд руб. в год и более 70% выручки формируется от услуг общепита. Действует городская программа льготного кредитования для объектов МСП, ставка – 9% годовых на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. При этом максимальный размер кредита – 50 млн руб.
Кроме того, в Москве действует мораторий на повышение в 2022 г. ставок арендной платы за земельные участки и объекты нежилого фонда, которые принадлежат городу. Также действует мораторий на проверки контролирующих органов и происходит снижение регуляторного давления.