Объем поддержанного Москвой экспорта увеличился в 2024 году почти в два раза
Среди ключевых факторов роста – географическая и товарная диверсификация, отмечают экспертыВ январе – октябре 2024 г. объем экспорта, который был поддержан Московским экспортным центром (МЭЦ), увеличился на 90% к тому же периоду 2023 г. и составил 19,9 млрд руб., сообщили «Ведомости. Городу» в МЭЦе.
Если сравнить текущую динамику с показателями за предыдущие годы, темпы роста объема поддержанного Москвой экспорта кратно ускорились. Так, за весь 2023 год он увеличился на 13% к 2022 г. до 13,4 млрд руб., а в 2022 г. – на 15,5% к 2021 г. до 11,9 млрд руб., следует из данных МЭЦа.
Что выступает драйвером роста экспорта товаров и услуг столичных компаний, а также как меняется его структура по странам и видам продукции – узнал «Ведомости. Город».
Курс на Китай, Казахстан и Египет
Существенный рост объема поддержанного Москвой экспорта в январе – октябре 2024 г. к тому же периоду 2023 г. в самом МЭЦе связали с успешной переориентацией бизнеса на новые рынки «в условиях экономической нестабильности и международных санкций». В январе – октябре 2024 г. количество экспортных контрактов с дружественными странами, согласно данным центра, выросло в 2,2 раза в сравнении с тем же периодом 2021 г., в то время как с недружественными сократилось в шесть раз. Абсолютные цифры в МЭЦе не привели.
Среди стран – импортеров продукции московских предпринимателей в январе – октябре 2024 г. лидирует Китай: на него пришлось 24,7% (4,9 млрд руб.) от всего объема экспорта, поддержанного МЭЦем за указанный период, следует из его собственных данных. На второй позиции находится Казахстан (19,4%, или 3,9 млрд руб.), а на третьей – Азербайджан (15,3%, или 3 млрд руб.), указано там же. Четвертое место занял Узбекистан (7,1%, или 1,4 млрд руб.), пятое – Египет (6,5%, или 1,3 млрд руб.).
В 2,2 раза
Выросло в январе – октябре 2024 г. количество экспортных контрактов с дружественными странами в сравнении с тем же периодом 2021 г.
В сравнении с тем же периодом 2023 г. структура поддержанного Москвой экспорта претерпела довольно серьезные изменения. Годом ранее первое место также занимал Китай, но его доля в объеме экспорта была существенно выше и составляла 51,2% (5,4 млрд руб.), отметили в МЭЦе. Казахстан в январе – октябре 2023 г. при этом находился на пятой позиции, и его доля, наоборот, была ниже, чем в 2024 г., – 6,8% (714 млн руб.). На оставшихся позициях рейтинга за январь – октябрь 2023 г. были те страны, которые в 2024 г. в него не попали: вторую строчку тогда занимала Белоруссия (7,8%, или 819 млн руб.), третью – Монголия (7,3%, или 767 млн руб.), а четвертую – Бразилия (7%, или 735 млн руб.).
Значительный рост доли Казахстана, скорее всего, обусловлен продвижением потребительских товаров из Москвы в розничных сетях этой страны, считает научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли Президентской академии (РАНХиГС) Дмитрий Кузнецов.
При этом Казахстан, Китай и Узбекистан очень перспективны и с точки зрения промышленного экспорта российской продукции, а Египет и Монголия имеют экспортный потенциал как раз в секторе продовольственных товаров, продолжает Кузнецов: «Пока все эти страны, по нашей оценке, входят в топ по нереализованному потенциалу российского экспорта среди дружественных стран».
Товарная диверсификация
На изменения в структуре экспорта по странам, в частности, повлияли «диверсификация и расширение экспортных отраслей», пояснили в МЭЦе. Первую позицию в январе – октябре 2024 г. среди экспортных видов продукции заняла пищевая промышленность, на которую пришлось 26% всего объема экспорта, поддержанного МЭЦем, или 5,2 млрд руб. На втором месте – товары широкого потребления (18,8%, или 3,7 млрд руб.), на третьем – машины и оборудование (10,3%, или 2 млрд руб.). Четвертую строчку заняла химическая промышленность (8,2%, или 1,6 млрд руб.), пятую – электроника и электротехника (6%, или 1,2 млрд руб.).
В январе – октябре 2023 г. пищевая промышленность также удерживала лидерство, но имела намного более значимую долю в общем объеме экспорта – 57,2%, или 6 млрд руб. Чуть выше была и доля товаров широкого потребления (20,1%, или 2,1 млрд руб.). При этом более низкую долю имела химическая промышленность (6,8%, или 714 млн руб.) и в особенности машины и оборудование (4,9%, или 514 млн руб.). На остальные виды продукции (электроника и электротехника тогда не была выделена в отдельную категорию) в январе – октябре 2023 г. пришлось 11%, или 1,2 млрд руб.
Причина снижения доли пищевой промышленности – в кратном росте других товарных категорий, например машин и оборудования на фоне спроса со стороны развивающихся стран, говорит заместитель директора центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина.
Обновление структуры поддержанной Москвой внешней торговли по категориям продукции связано с тем, что на текущий момент в приоритете у МЭЦа – содействие экспорту высокотехнологичных продуктов и IТ-услуг, резюмировали в организации.
Снижение доли пищевой продукции в общем объеме экспорта не является критическим, ведь в абсолютном выражении ее сокращение составило менее 14%, оценивает доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова. Сдвиги в товарной структуре экспорта нашли отражение и в изменениях его географической структуры, отмечает Прикладова. Так, в Китай из России поставляются преимущественно продукты питания и если их доля в общем объеме экспорта снизилась, то закономерно, что и доля Китая тоже сократилась, предполагает она.
«А российская электроника и электротехника сейчас пользуются спросом в Египте, что отражается на изменении доли страны в московском экспорте в этом году», – резюмирует Прикладова.
Меры поддержки столичного экспорта
МЭЦ сегодня предлагает московским предпринимателям из сегмента малого и среднего бизнеса программы поддержки по трем направлениям – обучению и подготовке к выводу продукции на экспорт, продвижению и продажам в зарубежных странах, а также финансовые меры поддержки по уже заключенным контрактам.
Для обучения новичков МЭЦ, в частности, в 2018 г. запустил Московскую школу экспортера: за это время в ней было организовано 845 мероприятий, в которых приняло участие более 30 000 представителей бизнеса.
Кроме того, центр организует и акселерационные программы (проведено 32 потока), чтобы уже непосредственно подготовить предпринимателей к выводу продукции на экспорт.
В целях продвижения и увеличения продаж экспортеров МЭЦ в том числе финансирует размещение товаров московских предпринимателей в иностранных торговых сетях, помогает при заполнении карточек товара на местных маркетплейсах и оказывает при продажах на этих площадках маркетинговое сопровождение и юридическую поддержку. Кроме того, организация способствует проведению международных выставок и бизнес-миссий для укрепления бизнес-связей с зарубежными странами.
Также МЭЦ оказывает бизнесу финансовые меры поддержки. Первая – экспортный кешбэк: организация компенсирует до 50% налогов, уплаченных в бюджет столицы, или до 20% от суммы экспортного договора. Эта мера поддержки доступна для тех компаний, которые увеличили объем экспорта более чем на 20% или начали экспорт впервые. При этом максимальная сумма возмещения в год, как уточнили в МЭЦе, не превышает 10 млн руб. Принять участие в этой программе могут компании, которые зарегистрированы не менее года назад и являются налоговыми резидентами Москвы.
Вторая финансовая мера поддержки – предэкспортное финансирование. В рамках ее предприниматели могут получить целевой кредит в размере до 100 млн руб. от банков по льготной ставке (11%) на производство и поставку товаров по заключенным экспортным контрактам. В числе банков – партнеров МЭЦа Сбербанк, Промсвязьбанк и Совкомбанк. В этой программе могут принять участие компании, которые соответствуют требованиям, указанным выше, и имеют ОКВЭД в сфере обрабатывающего производства, деятельности в области информации и связи или профессиональной, научной и технической деятельности. И, что важно, у компаний должен быть заключен экспортный контракт с дружественными странами на поставку высокотехнологичных товаров, а его минимальная сумма должна превышать 10 млн руб.
В 2024 г. при поддержке МЭЦа экспортные контракты, в частности, заключила компания Logareon. В рамках этих соглашений Logareon поставляет и внедряет в Белоруссии IТ-системы управления складскими процессами, общая сумма контрактов – 17 млн руб., рассказал директор по развитию бизнеса этой компании Дмитрий Есипов. МЭЦ, как отметил он, организовал участие компании в международном ИКТ-форуме ТИБО, который проходил в июне в Белоруссии. Именно по его итогам, согласно словам Есипова, и был подписан контракт с заказчиком. Кто именно им является, он не раскрыл, ссылаясь на NDA.
В этом же году производитель фруктовых пюре и сиропов «Агробар» заключил при поддержке МЭЦа экспортный контракт на 1,14 млн руб. с туркменской компанией Best Food Trade. «Агробар» отгрузил в Туркмению замороженные пюре вишни, земляники, ежевики, маракуйи и т. д., уточнил менеджер по развитию внешнеэкономической деятельности этой компании Максим Киреев. МЭЦ, как пояснил он, выделил субсидию на размещение продукции и ее продвижение на международном b2b-маркетплейсе Ecasb: средства были направлены на оформление личного кабинета компании на площадке, создание карточки товаров с их подробным описанием на фарси, а также настройку ссылок для продвижения. Размер субсидии Киреев не раскрыл. Сейчас «Агробар» при содействии МЭЦа находится на этапе подписания экспортного контракта с Монголией и ведет переговоры с Таджикистаном, добавил он.
Драйвер – адаптация к санкциям
Ключевым фактором роста столичного экспорта стал выход на зарубежные рынки новых отечественных предприятий, считает Прикладова из РЭУ им. Г. В. Плеханова. С адаптацией российских предприятий к возникшим внешнеторговым ограничениям, в том числе по зарубежной логистике и проведению международных расчетов, связала увеличение объема поддержанного Москвой экспорта и Федюнина из НИУ ВШЭ. После введения санкций экспортом занимались прежде всего компании, которые первыми смогли перестроить свои цепочки поставок или, вероятно, изначально показали меньшую уязвимость к санкциям, пояснила она.
Сейчас же подтянулись прочие компании, которые чуть позже почувствовали санкции или чуть позже смогли к ним адаптироваться, отмечает Федюнина: «И теперь бизнесу интересны новые рынки сбыта, в том числе те, куда раньше отечественные экспортеры даже не смотрели».
Поддержка экспорта МЭЦем важна, причем для московского бизнеса ценны не только финансовые меры в условиях жесткой ДКП и высоких ставок по займам, отметила Федюнина: «Не менее важна для экспортеров организационная поддержка, связанная с участием в выставках, содействием в поиске зарубежных контрагентов и заключением контрактов».
Эксперты солидарны в том, что приоритетная поддержка МЭЦем высокотехнологичного экспорта – правильная ставка. Конкуренция на мировых рынках передовой продукции очень важна, поскольку позволяет стране «быть в тонусе» и регулярно повышать свой технологический уровень, уверена Федюнина: «Если Россия не будет конкурировать на мировых рынках передовых и высокотехнологичных товаров и технологий, то через некоторое время можно существенно отстать от мировых тенденций».
К тому же увеличение доли высокотехнологичной продукции вследствие ее более высокой рентабельности повышает общую эффективность поддержки экспорта, добавляет Прикладова.
«Один вложенный МЭЦем рубль, например, в поддержку продукции машиностроительного предприятия, увеличивает экспорт в большем объеме, чем в случае с продукцией предприятий пищевой отрасли», – резюмировала она.