Мы из Москвы: столичные экспортеры за год посетили 11 международных выставок
Городские бренды заключили контракты на 1,5 млрд рублей в 24 странахС начала года московские экспортеры при поддержке города посетили 11 международных выставок в дружественных странах. Среди них – Gulfood в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Tibo в Белоруссии, Gitex Africa в Марокко и Vietnam Expo во Вьетнаме, сообщила заммэра Наталья Сергунина.
По ее словам, Московский экспортный центр (МЭЦ) помог компаниям и взял на себя затраты на аренду и застройку площадки для переговоров, доставку экспонатов и организацию деловых встреч.
«С января на стенде Made in Moscow продукцию представили больше 180 столичных брендов. Еще 122 компании присоединились к зарубежным бизнес-миссиям в девяти государствах», – отметила Сергунина, чьи слова привела пресс-служба департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
В ведомстве добавили, что в столицу с ответным визитом прилетали делегации из Индонезии, Мексики, Алжира, Марокко и Египта. Сергунина добавила, что среди стран-партнеров столичных экспортеров есть Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сербия, Таиланд, Индия и Уругвай.
«Иностранных покупателей заинтересовали московские цифровые решения, техника и оборудование, продукты питания и мультфильмы», – добавила Сергунина. Она напомнила, что московские бренды заключили коммерческие договоры на сумму более 1,5 млрд руб.
Чем удивляли москвичи
Одним из участников программы МЭЦа стало столичное анимационное бюро, которое выпустило приключенческий сериал о девочке-волшебнице Есении. Коммерческий директор компании Марина Повх рассказала пресс-службе департамента предпринимательства и инновационного развития, что история их бюро «универсальна и понятна детям», но помощь Москвы позволила студии выйти на международный уровень.
Один из договоров на поставку сериала бюро подписало на Китайском международном фестивале мультфильмов и анимации (CICAF). По словам Повх, сейчас сериал столичной студии прокатывают на детских каналах в Латинской Америке, а также запланирован показ в Таиланде. «Наше бюро будет и дальше пользоваться столичными инструментами для развития своего дела, мы уверены, это принесет новые плоды», – добавила коммерческий директор бюро.
Еще одним участником программ МЭЦа несколько лет является производитель инновационных тренажеров для студентов медвузов. Их гибридный стоматологический симулятор позволяет отрабатывать манипуляции на модели челюсти с помощью технологии электромагнитного трекинга. По словам учредителя компании Залима Балкизова, помощь Москвы позволила компании участвовать в международных отраслевых выставках.
«При поддержке города мы посещаем ведущие отраслевые мероприятия, это совершенно бесплатно. После выставки в Алма-Ате наши тренажеры появились в медицинских университетах Казахстана и ОАЭ», – сообщил Балкизов.
До конца года Москва организует еще ряд выездов, отметили в департаменте предпринимательства и инновационного развития.
Чем помогает программа
Созданный семь лет назад МЭЦ работает в формате единого окна поддержки для бизнеса. В 2024 г. услугами центра воспользовались свыше 2000 предпринимателей, которые не только принимали участие в выставках и бизнес-миссиях, но и смогли получить доступ к образовательным программам, грантам и поддержке экспертов. Кроме того, МЭЦ помогает бизнесу в размещении своих товаров на крупнейших маркетплейсах и у популярных ритейлеров.
Как отметили в департаменте, перед выходом на международные рынки предприниматели получают необходимые консультации: изучают законодательство, культуру, менталитеты стран, где они хотят работать. Обучение проходит в Московской школе экспортера. В ходе лекций и практикумов предприниматели узнают о востребованных товарах и услугах в различных странах, об особенностях логистики и таможенного оформления, а также учатся тому, как находить общий язык с потенциальными партнерами.
В ходе лекций эксперты МЭЦа могут рассказать, например, о возможностях рынка стран Персидского залива, сертификации в Мексике, экспорте IT-решений в Малайзии.
Еще один инструмент поддержки бизнеса – акселераторы. Среди них можно назвать программу «Экспортеры 2.0», где слушатели анализируют конкурентную среду, разрабатывают стратегию, создают портрет будущего покупателя и адаптируют товар под его запросы. Курс занимает четыре месяца. Еще один инструмент поддержки – Акселератор для высокотехнологичных компаний и экспорта технологий – длится три месяца, а свыше 85% стоимости участия в нем компенсирует Москва.
МЭЦ также помогает бизнесу налаживать контакты с иностранными партнерами и дает финансовую поддержку. Высокотехнологичные и обрабатывающие производства могут покрыть часть расходов за счет гранта на экспорт. Его максимальный размер составляет 10 млн руб. в год (или 50% от суммы уплаченных в бюджет Москвы налогов).
В этом году Москва в два раза увеличила размер гранта для новых и активных экспортеров – с 10 до 20% от суммы контракта. Прием заявок на его получение открыт до 31 октября.
Одно из столичных высокотехнологичных предприятий получило за несколько лет поддержку на сумму более 10 млн руб. Заместитель директора компании Матвей Конященко отметил, средства пошли на развитие технологий и производства. Сейчас компания сотрудничает с партнерами из государств Евразийского экономического союза и Китая.
В августе мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем Telegram-канале, что объем экспорта высоких технологий из Москвы, который был поддержан городом, по итогам семи месяцев 2024 г. вырос более чем в три раза. МЭЦ и сейчас предлагает широкую линейку инструментов для продвижения технологических компаний на зарубежных рынках, добавил Собянин.
Чем полезен МЭЦ
Московский экспортный центр (МЭЦ) создан правительством Москвы для оказания предпринимателям города финансовых и нефинансовых мер поддержки в целях продвижения продукции столичных производителей и поставщиков услуг на зарубежных рынках. Одна из ключевых задач МЭЦа – увеличение числа московских экспортеров и реализация проектов по эффективному развитию их внешнеэкономической деятельности.
Мэр отметил, что за семь месяцев текущего года город помог технологическим компаниям заключить экспортные контракты почти на 1,4 млрд руб., и добавил, что в прошлом году сумма составила 460 млн руб. Также город помог экспортерам договориться о поставках в 20 дружественных стран – от Бразилии до Таиланда. В частности, по его словам, за рубежом востребованы радиофармпрепараты, инновационная светотехника, валидаторы, умные домофоны, решения виртуальной реальности для здравоохранения, программное обеспечение для бизнеса и финансовых организаций.
На долю Москвы приходится порядка 17,5% общероссийского экспорта высокотехнологичной продукции, отметил в комментарии для «Ведомости. Города» генеральный директор Московского экспортного центра Виталий Степанов. Всего по итогам семи месяцев 2024 г. сумма экспортных контрактов получателей мер поддержки МЭЦа превысила 9,5 млрд руб., отметил в своем Telegram-канале Собянин.